Оценка риска возникновения дтп

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 19.09.2024

РУКОВОДСТВО ПО БЕЗОПАСНОСТИ "МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АНАЛИЗА ОПАСНОСТЕЙ И ОЦЕНКИ РИСКА АВАРИЙ НА ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТАХ"

Руководство по безопасности "Методические основы по проведению анализа опасностей и оценки риска аварий на опасных производственных объектах" разработано в целях содействия соблюдению требований федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, регулирующих вопросы безопасной эксплуатации опасных производственных объектов, на основе и взамен аналогичного документа, утвержденного приказом Ростехнадзора от 13.05.2015 N 188.

В разработке Руководства принимали участие С.Г.Радионова, Б.А.Красных, С.А.Жулина, В.В.Козельский, Г.М.Селезнёв, И.С.Ясинский (Ростехнадзор), А.С.Печёркин, И.А.Кручинина, М.В.Лисанов, В.В.Симакин, Е.В.Ханин, А.И.Гражданкин, Д.В.Дегтярёв, А.В.Савина, Е.А.Самусева, Е.А.Агапова, Л.В.Бланк, А.С.Софьин, Е.Е.Невская (ЗАО "Научно-технический центр исследований проблем промышленной безопасности"), С.И.Сумской (Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ").

Руководство содержит рекомендации по проведению анализа опасностей и оценки риска аварий для обеспечения требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов и не является нормативным правовым актом.

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2. Настоящее Руководство содержит рекомендации по проведению анализа опасностей и оценки риска аварий для обеспечения требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов и не является нормативным правовым актом.

3. Организации, осуществляющие анализ опасностей и оценки риска аварий, могут использовать иные обоснованные способы и методы, чем те, которые указаны в настоящем Руководстве.

4. В настоящем Руководстве используются термины и определения, приведенные в приложении N 1 к настоящему Руководству.

II. ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АНАЛИЗА ОПАСНОСТЕЙ И ОЦЕНКИ РИСКА АВАРИЙ

5. Анализ опасностей и оценки риска аварий на ОПО (далее - анализ риска аварий) представляют собой совокупность научно-технических методов исследования опасностей возникновения, развития и последствий возможных аварий, включающую планирование работ, идентификацию опасностей аварий, оценку риска аварий, установление степени опасности возможных аварий, а также разработку и своевременную корректировку мероприятий по снижению риска аварий.

6. Анализ риска аварий рекомендуется проводить при разработке:

проектной документации на строительство или реконструкцию ОПО;

документации на техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию ОПО;

декларации промышленной безопасности ОПО;

обоснования безопасности ОПО;

плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО;

плана мероприятий по снижению риска аварий и других документов в составе документационного обеспечения систем управления промышленной безопасностью.

7. Настоящее Руководство рекомендуется использовать в качестве основы для разработки отраслевых методических рекомендаций, руководств и методик по проведению анализа риска аварий на ОПО различных отраслей промышленности, транспорта и энергетики. Рекомендации по анализу риска аварий при необходимости могут дополняться и уточняться в соответствующих руководствах по безопасности, отражающих отраслевую специфику и технологические особенности ОПО.

III. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ АНАЛИЗА ОПАСНОСТЕЙ И ОЦЕНКИ РИСКА АВАРИЙ

8. Основная цель анализа риска аварий - установление степени аварийной опасности ОПО и (или) его составных частей для заблаговременного предупреждения угроз причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, угроз возникновения аварий и (или) чрезвычайных ситуаций техногенного характера, разработки, плановой реализации и своевременной корректировки обоснованных рекомендаций по снижению риска аварий и (или) мероприятий, направленных на снижение масштаба последствий аварий и размера ущерба, нанесенного в случае аварии на ОПО, а также мер, компенсирующих отступления от требований федеральных норм и правил в области промышленной безопасности при обосновании безопасности ОПО.

9. На различных стадиях жизненного цикла ОПО основная цель анализа риска аварий достигается постановкой и решением соответствующих задач в зависимости от необходимой полноты анализа опасностей аварий, которая определяется требованиями разработки декларации промышленной безопасности, специальных технических условий, обоснования безопасности ОПО, отчета о количественной оценке риска аварий и иных документов, использующих результаты анализа риска аварий.

10. На стадии обоснования инвестиций, проектирования, подготовки технической документации или размещения ОПО рекомендуется решать следующие задачи анализа риска аварий:

проведение идентификации опасностей аварий и качественной и (или) количественной оценки риска аварий с учетом воздействия поражающих факторов аварий на персонал, население, имущество и окружающую среду;

обоснование оптимальных вариантов применения технических и технологических решений, размещения технических устройств, зданий и сооружений, составных частей и самого ОПО с учетом расположения близлежащих объектов производственной и транспортной инфраструктуры, особенностей окружающей местности, а также территориальных зон (охранных, санитарно-защитных, жилых, общественно-деловых, рекреационных);

использование сведений об опасностях аварий при разработке стандартов предприятий, инструкций, технологических регламентов и планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО;

определение степени опасности аварий для выбора наиболее безопасных проектных решений;

обоснование, корректировка и модернизация организационных и технических мер безопасности;

разработка обоснованных рекомендаций по снижению риска аварий на ОПО и (или) его составных частях.

11. На стадиях ввода в эксплуатацию, консервации или ликвидации ОПО рекомендуется решать следующие задачи анализа риска аварий:

уточнение идентификации опасностей аварий с оценкой вероятности и возможных последствий аварий, актуализация полученных ранее качественных или количественных оценок риска аварий;

уточнение степени опасности аварий и оценка достаточности специальных мер по снижению риска аварий в переходный период.

12. На стадиях эксплуатации, реконструкции или технического перевооружения ОПО рекомендуется решать следующие задачи анализа риска аварий:

уточнение и актуализация данных об основных опасностях аварий, в том числе, сведений, представленных в декларации промышленной безопасности ОПО, сведений об оценке максимального возможного количества потерпевших для целей страхования ответственности; технических данных и организационной информации по обследованию технического состояния объекта;

определение и контроль частоты и периодичности диагностирования технических устройств, зданий и сооружений на ОПО, в том числе методами неразрушающего контроля;

проведение мониторинга степени аварийной опасности и оценки эффективности мер по снижению риска аварий на ОПО, в том числе для оценки эффективности систем управления промышленной безопасностью;

разработка рекомендаций по обеспечению безопасности и при необходимости корректировка мер по снижению риска аварий;

совершенствование инструкций по эксплуатации и техническому обслуживанию, планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО.

IV. ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИЗА РИСКА АВАРИЙ

13. При проведении анализа риска аварий рекомендуется последовательно выполнять следующие этапы:

планирования и организации работ, сбора сведений;

оценки риска аварий на ОПО и (или) его составных частях;

установления степени опасности аварий на ОПО и (или) определения наиболее опасных (с учетом возможности возникновения и тяжести последствий аварий) составных частей ОПО;

разработки (корректировки) мер по снижению риска аварий.

Состав и комплектность этапов рекомендуется уточнять в зависимости от конкретизации задач анализа риска аварий.

Общая схема анализа опасностей и оценки риска аварий на ОПО представлена на схеме 2-1 приложения N 2 к настоящему Руководству. Рекомендуемая схема анализа опасностей и оценки риска аварий, связанных с выбросом опасных веществ на ОПО, представлена в приложении N 3 к настоящему Руководству.

14. При планировании и организации анализа риска аварий рекомендуется:

а) определить анализируемый ОПО (или его составную часть) и дать его общее описание, провести анализ требований нормативных и правовых документов в области анализа риска аварий применительно к рассматриваемому объекту;

б) обосновать необходимость проведения анализа опасностей и оценки риска аварий в случае отсутствия нормативных требований в этой области;

в) провести анализ требований заказчика работ (инвесторов, проектировщиков или других заинтересованных лиц);

г) уточнить задачи проводимого анализа риска аварий с учетом причин, которые вызвали необходимость проведения таких работ (декларирование промышленной безопасности, обоснование безопасности ОПО, экспертиза промышленной безопасности, обоснование проектных решений по обеспечению безопасности, применение новых технологий или материалов);

д) определить используемые методы анализа риска аварий, основные и дополнительные показатели риска, степень их детальности и ограничения;

е) проанализировать, выбрать и определить значения фоновых рисков аварий и (или) соответствующие критерии (достижения) допустимого риска аварий, и (или) иные обоснованные показатели безопасной эксплуатации ОПО;

ж) сформировать рабочую группу для проведения анализа риска аварий, оценить сроки и трудозатраты работ.

15. При осуществлении сбора сведений для описания анализируемого ОПО и (или) его составной части рекомендуется собрать сведения:

а) об идентификации ОПО;

б) об инцидентах и авариях на данном и (или) аналогичных объектах;

в) о характеристиках района расположения объекта (природных, техногенных, антропогенных);

г) о характеристиках технических устройств, зданий и сооружений, применяемых на объекте;

д) о проектном и фактическом распределении обращающихся опасных веществ.

16. На этапе идентификации опасностей аварий рекомендуется:

а) определить источники возникновения возможных инцидентов и аварий, связанных с разрушением сооружений и (или) технических устройств на ОПО, неконтролируемыми выбросами и (или) взрывами опасных веществ;

б) провести разделение ОПО на составные части (составляющие ОПО) при необходимости проведения анализа риска аварий на них; выделить характерные причины возникновения аварий на ОПО или его составных частях;

в) определить основные (типовые) сценарии аварий с их предварительной оценкой и ранжированием с учетом последствий и вероятности, при этом рассмотреть инициирующие и последующие события, приводящие к возможному возникновению поражающих факторов аварий.

На этапе идентификации опасностей могут быть даны предварительные рекомендации по уменьшению опасностей аварий с оценкой их достаточности либо выводы о проведении более детального анализа опасностей и оценки риска аварий.

17. На этапе оценки риска аварий в зависимости от поставленных задач могут применяться методы количественной оценки риска аварий, являющиеся приоритетными, методы качественной оценки риска аварий или их возможные сочетания (полуколичественная оценка риска аварий). Рекомендуется последовательно выполнить качественную и (или) количественную оценки:

а) возможности возникновения и развития инцидентов и аварий;

б) тяжести последствий и (или) ущербов от возможных инцидентов и аварий;

в) опасности аварий и связанных с ними угроз в значениях показателей риска.

18. Для оценки частоты инициирующих и последующих событий в анализируемых сценариях аварий рекомендуется использовать:

РУКОВОДСТВО ПО БЕЗОПАСНОСТИ "МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АНАЛИЗА ОПАСНОСТЕЙ И ОЦЕНКИ РИСКА АВАРИЙ НА ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТАХ"

Руководство по безопасности "Методические основы по проведению анализа опасностей и оценки риска аварий на опасных производственных объектах" разработано в целях содействия соблюдению требований федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, регулирующих вопросы безопасной эксплуатации опасных производственных объектов, на основе и взамен аналогичного документа, утвержденного приказом Ростехнадзора от 13.05.2015 N 188.

В разработке Руководства принимали участие С.Г.Радионова, Б.А.Красных, С.А.Жулина, В.В.Козельский, Г.М.Селезнёв, И.С.Ясинский (Ростехнадзор), А.С.Печёркин, И.А.Кручинина, М.В.Лисанов, В.В.Симакин, Е.В.Ханин, А.И.Гражданкин, Д.В.Дегтярёв, А.В.Савина, Е.А.Самусева, Е.А.Агапова, Л.В.Бланк, А.С.Софьин, Е.Е.Невская (ЗАО "Научно-технический центр исследований проблем промышленной безопасности"), С.И.Сумской (Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ").

Руководство содержит рекомендации по проведению анализа опасностей и оценки риска аварий для обеспечения требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов и не является нормативным правовым актом.

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2. Настоящее Руководство содержит рекомендации по проведению анализа опасностей и оценки риска аварий для обеспечения требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов и не является нормативным правовым актом.

3. Организации, осуществляющие анализ опасностей и оценки риска аварий, могут использовать иные обоснованные способы и методы, чем те, которые указаны в настоящем Руководстве.

4. В настоящем Руководстве используются термины и определения, приведенные в приложении N 1 к настоящему Руководству.

II. ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АНАЛИЗА ОПАСНОСТЕЙ И ОЦЕНКИ РИСКА АВАРИЙ

5. Анализ опасностей и оценки риска аварий на ОПО (далее - анализ риска аварий) представляют собой совокупность научно-технических методов исследования опасностей возникновения, развития и последствий возможных аварий, включающую планирование работ, идентификацию опасностей аварий, оценку риска аварий, установление степени опасности возможных аварий, а также разработку и своевременную корректировку мероприятий по снижению риска аварий.

6. Анализ риска аварий рекомендуется проводить при разработке:

проектной документации на строительство или реконструкцию ОПО;

документации на техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию ОПО;

декларации промышленной безопасности ОПО;

обоснования безопасности ОПО;

плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО;

плана мероприятий по снижению риска аварий и других документов в составе документационного обеспечения систем управления промышленной безопасностью.

7. Настоящее Руководство рекомендуется использовать в качестве основы для разработки отраслевых методических рекомендаций, руководств и методик по проведению анализа риска аварий на ОПО различных отраслей промышленности, транспорта и энергетики. Рекомендации по анализу риска аварий при необходимости могут дополняться и уточняться в соответствующих руководствах по безопасности, отражающих отраслевую специфику и технологические особенности ОПО.

III. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ АНАЛИЗА ОПАСНОСТЕЙ И ОЦЕНКИ РИСКА АВАРИЙ

8. Основная цель анализа риска аварий - установление степени аварийной опасности ОПО и (или) его составных частей для заблаговременного предупреждения угроз причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, угроз возникновения аварий и (или) чрезвычайных ситуаций техногенного характера, разработки, плановой реализации и своевременной корректировки обоснованных рекомендаций по снижению риска аварий и (или) мероприятий, направленных на снижение масштаба последствий аварий и размера ущерба, нанесенного в случае аварии на ОПО, а также мер, компенсирующих отступления от требований федеральных норм и правил в области промышленной безопасности при обосновании безопасности ОПО.

9. На различных стадиях жизненного цикла ОПО основная цель анализа риска аварий достигается постановкой и решением соответствующих задач в зависимости от необходимой полноты анализа опасностей аварий, которая определяется требованиями разработки декларации промышленной безопасности, специальных технических условий, обоснования безопасности ОПО, отчета о количественной оценке риска аварий и иных документов, использующих результаты анализа риска аварий.

10. На стадии обоснования инвестиций, проектирования, подготовки технической документации или размещения ОПО рекомендуется решать следующие задачи анализа риска аварий:

проведение идентификации опасностей аварий и качественной и (или) количественной оценки риска аварий с учетом воздействия поражающих факторов аварий на персонал, население, имущество и окружающую среду;

обоснование оптимальных вариантов применения технических и технологических решений, размещения технических устройств, зданий и сооружений, составных частей и самого ОПО с учетом расположения близлежащих объектов производственной и транспортной инфраструктуры, особенностей окружающей местности, а также территориальных зон (охранных, санитарно-защитных, жилых, общественно-деловых, рекреационных);

использование сведений об опасностях аварий при разработке стандартов предприятий, инструкций, технологических регламентов и планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО;

определение степени опасности аварий для выбора наиболее безопасных проектных решений;

обоснование, корректировка и модернизация организационных и технических мер безопасности;

разработка обоснованных рекомендаций по снижению риска аварий на ОПО и (или) его составных частях.

11. На стадиях ввода в эксплуатацию, консервации или ликвидации ОПО рекомендуется решать следующие задачи анализа риска аварий:

уточнение идентификации опасностей аварий с оценкой вероятности и возможных последствий аварий, актуализация полученных ранее качественных или количественных оценок риска аварий;

уточнение степени опасности аварий и оценка достаточности специальных мер по снижению риска аварий в переходный период.

12. На стадиях эксплуатации, реконструкции или технического перевооружения ОПО рекомендуется решать следующие задачи анализа риска аварий:

уточнение и актуализация данных об основных опасностях аварий, в том числе, сведений, представленных в декларации промышленной безопасности ОПО, сведений об оценке максимального возможного количества потерпевших для целей страхования ответственности; технических данных и организационной информации по обследованию технического состояния объекта;

определение и контроль частоты и периодичности диагностирования технических устройств, зданий и сооружений на ОПО, в том числе методами неразрушающего контроля;

проведение мониторинга степени аварийной опасности и оценки эффективности мер по снижению риска аварий на ОПО, в том числе для оценки эффективности систем управления промышленной безопасностью;

разработка рекомендаций по обеспечению безопасности и при необходимости корректировка мер по снижению риска аварий;

совершенствование инструкций по эксплуатации и техническому обслуживанию, планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО.

IV. ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИЗА РИСКА АВАРИЙ

13. При проведении анализа риска аварий рекомендуется последовательно выполнять следующие этапы:

планирования и организации работ, сбора сведений;

оценки риска аварий на ОПО и (или) его составных частях;

установления степени опасности аварий на ОПО и (или) определения наиболее опасных (с учетом возможности возникновения и тяжести последствий аварий) составных частей ОПО;

разработки (корректировки) мер по снижению риска аварий.

Состав и комплектность этапов рекомендуется уточнять в зависимости от конкретизации задач анализа риска аварий.

Общая схема анализа опасностей и оценки риска аварий на ОПО представлена на схеме 2-1 приложения N 2 к настоящему Руководству. Рекомендуемая схема анализа опасностей и оценки риска аварий, связанных с выбросом опасных веществ на ОПО, представлена в приложении N 3 к настоящему Руководству.

14. При планировании и организации анализа риска аварий рекомендуется:

а) определить анализируемый ОПО (или его составную часть) и дать его общее описание, провести анализ требований нормативных и правовых документов в области анализа риска аварий применительно к рассматриваемому объекту;

б) обосновать необходимость проведения анализа опасностей и оценки риска аварий в случае отсутствия нормативных требований в этой области;

в) провести анализ требований заказчика работ (инвесторов, проектировщиков или других заинтересованных лиц);

г) уточнить задачи проводимого анализа риска аварий с учетом причин, которые вызвали необходимость проведения таких работ (декларирование промышленной безопасности, обоснование безопасности ОПО, экспертиза промышленной безопасности, обоснование проектных решений по обеспечению безопасности, применение новых технологий или материалов);

д) определить используемые методы анализа риска аварий, основные и дополнительные показатели риска, степень их детальности и ограничения;

е) проанализировать, выбрать и определить значения фоновых рисков аварий и (или) соответствующие критерии (достижения) допустимого риска аварий, и (или) иные обоснованные показатели безопасной эксплуатации ОПО;

ж) сформировать рабочую группу для проведения анализа риска аварий, оценить сроки и трудозатраты работ.

15. При осуществлении сбора сведений для описания анализируемого ОПО и (или) его составной части рекомендуется собрать сведения:

а) об идентификации ОПО;

б) об инцидентах и авариях на данном и (или) аналогичных объектах;

в) о характеристиках района расположения объекта (природных, техногенных, антропогенных);

г) о характеристиках технических устройств, зданий и сооружений, применяемых на объекте;

д) о проектном и фактическом распределении обращающихся опасных веществ.

16. На этапе идентификации опасностей аварий рекомендуется:

а) определить источники возникновения возможных инцидентов и аварий, связанных с разрушением сооружений и (или) технических устройств на ОПО, неконтролируемыми выбросами и (или) взрывами опасных веществ;

б) провести разделение ОПО на составные части (составляющие ОПО) при необходимости проведения анализа риска аварий на них; выделить характерные причины возникновения аварий на ОПО или его составных частях;

в) определить основные (типовые) сценарии аварий с их предварительной оценкой и ранжированием с учетом последствий и вероятности, при этом рассмотреть инициирующие и последующие события, приводящие к возможному возникновению поражающих факторов аварий.

На этапе идентификации опасностей могут быть даны предварительные рекомендации по уменьшению опасностей аварий с оценкой их достаточности либо выводы о проведении более детального анализа опасностей и оценки риска аварий.

17. На этапе оценки риска аварий в зависимости от поставленных задач могут применяться методы количественной оценки риска аварий, являющиеся приоритетными, методы качественной оценки риска аварий или их возможные сочетания (полуколичественная оценка риска аварий). Рекомендуется последовательно выполнить качественную и (или) количественную оценки:

а) возможности возникновения и развития инцидентов и аварий;

б) тяжести последствий и (или) ущербов от возможных инцидентов и аварий;

в) опасности аварий и связанных с ними угроз в значениях показателей риска.

18. Для оценки частоты инициирующих и последующих событий в анализируемых сценариях аварий рекомендуется использовать:

ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕТУ И АНАЛИЗУ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. РАЗРАБОТАН ФГБУ "РОСДОРНИИ" (Федеральное государственное бюджетное учреждение РОСДОРНИИ) по заказу Росавтодора

2. ВНЕСЕН Управлением эксплуатации и сохранности автомобильных дорог Росавтодора

4. ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР

Изменения внесены изготовителем базы данных

1 Область применения

Настоящие Рекомендации по учету и анализу дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации (далее - Рекомендации) определяют единый порядок и формы учета и анализа дорожно-транспортных происшествий владельцами автомобильных дорог общего пользования федерального значения, регионального или межмуниципального значения, местного значения, владельцами частных автомобильных дорог, а также балансодержателями улиц и дорог городов и сельских поселений.

2 Нормативные ссылки

В настоящих Рекомендациях использованы ссылки на следующие документы:

ГОСТ Р 50597-93 Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения

ГОСТ Р 50971-2011 Технические средства организации дорожного движения. Световозвращатели дорожные. Общие технические требования. Правила применения

ГОСТ Р 51256-2011 Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования

ГОСТ Р 52044-2003 Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения

ГОСТ Р 52282-2004 Технические средства организации дорожного движения. Светофоры дорожные. Типы и основные параметры. Общие технические требования. Методы испытаний

ГОСТ Р 52289-2004 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств

ГОСТ Р 52290-2004 Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования

ГОСТ Р 52607-2006 Технические средства организации дорожного движения. Ограждения дорожные удерживающие боковые для автомобилей. Общие технические требования

ГОСТ Р 52766-2007 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования

ГОСТ Р 52767-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Методы определения параметров

3 Термины, определения и сокращения

3.1 В настоящих Рекомендациях использованы следующие термины и определения:

3.1.1 владельцы автомобильных дорог: Исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3.1.2 дорожно-транспортное происшествие; (ДТП): Событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

3.1.3 дорожно-транспортное происшествие с пострадавшими: Событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погиб или получил ранение хотя бы один человек.

3.1.4 дорожно-транспортное происшествие с особо тяжкими последствиями: Дорожно-транспортное происшествие, в котором погибло 5 человек и более, пострадало 10 человек и более.

3.1.5 дорожно-эксплуатационная организация: Подрядные дорожные организации и предприятия, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

3.1.6 линейный график ДТП - схематичное изображение дороги или улицы в плане с указанием дат, видов и мест совершения ДТП (км+м).

3.1.7 недостатки транспортно-эксплуатационного состояния улично-дорожной сети: Несоответствие нормативным требованиям эксплуатационного состояния автомобильной дороги или улицы, имевшиеся на месте дорожно-транспортного происшествия и в непосредственной близости от него на момент совершения ДТП, которое установлено при его оформлении.

3.1.8 перекресток: Место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.

3.1.9 аварийно-опасный участок дороги (место концентрации ДТП): Участок дороги, улицы, не превышающий 1000 метров вне населенного пункта или 200 метров в населенном пункте, либо пересечение дорог, улиц, где в течение отчетного года произошло три и более ДТП одного вида или пять и более ДТП независимо от их вида, в результате которых погибли или были ранены люди.

3.1.9 погибший в ДТП: Лицо, погибшее на месте дорожно-транспортного происшествия либо умершее от его последствий в течение 30 последующих суток.

3.1.10 раненый в ДТП: Лицо, получившее в дорожно-транспортном происшествии телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок не менее одних суток либо необходимость амбулаторного лечения.

3.1.11 эксплуатационное состояние дороги (улицы): Состояние дороги, которое характеризуется транспортно-эксплуатационными показателями конструктивных элементов дорог, дорожных сооружений и элементов обустройства, изменяющихся при ее эксплуатации, воздействии транспортных средств и метеорологических условий.

3.2 В настоящих Рекомендациях использованы следующие сокращения:

АППГ - Аналогичный период прошлого года;

УДС - Улично-дорожная сеть;

КОУ ДТП - Карточка оперативного учета ДТП;

МИАС - Многопараметрическая информационно-аналитическая система моделирования и прогнозирования ситуации в области обеспечения безопасности дорожного движения;

АС УДТП "ГОСУЧЁТ" - Автоматизированная система учета дорожно-транспортных происшествий, включенных в государственную статистическую отчетность.

4 Общие положения

4.1 Владельцы автомобильных дорог учитывают дорожно-транспортные происшествия (далее ДТП), совершенные на автомобильных дорогах общего пользования (далее - дороги), улицах и дорогах городов и сельских поселений (далее - улицы), находящихся в их ведении. Учет осуществляют для изучения причин и условий возникновения ДТП и принятия мер по устранению этих причин и условий.

Учет и анализ ДТП на УДС проводят в целях:

- оценки общего состояния аварийности и тенденций ее изменения;

- изучения и устранения причин дорожно-транспортных происшествий;

- выявления мест концентрации ДТП*;

* Изменением, утвержденным Распоряжением Росавтодора от 31.01.2017 N 105-р, по всему тексту документа: слова "участок концентрации ДТП" заменены словами "место концентрации ДТП", слова "на участках концентрации ДТП" заменены словами "на аварийно-опасных участках" с учетом изменения слов по падежам, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя баз данных.

- разработки и осуществления эффективных управленческих решений и мер по повышению безопасности движения на аварийно-опасных участках;

- оценки изменения показателей аварийности в результате реализации мер по повышению безопасности дорожного движения.

4.2 При проведении учета ДТП необходимо обеспечить:

- достоверность и оперативность получения данных о ДТП;

- своевременное обобщение и анализ сведений о ДТП.

4.3 Учет и анализ данных о ДТП, а также работы по обеспечению безопасности дорожного движения должны проводиться владельцами автомобильных дорог общего пользования федерального значения, регионального или межмуниципального значения, местного значения, владельцами частных автомобильных дорог, а также балансодержателями улиц и дорог городов и сельских поселений.

4.4 Для обеспечения достоверности данных вносимых в автоматизированные системы учета, сбора и анализа сведений о ДТП органов внутренних дел Российской Федерации владельцы автомобильных дорог направляют в подразделения Госавтоинспекции на региональном уровне не реже одного раза в год перечень дорог, находящихся в их ведении, по форме приведенной в Приложении К, соответственно в случае внесения в перечень изменений - не позднее чем в течение месяца с момента их внесения.

4.5 Владельцы автомобильных дорог участвуют в специальных проверках по установлению влияния дорожных условий на обстоятельства, которые могли способствовать либо сопутствовать возникновению ДТП при включении их уполномоченных представителей в состав комиссии, назначаемой соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на основании предложений и при участии подразделений Госавтоинспекции на региональном уровне.

4.6 На основе результатов анализа ДТП владельцы автомобильных дорог принимают меры по устранению недостатков транспортно-эксплуатационного состояния в местах совершения ДТП (Приложение Г), разрабатывают планы дорожных работ и целевые программы по повышению безопасности дорожного движения, а также осуществляют необходимые для обеспечения безопасности движения виды дорожных работ по реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

5 Учет дорожно-транспортных происшествий

5.1 Владельцы автомобильных дорог ведут учет ДТП, совершенных на автомобильных дорогах, находящихся в их ведении, на основе данных учета о дорожно-транспортных происшествиях, производимого органами внутренних дел Российской Федерации.

Учет ДТП ведут в том числе, с использованием автоматизированных систем учета, сбора и анализа сведений о ДТП органов внутренних дел.

Представление владельцам автомобильных дорог сведений о ДТП в объеме необходимом для составления соответствующих форм учета (Приложение А), осуществляется в установленном порядке.

5.2 Владельцы автомобильных дорог в целях оперативного сбора и учёта информации о ДТП, а также принятия необходимых оперативных мер по приведению эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие с требованиями нормативных правовых актов и ликвидации последствий ДТП в установленном порядке используют в том числе автоматизированную систему учета и сбора сведений о ДТП органов внутренних дел Российской Федерации. С использованием данной автоматизированной системы осуществляется ежесуточный сбор сведений о ДТП, а также проводится анализ приобщенных к КОУ ДТП материалов.

Сведения о ДТП из КОУ ДТП ежедневно заносят для последующего анализа и хранения в формы учета ДТП (Приложение А). При занесении данных в формы учета ДТП используют коды в соответствии с Приложением Л.

В случае если в КОУ ДТП были внесены изменения (например, изменено состояние пострадавших или внесены дополнения в описание), в формы учета ДТП также должны быть внесены соответствующие изменения.

5.3 После регистрации КОУ ДТП владелец автомобильной дороги, проводит оперативный анализ приобщенных к карточке фотоматериалов, рапорта и акта по обследованию места ДТП.В случае, если сведения о ДТП включают акт по обследованию места ДТП с выводами о наличии недостатков в транспортно-эксплуатационном состоянии (содержании) УДС, владелец автомобильной дороги (дорожно-эксплуатационная организация) при необходимости направляет на место ДТП уполномоченных представителей для обследования выявленных неудовлетворительных дорожных условий.

Прибытие уполномоченных представителей владельца автомобильной дороги (дорожно-эксплуатационной организации) для осмотра места ДТП осуществляется не позднее 6 часов с момента поступления информации о происшествии.

По результатам осмотра недостатков транспортно-эксплуатационного состояния УДС в месте совершения ДТП владелец автомобильной дороги (дорожно-эксплуатационная организация) составляет "АКТ обследования дорожных условий в месте совершения ДТП" (далее АКТ), форма которого приведена в Приложении Б.

АКТ должен содержать вывод о наличии или отсутствии в месте совершения ДТП недостатков транспортно-эксплуатационного состояния, указанных в акте по обследованию места ДТП, основанный на результатах оценки их характеристик с применением инструментальных измерений, в том числе передвижных дорожных лабораторий, оснащённых унифицированным, метрологически аттестованным оборудованием, средств фото- и видеофиксации.

К АКТу приобщаются фотоматериалы о выявленных недостатках транспортно-эксплуатационного состояния УДС в месте совершения ДТП. Количество фотографий по каждому из выявленных недостатков должно составлять не менее пяти, в т.ч. должны иметься крупноплановые фотографии.

В АКТе указывается перечень мероприятий по приведению эксплуатационного состояния дороги или улицы в соответствие с требованиями нормативных правовых актов и сроки их проведения, при необходимости определяют иные мероприятия по профилактике совершения ДТП:

АКТ составляется в двух экземплярах, утверждается владельцем автомобильной дороги. Второй экземпляр АКТа направляется в соответствующее подразделение Госавтоинспекции на региональном уровне в срок не позднее 18 часов с момента регистрации КОУ ДТП.

ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

РУКОВОДСТВО ПО УСТРАНЕНИЮ И ПРОФИЛАКТИКЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ УЧАСТКОВ КОНЦЕНТРАЦИИ ДТП ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

1. РАЗРАБОТАН ФГУП "РОСДОРНИИ" (Федеральное государственное унитарное предприятие РОСДОРНИИ) по заказу Росавтодора.

2. ВНЕСЕН Управлением эксплуатации и сохранности автомобильных дорог Росавтодора.

4. ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР.

Раздел 1. Область применения

Настоящие Руководство по устранению и профилактике возникновения участков концентрации ДТП при эксплуатации автомобильных дорог распространяется на существующие автомобильные дороги общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения и является рекомендательным для дорожно-эксплуатационных организаций и предприятий Федерального дорожного агентства Министерства транспорта России и органов управления дорожным хозяйством субъектов Российской Федерации.

Раздел 2. Нормативные ссылки

В настоящем методическом документе использованы ссылки на следующие документы:

в) ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности движения".

г) ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств". - М.: Стандартинформ, 2005 г.

д) ГОСТ Р 52290-2004 "Технические средства организации движения. Знаки дорожные. Общие технические требования". - М.: Стандартинформ, 2005 г.

е) ГОСТ 52291-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Светофоры дорожные. Общие технические требования".

з) ГОСТ Р 52399-2005 Геометрические элементы автомобильных дорог.

и) ГОСТ Р 52607-2006 "Технические средства организации дорожного движения. Ограждения дорожные удерживающие боковые для автомобилей. Общие технические требования". - М.: Стандартинформ, 2007 г.

н) ОДН 218.0.006-2002 "Правила диагностики и оценки состояния автомобильных дорог (Взамен 6-90)". - М., 2002.

о) Указания по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах. ВСН 25-86/ Минавтодор РСФСР. - М.: Транспорт, 1988. - 183 с.

Раздел 3. Термины и определения

В Руководстве по устранению и профилактике возникновения участков концентрации ДТП при эксплуатации автомобильных дорог (далее - Руководство) использованы следующие термины и определения:

расчетный период - минимальный период времени (в годах), соответствующий совокупности данных о ДТП, позволяющий получать статистически достоверные оценки показателей аварийности;

километровый участок дороги - участок дороги между двумя смежными указателями километров на дороге (в общем случае длина участка равна 1000 м);

плотность ДТП на участке дороги - среднее число ДТП в год на 1 км рассматриваемого участка дороги;

критический показатель аварийности на участке дороги - предельное значение показателя аварийности, превышение которого свидетельствует о существенном отклонении уровня аварийности от среднестатистического значения, полученного для дорог рассматриваемого типа с учетом интенсивности движения транспортных потоков;

участок концентрации ДТП - ограниченный по длине участок автомобильной дороги, характеризующийся устойчивым и не случайным совершением дорожно-транспортных происшествий;

выявление участка концентрации ДТП - определение местонахождения (адрес начала и конца) участка концентрации ДТП и его характеристик (степени опасности, стабильности и т.п.);

уровень безопасности дорожного движения - степень соответствия наблюдаемого состояния процесса дорожного движения такому его качественному состоянию, при котором условия дорожного движения и поведение его участников находятся в пределах допустимых норм и не способствуют возникновению дорожно-транспортных происшествий.

Раздел 4. Общие положения

а) Руководство предназначено для использования в деятельности органов управления автомобильными дорогами и дорожных организаций при планировании и реализации мероприятий по профилактике и устранению участков концентрации ДТП на автомобильных дорогах общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения.

б) Участки концентрации ДТП на автомобильных дорогах общего пользования федерального, регионального и межмуниципального значения выявляются в соответствии с "Правилами учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации".

в) На автомобильных дорогах целесообразно различать четыре качественных уровня безопасности дорожного движения: высокий, допустимый, предельный и низкий (см. табл.4.1). Уровень безопасности дорожного движения определяется степенью соответствия показателей технического уровня, эксплуатационного состояния и уровня содержания дорог и искусственных сооружений установленным нормам, исходя из требований обеспечения безопасности движения.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Немчинов Денис Валерьевич

Для получения качественных и количественных оценок техногенного риска используется графическая модель анализа риска. Выстраиванию причинной цепи предпосылок аварии способствуют факторы опасности, обусловленные ошибками персонала, отказами оборудования и нерасчетными внешними воздействиями со стороны рабочей и внешней среды. Каждый элемент схемы считается лингвистической переменной. Функции принадлежности всех лингвистических переменных, используемых в модели, формулируются с привлечением экспертных знаний. Система логических правил формирования аварийной ситуации разрабатывается таким образом, чтобы при количественном анализе была возможность оценивать вероятность наступления аварийной ситуации. Библиогр. 5. Ил. 2.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Немчинов Денис Валерьевич

ESTIMATION OF RISK OF FAILURES WITH USE OF EXPERT SYSTEMS

For reception of qualitative and quantitative estimations technogenic risk the graphic model of the analysis of risk is used. Forming of a causal circuit of preconditions of failure is promoted by the factors of danger caused by mistakes of the personnel, refusals of the equipment and not settlement external influences on the part of the internal medium and an environment. Each element of the circuit is considered a linguistic variable. Functions of belonging of all linguistic variables used in model are formulated with attraction of expert knowledge, and the system of logic rules of formation of an emergency is developed so that at the quantitative analysis there was an opportunity to estimate probability of approach of an emergency.

Д. В. Немчинов Астраханский государственный технический университет

ОЦЕНКА РИСКА АВАРИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭКСПЕРТНЫХ СИСТЕМ

Научно-технический прогресс, увеличение количества технологического оборудования, использование химически и взрывоопасных веществ, усложнение технологий и режимов управления технологическими процессами требуют разработать механизм получения качественных и количественных оценок техногенного риска.

В настоящее время не существует общепринятого устоявшегося метода для оценки техногенного риска опасных производственных объектов (ОПО). Наиболее существенный недостаток большинства известных ныне подходов к оценке техногенного риска - явный, хотя и немаловажный, акцент на распространении вредных энергетических выбросов в биосфере и, соответственно, на мерах защиты от них. Кроме того, недостаточное внимание уделяется мероприятиям по предотвращению аварий, что связано главным образом с трудностями при оценке вероятности возникновения соответствующих происшествий.

Количественный анализ дерева происшествий сложной структуры значительно упрощается за счёт использования выявленных на предыдущем этапе минимальных сочетаний событий. Основная идея упрощения заключается в построении нового, эквивалентного исходному, но более простого дерева, включающего в себя один из двух наборов сочетаний или одно логическое условие.

На трудности соответствующих оценок для рассматриваемых систем указывает также принцип несовместимости Л. Заде [4], утверждающий, что чем сложнее система, тем меньше мы способны дать точные и в то же время имеющие практическое значение суждения о её поведении. А для систем, сложность которых превосходит некоторый порог, точность и практическая ценность информации становятся практически исключающими друг друга характеристиками.

Указанные недостатки и несовершенства являются непосредственной причиной того, что существующие методы оценки причин аварий не находят широкого практического применения, и, как следствие, количественная оценка техногенного риска ОПО зачастую подменяется простыми видами качественного анализа или ограничивается лишь оценкой возможных последствий аварии на опасных производственных объектах.

Сложившуюся проблемную ситуацию может разрешить модель анализа риска с использованием экспертных систем, рассматриваемая ниже.

Каждый элемент схемы считается лингвистической переменной. При этом формулировки событий, явлений, процессов меняются таким образом, чтобы была возможность их количественного описания. В основном применяются реальные физические или технические параметры.

Если это не удается, вводятся относительные показатели, коэффициенты, баллы и т. п. Функции принадлежности всех используемых в модели лингвистических переменных формулируются с привлечением экспертных знаний, и система логических правил формирования аварийной ситуации разрабатывается таким образом, чтобы при количественном анализе была возможность оценивать вероятность наступления аварийной ситуации.

Рис. 2. Модель анализа риска аварийной ситуации

Выстраиванию причинной цепи предпосылок аварии способствуют факторы опасности, обусловленные ошибками персонала, отказами оборудования и нерасчетными внешними воздействиями со стороны рабочей и внешней среды. На обрыв причинной цепи предпосылок влияет устранение оператором ошибок, своевременное срабатывание приборов и устройств безопасности и разделение во времени или пространстве источника опасности и потенциальной жертвы возможной аварии.

Следовательно, при построении модели анализа риска необходимо учитывать психофизиологические свойства персонала, показатели надёжности оборудования, свойства и особенности рабочей и внешней среды, уровень используемой технологии.

Очевидно, что перечисленные свойства имеют различную природу и по-разному влияют на процесс возникновения аварии. Однако важно еще раз отметить: анализ статистических данных аварийности и травматизма показал, что наблюдаются некоторые колебания величины вклада отдельных причин (%) в общий уровень аварийности и травматизма, тогда как в целом порядок этих величин сохраняется даже при рассмотрении различных типов производственных объектов.

Для построения модели анализа риска будем опираться на типичное распределение причин аварийности и травматизма на объектах хлорирования воды. Они являются опасными производственными объектами химической промышленности, на которых производится хранение опасных и вредных веществ и сливо-наливные операции.

Вначале определяются факторы, влияющие на безопасную эксплуатацию оборудования. Факторы условно подразделяются на технические, структурные, человеческие

и информационные (табл. 1). По каждому из факторов выявляются опасные внешние воздействия, действующие на технологический процесс хлорирования: коррозия, усталостные явления в материалах и сварных соединениях, механические повреждения, отклонение параметров от рабочих значений, ошибки персонала и т. д.

Оценки факторов опасности (Б) являются балльно-лингвистическими переменными модели анализа возникновения происшествия.

Все факторы опасности на основе балльно-лингвистических оценок условно можно разбить на два класса:

Оснащенность источниками опасных и вредных факторов

Надежность вспомогательных узлов и элементов

Технические Безотказность основных узлов и элементов

Длительность действия опасных и вредных воздействий

Уровень потенциала опасных и вредных воздействий

Безотказность приборов и устройств безопасности

Комфортность рабочей среды по физико-химическим параметрам

Удобство подготовки и выполнения работ

Удобство технического обслуживания и ремонта

Структурные Сложность алгоритмов оператора

Возможность появления человека в опасной зоне

Возможность появления других незащищенных элементов в опасной зоне

Надежность технологических средств обеспечения безопасности

Пригодность по физиологическим показателям

Навыки выполнения работ

Качество мотивационной установки

Знание технологии работ

Человеческие Знание физической сущности процессов в системе

Способность правильно оценивать информацию

Качество принятия решения

Самообладание в экстремальных ситуациях

Обученность действиям в нештатных ситуациях

Точность корректирующих действий

Информационные Качество информации о технологическом процессе

Качество приема и декодирования информации оператором

Кроме того, факторы опасности можно подразделить на критические и общезначимые:

Для построения модели анализа риска используем экспертную систему, представляющую собой базу знаний, состоящую из двух компонент: базы правил и базы данных [5]. Поскольку факторы опасности в массе своей разнородны по своей природе, их качество может быть оценено с помощью универсальной балльно-лингвистической шкалы (табл. 2).

Лингвистическая оценка Очень, очень низкое Очень низкое Низкое Ниже среднего Среднее Выше среднего Хорошее Очень хорошее Высокое Очень высокое Очень, очень высокое

Шкала Б1 0,084 0,166 0,250 0,334 0,417 0,500 0,584 0,667 0,750 0,834 0,916

Балл 2 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Взаимодействие каждого фактора опасности в модели анализа происходит с помощью логических правил, позволяющих учитывать не только определённый набор условий, но и конкретную очерёдность соблюдения действия фактора. К подобным могут быть отнесены правила типа ЕСЛИ - ТО:

После проведения анализа по каждому сценарию возникновения аварийной ситуации для определения риска технологического процесса в целом проводится обобщенная оценка риска.

Обобщенная оценка риска (или степень риска) аварий отражает состояние промышленной безопасности с учетом показателей риска от всех нежелательных событий, которые могут произойти на опасном производственном объекте, и основывается на результатах объединенных показателей рисков всех сценариев аварий с учетом их взаимного влияния и анализа неопределенности и точности полученных результатов.

Использование стандартных методов анализа риска в сочетании с математическим аппаратом нечетких множеств отображает всю историю формирования и развития аварийной ситуации. Сценарные диаграммы позволяют схематизировать возможные сценарии и траектории развития аварийных ситуаций; методы искусственного интеллекта и аппарат нечетких множеств дают возможность получить количественные оценки вероятности возникновения аварийной ситуации. Достоинством этого подхода является возможность учета основных факторов, влияющих на формирование аварийных ситуаций, среди которых могут быть:

— события различной природы;

— процессы, не имеющие четкого начала и окончания;

— физические закономерности и явления.

С точки зрения количественных оценок аппарат нечетких множеств позволяет получить наиболее обоснованные выводы в условиях неполных, противоречивых и неопределенных исходных данных.

Описанная модель анализа риска разработана применительно к процессу обеззараживания воды на промышленных водоочистных сооружениях с использованием хлора, но может быть использована и для оценки риска и разработки рекомендаций по снижению риска аварий на различных промышленных объектах повышенной опасности.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Белов П. Г. Теоретические основы системной инженерии безопасности. - Киев: КМУГА, 1996. - 427 с.

2. ГОСТ Р 51901-2002. Управление надежностью. Анализ риска технологических схем. - М.: Изд-во стандартов, 2002.

3. Рябин И. А. Надежность и безопасность структурно-сложных систем. - СПб.: Политехника, 2000. - 248 с.

4. Заде Л. А. Основы нового подхода к анализу сложных систем и процессов принятия решений // Математика сегодня. - М.: Мир, 1974. - № 7. - С. 5-49.

5. Проталинский О. М. Применение методов искусственного интеллекта при автоматизации технологических процессов. - Астрахань: Изд-во АГТУ, 2004. - 183 с.

ESTIMATION OF RISK OF FAILURES WITH USE OF EXPERT SYSTEMS

For reception of qualitative and quantitative estimations technogenic risk the graphic model of the analysis of risk is used. Forming of a causal circuit of preconditions of failure is promoted by the factors of danger caused by mistakes of the personnel, refusals of the equipment and not settlement external influences on the part of the internal medium and an environment. Each element of the circuit is considered a linguistic variable. Functions of belonging of all linguistic variables used in model are formulated with attraction of expert knowledge, and the system of logic rules of formation of an emergency is developed so that at the quantitative analysis there was an opportunity to estimate probability of approach of an emergency.

Читайте также: