Первоначальное обучение вождению посадка действие органами управления

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 19.09.2024

Обучающие: Сформировать понимание у студентов пользования органами управления автомобилем. Научить быстро и правильно занимать рабочее место водителя, умело пользоваться ремнями безопасности, выполнять действия, соответствующие троганию с места, движению и остановке автомобиля (при неработающем двигателе), выходить из автомобиля.

Развивающая: Развивать умение пространственного ориентирования при начале движении автомобиля, привить необходимость правильного использования стояночной тормозной системы. Способствовать в выработке знании, умений и навыков при переключении передач восходящем и нисходящем порядке.

Воспитательная: Воспитывать ответственность и дисциплинированность будущего водителя.

Используемая педагогическая технология: технология личностно-ориентированного подхода.

Овладение профессиональными компетенциями:

ПК 2.1. Управлять автомобилями категорий "B" и "C".

ПК 2.4. Устранять мелкие неисправности, возникающие во время эксплуатации транспортных средств.

ПК 2.6. Проводить первоочередные мероприятия на месте дорожно-транспортного происшествия.

Овладение общими компетенциями:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

основы законодательства в сфере дорожного движения, Правила дорожного движения;

правила эксплуатации транспортных средств; назначение, расположение, принцип действия основных механизмов и приборов транспортных средств; перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств или их дальнейшее движение; основы безопасного управления транспортными средствами

соблюдать Правила дорожного движения; безопасно управлять транспортными средствами в различных дорожных и метеорологических условиях;

уверенно действовать в нештатных ситуациях;

управлять своим эмоциональным состоянием, уважать права других участников дорожного движения, конструктивно разрешать межличностные конфликты, возникшие между участниками дорожного движения; выполнять контрольный осмотр транспортных средств перед выездом и при выполнении поездки; принимать возможные меры для оказания первой помощи пострадавшим при

соблюдать требования по транспортировке пострадавших; использовать средства пожаротушения.

заправлять транспортные средства горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями с соблюдением экологических требований; устранять возникшие во время эксплуатации транспортных средств мелкие неисправности, не требующие разборки узлов и агрегатов, с соблюдением требований техники безопасности; соблюдать режим труда и отдыха;

Описание рабочего места, инструменты, материалы, оборудования (материальное обеспечение): закрытая учебная площадка, инструктивно-технологическая карта, учебный автомобиль.

Продолжительность занятия: 2 ч

Время выполнения этапа

Открывание дверей, моторного отсека, проверка технологических жидкостей.

Отработка правильной посадки

Ознакомление с органами управления и контрольно-измерительными приборами.

Заключительная часть, контрольный опрос, подведение итогов, постановка автомобиля на стоянку.

Содержание работы: (задание)

Теоретические сведения: тахометр, спидометр, рычаг КПП, стояночная тормозная система.

  1. Инструктаж по охране труда
  2. Принять доклад от учащегося о прибытии на занятия.
  3. Объявить цель занятия.
  4. Проверить знания предыдущего материала.
  1. Показать последовательность выполнения упражнения.
  2. Самостоятельная отработка упражнений студентов.
  3. Наблюдение за действиями и поведением учащегося.
  4. Исправление ошибок, допущенных учащимся при выполнении упражнения.
  5. Контрольная проверка знаний и навыков учащегося по данному упражнению.

Эскиз, схема, график

Инструкция о выполнении упражнения

Отработка правильной посадки обучаемого на место водителя, правила пользования ремнями безопасности, положение рук на рулевом колесе при движении по прямой и на поворотах, приемы резких (крутых) поворотов, положение ног на педалях, выход из автомобиля







А. Положение корпуса: 1- Правильное, спина полностью прилегает к спинке сиденья, ноги легко достают до педалей, руки слегка согнуты в локтях; 2- сиденье отодвинуто слишком далеко, спина не имеет опоры, ухудшается обзорность, повышается утомляемость; 3- сиденье слишком близко придвинуто к рулевому колесу, нога не имеет опоры, слишком согнутые руки затрудняют свободное управление; Б. Положение правой и левой ноги на педалях сцепления и тормоза: 1- правильное, средней частью стопы; 2 и 3- неправильное, передней и задней частью стопы; В. Положение рук на рулевом колесе: 1- правильное; 2 и 3 – неправильные.

Ознакомление с органами управления, контрольно-измерительными, сигнальными и другими приборами. Обучение приемам раздельного и совместного действия педалями сцепления, тормоза, управления дросселями, рычагами переключения передач и стояночного тормоза.




Педаль привода сцепления для кратковременного разобщения коленчатого вала двигателя и трансмиссии, при переключении передач , торможении и остановки автомобиля. Педаль тормоза – осуществляется замедление движения автомобиля и полная его остановка, а в случае возникновения опасной дорожной обстановки предупреждаются столкновения, наезд и т.д. путем экстренного торможения. Педаль дроссельной заслонки – увеличивается поступление горючей смеси. Рычаг переключения коробки передач- происходит включение различных передач для изменения величины и направления крутящего момента .Рычаг стояночного тормоза обеспечивает удержание автомобиля в неподвижном состоянии как на горизонтальном участке дороги, так и на уклоне или подъеме. Приборы: спидометр, указывает скорость в км/ч, показывает общий пробег. Указатель температуры охлаждающей жидкости.

Тренировка действий, соответствующих троганию автомобиля с места, переключению передач, приемам плавного торможения рабочим тормозом и остановке



Отработать приемы раздельного и совместного действия педалями привода сцепления, управления дросселями и рычагом переключения передач. Цель задания - научиться правильно пользоваться педалями и РКПП, при этом обучаемый не должен смотреть на педали и рычаг КПП. Правильно пользоваться педалью: нажимать быстро и обязательно до отказа, отпускать медленно (плавно). Стопа правой ноги осуществляет нажим на педаль постепенно (медленно), передней частью стопы (с опорой каблука на пол). Правильное положение правой руки на рычаге переключения передач.(Объяснение и показ мастера). Мастер показывает обучаемому порядок трогания автомобиля с места, для чего включает указатель поворота, выключает сцепление, включает первую передачу, опускает рычаг стояночного тормоза и убедившись , что не создает помех движению , равномерно увеличивает подачу горючей смеси и плавно включает сцепление, затем убирает ногу с педали сцепления и ставит ее на пол. Переключение передач осуществлять при прямолинейном движении автомобиля. Мастер показывает обучаемому приемы плавного торможения в следующей последовательности: отпускает педаль дроссельных заслонок, выключает сцепление, плавно нажимает на педаль тормоза и замедляет движение автомобиля до нужной скорости или до полной остановки. Затем предлагает обучаемому приступить к самостоятельной тренировке.

Составить отчет о результатах выполненной работы

Отчет о работе должен содержать

  • тема и цель работы;
  • результаты выполнения работы (описать виды выполняемых работ, выполненное задание, фото материалы, по итогам - презентация);
  • перечислить наиболее успешно выполненную операцию;
  • назвать затруднения при выполнении задания;
  • выводы о результатах выполнения работы

1. Какова роль настройки рабочего места водителя и влияние на вероятность возникновения аварийных ситуаций?

2. Назовите последовательность действий при регулировке рабочего места водителя.

3. Обязан ли водитель подавать сигналы указателями поворота при начале движения в жилой зоне, обозначенной соответствующим знаком?

1) Отметить положительные и отрицательные стороны выполнения упражнения.

2) Объявить оценку.

3) Дать задание на дом.

Соблюдение требований охраны труда перед началом работы, во время работы, по окончании работы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- научить учащегося правильным и безопасным действиям органами управления.

Воспитания: - воспитывать аккуратность и точность в действиях органами управления, от которых зависит безопасность движения;

- воспитывать ответственность за свои действия.

Развития: - формирование умения анализировать показания контрольно-измерительных приборов;

- умение прогнозировать возможные последствия неправильно закрепленных навыков по управлению ТС.

Тип урока: формирование практических умений и навыков.

Методы обучения: объяснительно-практический.

Форма организации урока: индивидуальная.

Материальное обеспечение: тренажер, учебный автомобиль ВАЗ-211540

Дидактические обеспечение: учебник по вождению автомобиля, инструкционно-технологическая карта.

Место проведения урока: тренажерный класс, автодром.

Вводный инструктаж (5-10 минут).

Проверить наличие индивидуальной книжки вождения автомобиля. Осмотреть внешний вид учащегося, одежда должна соответствовать климатическим условиям, должна обеспечивать свободу движений и не нарушать кровообращение.

Ознакомить с инструкцией по охране труда и технике безопасности при проведении учебных занятий по вождению под роспись.

Объявить тему и цели занятия, последовательность выполнения задания:

- ознакомление с органами управления и контрольно-измерительными приборами учебного транспортного средства, регулировка положения сиденья, органов управления и зеркал заднего вида, пристегивание ремнем безопасности;

- действия органами управления сцеплением и подачей топлива; взаимодействие органами управления сцеплением и подачей топлива;

- действия органами управления сцеплением и переключением передач;

- взаимодействие органами управления сцеплением, переключением передач и подачей топлива при переключении передач в восходящем и нисходящем порядке;

- действия органами управления рабочим и стояночным тормозами;

- взаимодействие органами управления подачей топлива и рабочим тормозом;

- взаимодействие органами управления сцеплением, подачей топлива, переключением передач, рабочим и стояночным тормозами;

- отработка приемов руления.

Основная часть: (1 час 40 минут).

Общее ознакомление с автомобилем начинается с его краткой характеристики: называются марка, завод - изготовитель, назначение, грузоподъемность, максимальная скорость, расход топлива на 100 км пробега. Ознакомление с общим устройством: размещение двигателя, сцепления, коробки передач, карданной передачи, главной передачи, ведущих и управляемых колес, расположение приборов освещения и сигнализации, размещение номерных знаков, надписей, топливного бака, запасного колеса, комплекта водительского инструмента. Объясняется, что левую и правую стороны автомобиля определяют по ходу движения вперед. Контрольный осмотр автомобиля перед выездом на маршрут.

Органы управления и контрольно-измерительные приборы, назначение, расположение их в салоне автомобиля. Обычно стандартное расположение органов управления на автомобиле следующее:

- справа от рулевого колеса расположены рычаги переключения передач и стояночного тормоза;

- за рулевым колесом находится щиток приборов;

- на полу, под щитком приборов находятся педали:

слева - педаль сцепления;

посередине – педаль тормоза;

справа – педаль управления подачи топлива (газ);

- на рулевой колонке слева расположены комбинированный переключатель света и рычага включения указателей поворота;

- справа на рулевой колонке расположен рычаг стеклоочистителя и стеклоомывателя;

- на рулевом колесе или на комбинированном переключателе находится кнопка звукового сигнала;

- на щитке приборов расположены вспомогательные приборы, переключатели;

- под сиденьем или сбоку от него расположены рычаги и кнопки регулировки сиденья.

Органы управления, расположенные по правую сторону от рулевого колеса, приводят в действие правой рукой, слева – левой. Запрещается при включении рычагов или кнопок на щитке приборов и рулевой колонке пропускать руки между спицами рулевого колеса, так как при необходимости не удастся быстро повернуть рулевое колесо.

Поочередно показывается местонахождение и объясняется порядок включения света, противотуманных фар, указателей поворотов, аварийной сигнализации, стеклоочистителей и стеклоомывателей, звукового сигнала, обогревателей ветрового и заднего стекол, зажигания и стартера, воздушной заслонки.

Показывается размещение контрольных приборов на панели с одновременным объяснением их назначения. Ознакомление с ними целесообразно проводить в последовательности слева направо и сверху вниз.

Посадка на рабочее место водителя начинается с подхода учащегося к стоящему автомобилю. Подходить следует спереди, следуя потоку транспорта, что позволит увидеть и оценить обстановку на дороге, при необходимости пропустить движущиеся транспортные средства, подойти к автомобилю и открыть дверь. После посадки дверь сразу закрыть. Перед выходом из автомобиля с помощью зеркал заднего вида оценить обстановку на проезжей части, при необходимости пропустить движущиеся транспортные средства и только при отсутствии помех открыть дверь и выйти.

Правильная посадка обеспечивает минимальное напряжение скелетной мускулатуры и постоянную готовность к действиям в критической ситуации. Водитель должен сидеть так, чтобы, не отрываясь от спинки сиденья, мог без напряжения держать вытянутой левой рукой закрытым хватом (большой палец внутри) рулевое колесо в верхней его точке, правой рукой при этом включить любую передачу не меняя положения корпуса. Это достигается регулировкой положения сиденья водителя и регулировкой наклона спинки сиденья автомобиля. Особое внимание обращается на надежность крепления сиденья после его перемещения.

При движении в автомобиле голова водителя должна находиться точно вертикально – такое положение обеспечивает максимальную чувствительность вестибулярного аппарата. Туловище должно иметь незначительный наклон назад. Масса всего тела должна восприниматься только сиденьем, а ноги и руки должны быть полностью разгружены, то есть водитель не должен на них опираться.

Недопустима скованная, напряженная поза водителя. Следует предупредить учащегося о недопустимости изменения положения селенья во время движения.

Регулировка зеркал заднего вида. Сначала показываются места установки зеркал. Затем объясняется, что их использование во время движения позволяет водителя быть в курсе дорожной обстановки, происходящей сзади и по обе стороны автомобиля и своевременно принимать меры в сложившейся ситуации, исходя из мер требований безопасности.

Следует подчеркнуть, что хороший обзор дороги позади автомобиля обеспечивается правильной регулировкой положения зеркал. При регулировке внутреннего зеркала и в правой его части должен быть виден правый край заднего окна, а в правой части правого наружного зеркала и в левой части правого наружного зеркала - ручка задней двери легкового автомобиля или верхняя часть заднего колеса грузового автомобиля. Необходимо указать, что регулировка зеркал производится только после занятия водителем правильного положения на рабочем месте и всегда проверяется перед началом каждой поездки.

Последовательность выполнение регулировок зеркал заднего вида обязательно показывается мастером в ходе ознакомления с ними. Затем всю эту процедуру должен проделать учащийся.

Ремень безопасности. Пристегиваем ремень безопасности. Это требование ПДД обеспечивающее безопасность водителя и пассажиров, за несоблюдение – штраф по административному кодексу. Современные ремни не требуют регулировки.

Положение рук на рулевом колесе. Существуют два правильных способа держать рулевое колесо:

- не полный хват (применяется на прямой дороге)

- закрытый (основной) хват обычно применяется при сложных дорожных условиях, при поворотах, объезде препятствий.

Правильное расположение рук на рулевом колесе - строго симметричное.

Руки должны находиться в положении, соответствующем расположению стрелок на циферблате часов: левая рука между цифрами 9 и 10, правая - между цифрами 2 и 3. Объясняется, что неправильное положение рук затрудняет управление автомобилем и может привести к опасным последствиям.

Затем следует объяснить, что в практической работе водители используют три способа руления: выравнивающее, силовое и ускоренное (перехватом). Выравнивающее руление применяют для удержания движения автомобиля в прямолинейном направлении и при необходимости принять влево или вправо для смены полосы движения или съезда на обочину дороги. При этом поворот рулевого колеса в ту или иную сторону не превышает 70% и осуществляется без поворота рук.

Силовой и ускоренный способы руления применяются при выполнении поворотов и разворота автомобиля для движения в обратном направлении. Наиболее простым является силовой способ. Но его применение ограничено невысокой скоростью вращения рулевого колеса. В условиях сложной дорожной обстановки, когда требуется быстрое изменение траектории движения автомобиля, применяют ускоренный способ руления, позволяющий осуществлять поворот рулевого колеса в несколько раз быстрее по сравнению с силовым. Следует предупредить учащегося о недопустимости поворотов рулевого колеса при неподвижном состоянии автомобиля, что приводит к износу рулевого механизма и шин.

Освоение техники руления. В основу тренировок следует взять 2 способа руления – силовое и ускоренное (перехватом). Отработку их проводить лучше всего на тренажере, или на стоящем автомобиле с вывешенными колёсами.

Вариант силового руления при повороте направо включает следующую последовательность действия руками. Из исходного положения правая рука поворачивает рулевое колесо вправо. А левая рука скользит по ободу вниз. Затем левая рука поворачивает рулевое колесо вправо, а левая рука скользит по ободу вниз. Затем левая рука поворачивает рулевое колесо вправо, а правая рука скользит по ободу вверх. Снова правая рука поворачивает рулевое колесо вправо, а левая рука скользит по ободу вниз. Далее действия рук повторяются.

При ускоренном рулении (перехватом) направо последовательность действия руками иная. Из исходного положения рулевое колесо поворачивается двумя руками до момента, когда левая рука окажется в верхней точке, а правая рука перейдет горизонтальную линию обода. Затем правая рука переводится вверх, а левая рука продолжает вращать обод вправо. После этого правая рука обхватывает обод в верхней части и продолжает его поворачивать вправо, а левая рука переводится в верхнюю часть обода. Далее действия рук повторяются.

В такой же последовательности, но в симметричном исполнении, осуществляется перемещение рук во время руления при поворотах налево.

Для выравнивания автомобиля после поворота достаточно слегка отпустить обод рулевого колеса сквозь пальцы рук в обратном направлении, не допуская при этом самопроизвольного вращения руля.

В ходе освоения техники руления следует предупредить учащегося о недопустимости во время движения оставлять руль в свободном состоянии и позволять ему самому возвращаться в нейтральное положение, делать паузу между поворотом руля и его возвратом в прежнее положение. Во время движения по неровным, обледенелым и сложным участкам дорог руль необходимо держать крепко и двумя руками.

Положение стоп ног при нажатии на падали подачи топлива, тормоза и сцепления. Условно каждая стопа разделяется на три части: 1- передняя - используется для нажатия на педаль топлива; 2- средняя - используется для нажатия на педаль сцепления и тормоза; 3- пятка - служит опорой для ноги. Левой ногой нажимают на педаль сцепления, правой – поочередно на педали тормоза и подачи топлива. При движении левая ступня обычно располагается левее педали сцепления или на полу перед ней. Правая ступня располагается почти напротив педали тормоза с опорой на каблук и поворачивается вправо до контакта части 1 стопы с педалью управления подачей топлива.

Переключение передач. Схема переключения передач зависит от марки автомобиля.

Переключение можно производить только при выключенном сцеплении.

При работе с рычагом переключения передач сохранять правильное положение кисти правой руки на рычаге, обхватив ею рукоятку рычага, и полностью вводить рычаг в передачу, не меняя положения корпуса при переключении передач.

Действовать рычагом переключения передач быстро, но плавно, делая небольшую паузу в нейтральном положении, не глядя на него и не отвлекаясь от дороги.

Обучение переключения передач начинается с показа последовательности действий водителя по установлению рычага в нейтральное положение, для движения вперёд и задним ходом. Затем проводятся тренировки по переключению передач: сначала совместно с нажатием только на педаль сцепления, а в дальнейшем и на педаль подачи топлива. Первые включения должны проводиться по командам мастера. В дальнейшем самостоятельно.

Стояночный (ручной) тормоз. При показе пользования стояночным тормозом необходимо пояснить, что при затягивании рычага не следует прилагать большим усилия и нажимать на кнопку фиксатора, а при растормаживании немного потянуть вверх, нажать большим пальцем на кнопку фиксатора и опустить вниз до упора. Не следует применять стояночный тормоз для остановки движущегося автомобиля, за исключением чрезвычайных ситуаций, но обязательно использовать при парковке, особенно по наклонной поверхности.

Обучение приёмам управления педалями и рычагами обычно проводятся в такой последовательности;

- нажатие и отпускание педали сцепления;

- нажатие и отпускание педали подачи топлива;

- согласованные действия двумя педалями;

- нажатие и отпускание педали тормоза;

- согласованные действия двумя педалями;

- перевод рычага коробки передачи из нейтрального положения в рабочее на всех передачах и из рабочего в нейтральное положение;

- действия педалями сцепления, подачи топлива, рычагами коробки передач и стояночного тормоза, соответствующие началу движения;;

- включение указателя поворота;

- действия педалями сцепления, подачи топлива, тормоза, рычагами коробки передач и стояночного тормоза, соответствующие остановке автомобиля, включения и выключения указателя поворота.

При работе с органами управления автомобиля рекомендуется помнить и соблюдать следующие требования:

- перед запуском двигателя всегда включать сцепление и лишь тогда включать стартер;

- педаль сцепления нажимать быстро и до конца, а отпускать плавно, с удержанием её в конце рабочего хода;

- педаль управления подачей топлива нажимать плавно и плавно отпускать её;

- педаль тормоза нажимать плавно и не до конца её хода. К ударному резкому торможению прибегать лишь при возникновении опасных дорожных ситуаций, требующих экстренного торможения;

- при работе с рычагом переключения передач сохранять правильное положение кисти правой руки на рычаге, обхватив ею рукоятку рычага, и полностью вводить рычаг в передачу, не меняя положения корпуса при переключении передач;

- указатели поворотов включать пальцами левой руки, стараясь не снимать большой палец с рулевого колеса;

- ноги в кабине (салоне) автомобиля расположить так, чтобы они без труда могли перемещаться на педали, не задевая коленями рулевого колеса;

- действовать педалями сцепления, тормоза и управлением подачей топлива, рычагом переключения передач, не глядя на них и не прекращая наблюдения за дорогой.

Заключительная часть. (5-10 минут)

Оценить действия учащегося по выполнению задания в целом. Объяснить причины имеющихся недостатков.

Занести необходимые данные в Индивидуальную книжку (карточку) учета обучению вождения автомобиля и путевой лист.

Для устранения отмеченных недостатков дать учащемуся задание на дом.

Примерная программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "С" утвержденная приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1408.

Рабочая программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "В" утвержденная приказом директора ГАПОУ ЗАК.

Доступно для всех учеников 1-11 классов и дошкольников

План проведения практического занятия

по вождению автомобиля

Тема 1: Первоначальное обучение вождению.

Задание 1.1 . Посадка, действия органами управления.

педагогом дополнительного образования

Гуркиным Денисом Анатольевичем

Учебные цели:

1. Научить учащихся: правильной посадке на место водителя, положению за рулем и выходу из кабины;

2.Ознакомить с расположением и назначением органов управления и контрольно-измерительных приборов; научиться пользоваться ими.

3. Научить действиям органами управления при трогании с места с переключением в восходящих и нисходящих порядках, исправности и экстренного торможения, остановки (отрабатывается при неработающем двигателе).

4. Отработать навыки руления, положение рук на рулевом колесе, вращение рулевого колеса двумя руками поочередно вправо и влево с постепенным увеличением интенсивности.

Метод проведения: упражнения.

Время проведения : 1 час.

Место проведения : закрытая площадка.

Материальное обеспечение : учебный автомобиль.

Порядок проведения занятия :

Вступительная часть (5 мин.)

Представление прибывшего на занятие учащегося и предъявления им индивидуальной карты вождения автомобиля.

Назвать учащемуся номер и наименование отрабатываемых тем, заданий, учебных целей и времени.

Провести инструктаж по технике безопасности.

Основная часть (50 мин.).

Ознакомление с автомобилем.

Ознакомление с органами управления и приборами сигнализации.

1. Посадка на рабочее место.

2. Регулировка зеркала заднего вида.

3.Отработать учебные задачи и выработать навыки и приёмы управления автомобилем.

Заключительная часть (5 мин.)

Последовательность выполнения упражнений.

Ознакомление с автомобилем начинается с его краткой характеристики: называются марка, назначение, грузоподъемность, максимальная скорость, расход топлива на 100 км пробега. Затем называется размещение двигателя, сцепление, коробки передач, главные передачи, ведущих и главных колес, расположение приборов освещения и сигнализации, размещение номерных знаков, надписей, топливного бака, запасного колеса, комплекта водительского инструмента. Объясняется, что левую и правую стороны автомобиля определяют по ходу движения вперед.

Посадка на рабочее место начинается с подхода учащегося к стоящему автомобилю. Подходить следует спереди, следуя потоку транспорта, что позволит увидеть и оценить обстановку на дороге, при необходимости пропустить движущиеся транспортные средства, беспрепятственно подойти к автомобилю и открыть дверь. После посадки дверь сразу закрыть.

Перед выходом из автомобиля с помощью зеркал заднего вида оценить обстановку на проезжей части, при необходимости пропустить движущиеся транспортные средства и только при отсутствии помех открыть дверь и выйти.

Правильное положение водителя на рабочем месте определяется точками опоры спины, поясницы и ног, а также направлением взгляда, позволяющим четко видеть дорогу перед собой. При правильной посадке перевод рычага переключения передач правой рукой в положение наиболее удаленное от водителя, должно осуществляться без наклона корпуса и отрыва его от спинки сиденья.

Правильная посадка на рабочем месте обеспечивается: перемещением сиденья вперед - назад при полностью выжатой педали сцепления до положения, при котором левая нога остается слегка согнутой в коленном суставе; установкой спинки сиденья в положение, при котором она плотно прилегает к почти вертикально расположенной и при этом не требуется изменять положение корпуса; установкой подголовника так, чтобы вверх располагался на уровне верхней части уха водителя и находился близко к затылку; регулировкой натяжения ремня безопасности: при занятии водителем правильного положения за рулем ладонь правой руки должна туго пролезать под ремень на уровне груди.

Во время проведения занятия в обязанности мастера входит объяснение и личный показ последовательности действий водителя при занятии рабочего места. Особое внимание обращается на надежность крепления сиденья после его перемещения. Затем весь комплекс работ по посадке водителя на рабочее место должен проделать учащийся.

В завершение необходимо объяснить, к каким последствиям может привести неправильная посадка, неправильно отрегулированный подголовник (травмы шеи и позвоночника); плохой обзор дороги и пренебрежение к пользованию ремнем безопасности. Следует предупредить учащегося о недопустимости изменения положения сиденья во время движения.

Регулировка зеркал заднего вида . Сначала показываются места установки зеркал. Затем объясняется, что их использование во время движения позволяет водителя быть в курсе дорожной обстановки, происходящей сзади и по обе стороны автомобиля и своевременно принимать меры в сложившейся ситуации, исходя из мер требований безопасности.

Следует подчеркнуть, что хороший обзор дороги позади автомобиля обеспечивается правильной регулировкой положения зеркал. При регулировке внутреннего зеркала и в правой его части должен быть виден правый край заднего окна, а в правой части правого наружного зеркала и в левой части правого наружного зеркала - ручка задней двери легкового автомобиля. Необходимо указать, что регулировка зеркал производится только после занятия водителем правильного положения на рабочем месте и всегда проверяется перед началом каждой поездки.

Последовательность выполнение регулировок зеркал заднего вида обязательно показывается мастером в ходе ознакомления с ними. Затем всю эту процедуру должен проделать учащийся.

Органы управления и приборы сигнализации. К ним относятся: рулевое колесо; педали сцепления; тормоза и подачи топлива; рычаги коробки перемены передач и стояночного тормоза; включать и переключать света фар; рычаги указателя поворотов, стеклоочистители и стеклоомывателей; замок зажигания.

Ознакомление с их размещением и правилами пользования обычно начинается с рулевого управления. Сначала показывается правильное положение рук на ободе рулевого колеса. Руки должны находиться в положении, соответствующем расположению стрелок на циферблате часов: левая рука между цифрами 9 и 10, правая - между цифрами 2 и 3. Объясняется, что неправильное положение рук затрудняет управление автомобилем и может привести к опасным последствиям.

Затем следует объяснить, что в практической работе водители используют три способа руления: выравнивающее, силовое и ускоренное. Выравнивающее руление применяют для удержания движения автомобиля в прямолинейном направлении и при необходимости принять влево или вправо для смены полосы движения или съезда на обочину дороги. При этом поворот рулевого колеса в ту или иную сторону не превышает 70% и осуществляется без поворота рук.

Силовой и ускоренный способы руления применяются при выполнении поворотов и разворота автомобиля для движения в обратном направлении. Наиболее простым является силовой способ. Но его применение ограничено невысокой скоростью вращения рулевого колеса. В условиях сложной дорожной обстановки, когда требуется быстрое изменение траектории движения автомобиля, применяют ускоренный способ руления, позволяющий осуществлять поворот рулевого колеса в несколько раз быстрее по сравнению с силовым. Следует предупредить учащегося о недопустимости поворотов рулевого колеса при неподвижном состоянии автомобиля, что приводит к износу рулевого механизма и шин.

Объясняются и показываются правила пользования рычагом стояночного тормоза, рычагами коробки передач и раздаточной коробки (при наличии); педалями подачи топлива, тормоза, сцепления. При показе пользования стояночным тормозом необходимо пояснить, что при затягивании рычага не следует прилагать большим усилия и нажимать на кнопку фиксатора, а при растормаживании немного потянуть вверх, нажать большим пальцем на кнопку фиксатор и опустить вниз до упора. Не следует применять стояночный тормоз для остановки движущегося автомобиля, за исключением чрезвычайных ситуаций, но обязательно использовать при парковке, особенно по наклонной поверхности.

В особом пояснении нуждается использование стоп ног при нажатии на падали топлива, тормоза и сцепления. Условно каждая стопа разделяется на три части: 1- передняя - используется для нажатия на педаль топлива; 2- средняя - используется для нажатия на педаль сцепления и тормоза; 3- пятка - служит опорой для ноги. Левой ногой нажимают на педаль сцепления, правой - на педали тормоза и подачи топлива. Левая ступня обычно располагается левее педали сцепления или на полу перед ней. Правая ступня располагается почти напротив педали тормоза с опорой на каблук и поворачивается вправо до контакта части 1 стопы с педалью управления подачей топлива.

Поочередно показывается местонахождение и объясняется порядок включения света, противотуманных фар, указателей поворотов, аварийной сигнализации, стеклоочистителей и стеклоомывателей, звукового сигнала, обогревателей ветрового и заднего стекол, зажигания и стартера, воздушной заслонки.

Показывается размещение контрольных приборов на панели с одновременным объяснением их назначения. Ознакомление с ними целесообразно проводить в последовательности слева направо и сверху вниз.

Обучение приёмам управления педалями и рычагами обычно проводятся в такой последовательности ;

Доступно для всех учеников 1-11 классов и дошкольников

Тема занятия:

"Посадка водителя. Приемы действия органами управления. Движение по прямой"

Тип урока: Комбинированный.

Продолжительность занятия : 60 мин.

Место проведения: Учебная площадка.

Цели: ознакомить учащихся с рычагами и педалями транспортного средства, правилами использования контрольных приборов и их назначение; формировать навыки движения: трогание с места, остановка, движение вперед, движение на задней передаче; развивать координацию движения, выработка быстроты приемов управления автомобилем.

Методы обучения: словесный, практический, наглядно-демонстрационный.

Демонстрационно-репродуктивный: демонстрация мастером производственного обучения действий согласно плану занятия. Практическое занятие на учебном автомобиле, выполнение практических заданий.

Форма обучения: индивидуальная.

Материальное обеспечение:

1.Автомобиль ВАЗ 219010 ( Lada Granta );

2.Площадка для первоначального обучения.

Ход занятия

1. Организационный этап.

2.Повторение пройденного материала.

4. Основной этап. Текущий инструктаж:

1) Изучение нового материала.

2) Самостоятельное выполнение упражнения.

3) Наблюдение за действиями и поведением учащегося.

4) Разбор и исправление ошибок, допущенных учащимися при выполнении упражнения.

5) Контрольная проверка знаний и умений учащегося.

5. Заключительный этап:

— индивидуальный разбор итогов урока;

— побуждение учащегося к самоанализу и самооценке выполненных заданий;

— анализ недостатков и достижений в работе учащегося на уроке.

Ход занятия

1. Организационный этап: Приветствие. Проверка внешнего рабочего вида. Проверить готовность обучающегося к уроку (проверка психофизического состояния путем опроса о его здоровье, эмоциональном состоянии, наличие удобной формы одежды).

2.Повторение пройденного материала . Ежедневное техническое обслуживание учащийся проводит наружный осмотр автомобиля на предмет целостности комплектации, проверяет давления воздуха в покрышках, проверяет уровень масла, тормозной и охлаждающей жидкостей. Подготавливает рабочее место водителя к началу движения, запускает и прогревает двигатель.

Требования и действия при начале движения?

Ваши действия при трогании с места?

Правило переключения механической коробки переменных передач.

Назовите способы торможения.

Сегодня мы продолжим первоначальное обучение вождению автомобиля.

Выполнение учащимися отдельных приемов на ровной площадке:

2.Объяснение о правильности выполнения заданий и упражнений на учебном полигоне.

3.Скатывание ТС назад более, чем на 30 секунд.

5.Выбор передачи на подъеме.

6.Выбор работы ручного тормоза.

7.Элементы оборудования на учебном полигоне.

4. Основной этап. Отработка упражнений. Мастер производственного обучения по вождению проводит инструктаж, разъясняет последовательность действия органами управления, важность соблюдения правильного порядка нажатия и отпускания педалей во избежание возникновения неисправностей и поломок автомобиля, а так же избежание возникновения аварийных ситуаций. Учащийся наблюдает за действиями мастера производственного обучения. Воспринимая показ, учащийся должен не только понять, но и запомнить во всех деталях то, что показывает мастер. Поэтому показ изучаемых приемов и способов следует повторять, несколько раз подряд.

Упражнение 1. Подготовка рабочего места водителя. Проверка правильности посадки учащегося в ТС и правильность положения учащегося за рулем.

hello_html_1cbaaf3d.jpg

В этом положении нога не должна испытывать неудобства. Затем педаль сцепления выжимается полностью (до упора), при этом нога не должна тянуться. Незначительный изгиб в колене сохраняется. Этого мы добиваемся продольным перемещением сиденья.

hello_html_m2bf4d445.jpg

Рис.2
Наклон спинки сиденья регулируем таким образом, чтобы руки на рулевом колесе лежали удобно. Правильное положение рук на ободе колеса показано на рис.2.

hello_html_m6584ed9e.jpg


Рис.3.
Руки также должны быть слегка согнуты в локтях (рис.3).
Следующее, на что надо обратить внимание – это обзор сзади. Зеркала заднего вида регулируются так, чтобы в салонном зеркале максимально просматривалось заднее стекло автомобиля, а в боковом – борт автомобиля по касательной.

hello_html_m7bd37f17.jpg

hello_html_544d5360.jpg

hello_html_m49f109de.jpg

Рис.4
Положения ключа:
I – зажигание выключено, можно включить габариты и фары
О – все отключено
II – зажигание включено
III – стартерное положение (подпружиненное)

Упражнение 4 . Отработка момента срабатывания сцепления
Упражнение 5. Трогание автомобиля с места

Чтобы стронуть автомобиль с места, двигателю нужна определенная мощность, которая зависит от его оборотов. На оборотах холостого хода, на которых работает двигатель без нагрузки при отпущенной педали акселератора, мощность его минимальна. В момент трогания автомобиля двигатель нагружается, преодолевая сопротивление качению автомобиля, и чтобы он не остановился, надо добавить ему обороты, слегка нажав на педаль акселератора. Попробуем для начала просто прибавить обороты, т.е. поработать только правой ногой. Нажимать на педаль акселератора надо очень осторожно. Двигатель без нагрузки будет чутко реагировать. Обороты контролируем на слух.
5. Заключительный этап.

Доступно для всех учеников 1-11 классов и дошкольников

Тема занятия:

"Посадка водителя. Приемы действия органами управления. Движение по прямой"

Тип урока: Комбинированный.

Продолжительность занятия : 60 мин.

Место проведения: Учебная площадка.

Цели: ознакомить учащихся с рычагами и педалями транспортного средства, правилами использования контрольных приборов и их назначение; формировать навыки движения: трогание с места, остановка, движение вперед, движение на задней передаче; развивать координацию движения, выработка быстроты приемов управления автомобилем.

Методы обучения: словесный, практический, наглядно-демонстрационный.

Демонстрационно-репродуктивный: демонстрация мастером производственного обучения действий согласно плану занятия. Практическое занятие на учебном автомобиле, выполнение практических заданий.

Форма обучения: индивидуальная.

Материальное обеспечение:

1.Автомобиль ВАЗ 219010 ( Lada Granta );

2.Площадка для первоначального обучения.

Ход занятия

1. Организационный этап.

2.Повторение пройденного материала.

4. Основной этап. Текущий инструктаж:

1) Изучение нового материала.

2) Самостоятельное выполнение упражнения.

3) Наблюдение за действиями и поведением учащегося.

4) Разбор и исправление ошибок, допущенных учащимися при выполнении упражнения.

5) Контрольная проверка знаний и умений учащегося.

5. Заключительный этап:

— индивидуальный разбор итогов урока;

— побуждение учащегося к самоанализу и самооценке выполненных заданий;

— анализ недостатков и достижений в работе учащегося на уроке.

Ход занятия

1. Организационный этап: Приветствие. Проверка внешнего рабочего вида. Проверить готовность обучающегося к уроку (проверка психофизического состояния путем опроса о его здоровье, эмоциональном состоянии, наличие удобной формы одежды).

2.Повторение пройденного материала . Ежедневное техническое обслуживание учащийся проводит наружный осмотр автомобиля на предмет целостности комплектации, проверяет давления воздуха в покрышках, проверяет уровень масла, тормозной и охлаждающей жидкостей. Подготавливает рабочее место водителя к началу движения, запускает и прогревает двигатель.

Требования и действия при начале движения?

Ваши действия при трогании с места?

Правило переключения механической коробки переменных передач.

Назовите способы торможения.

Сегодня мы продолжим первоначальное обучение вождению автомобиля.

Выполнение учащимися отдельных приемов на ровной площадке:

2.Объяснение о правильности выполнения заданий и упражнений на учебном полигоне.

3.Скатывание ТС назад более, чем на 30 секунд.

5.Выбор передачи на подъеме.

6.Выбор работы ручного тормоза.

7.Элементы оборудования на учебном полигоне.

4. Основной этап. Отработка упражнений. Мастер производственного обучения по вождению проводит инструктаж, разъясняет последовательность действия органами управления, важность соблюдения правильного порядка нажатия и отпускания педалей во избежание возникновения неисправностей и поломок автомобиля, а так же избежание возникновения аварийных ситуаций. Учащийся наблюдает за действиями мастера производственного обучения. Воспринимая показ, учащийся должен не только понять, но и запомнить во всех деталях то, что показывает мастер. Поэтому показ изучаемых приемов и способов следует повторять, несколько раз подряд.

Упражнение 1. Подготовка рабочего места водителя. Проверка правильности посадки учащегося в ТС и правильность положения учащегося за рулем.

hello_html_1cbaaf3d.jpg

В этом положении нога не должна испытывать неудобства. Затем педаль сцепления выжимается полностью (до упора), при этом нога не должна тянуться. Незначительный изгиб в колене сохраняется. Этого мы добиваемся продольным перемещением сиденья.

hello_html_m2bf4d445.jpg

Рис.2
Наклон спинки сиденья регулируем таким образом, чтобы руки на рулевом колесе лежали удобно. Правильное положение рук на ободе колеса показано на рис.2.

hello_html_m6584ed9e.jpg


Рис.3.
Руки также должны быть слегка согнуты в локтях (рис.3).
Следующее, на что надо обратить внимание – это обзор сзади. Зеркала заднего вида регулируются так, чтобы в салонном зеркале максимально просматривалось заднее стекло автомобиля, а в боковом – борт автомобиля по касательной.

hello_html_m7bd37f17.jpg

hello_html_544d5360.jpg

hello_html_m49f109de.jpg

Рис.4
Положения ключа:
I – зажигание выключено, можно включить габариты и фары
О – все отключено
II – зажигание включено
III – стартерное положение (подпружиненное)

Упражнение 4 . Отработка момента срабатывания сцепления
Упражнение 5. Трогание автомобиля с места

Чтобы стронуть автомобиль с места, двигателю нужна определенная мощность, которая зависит от его оборотов. На оборотах холостого хода, на которых работает двигатель без нагрузки при отпущенной педали акселератора, мощность его минимальна. В момент трогания автомобиля двигатель нагружается, преодолевая сопротивление качению автомобиля, и чтобы он не остановился, надо добавить ему обороты, слегка нажав на педаль акселератора. Попробуем для начала просто прибавить обороты, т.е. поработать только правой ногой. Нажимать на педаль акселератора надо очень осторожно. Двигатель без нагрузки будет чутко реагировать. Обороты контролируем на слух.
5. Заключительный этап.

Читайте также: