Классный час дтп их причины и последствия

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 20.09.2024

Участники: учащиеся 7-го класса, классный руководитель.

Цель: Показать учащимся, как опасно переходить дорогу или улицу перед близко движущимся транспортом

  1. Научить учащихся реально воспринимать ситуацию на дороге с учётом остановочного пути.
  2. Содействовать формированию у учащихся чувства опасности и гражданской ответственности.
  3. Повторить основные знания по безопасному переходу улицы.
  1. Учащиеся делятся на три команды.
  2. Составление и изготовление таблиц, жетонов, путевых листов для команд.
  3. Подготовка плакатов: “Дорожная грамота – наука быть живым”, “Не перебегайте улиц и дорог перед близко движущимся транспортом – это очень опасно для жизни”.
  4. Подготовка призов для победителей.

Оформление, оборудование и инвентарь:

а) на классной доске написана тема классного часа, вывешены плакаты, итоговая таблица;
б) командам выданы путевые листы (Приложение 1), таблицы, калькуляторы, ручки;
в) слайдовая презентация; (Приложение 2.)
г) компьютер, мультимедийная установка, интерактивная доска.

Ход занятия

1.Классный руководитель сообщает тему и цель занятия. Напоминает о необходимости изучения и соблюдения ПДД, последствиях при их нарушении. Используются слайды №1-7.

(Приложение 2) Слайд 3. Статистика.

Ежегодно в мире в результате ДТП погибают и получают ранения более 50 млн. человек. По данным Всемирного банка глобальные экономические потери составляют более 500 млрд. долларов в год. Всемирная организация здравоохранения свидетельствует, что на долю ДТП более 30% смертельных исходов от всех несчастных случаев. В ХХ веке автомобиль стал причиной смерти около 30 млн. человек. В России потери, связанные с ДТП в несколько раз превышают ущерб от железнодорожных катастроф, пожаров и других видов несчастных случаев. Масштаб ДТП угрожает национальной безопасности. ( Из доклада рабочей группы Президиума Государственного совета Российской федерации).[2]

(Приложение 2) Слайд 4. Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года №100 утверждена федеральная целевая программа “Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах”, где говорится о мерах по снижению детского дорожно-транспортного травматизма. [2]

(Приложение 2) Слайд 5. Прогнозы.

По данным Всемирной организации здравоохранения, если срочно не предпринять мер, то в ближайшие годы уровень смертности на дорогах мира вырастет на 60%. И этим Земля будет обязана странам с низким и средним уровнем доходов населения, где из-за плохих дорог, старых автомобилей и отсутствия водительской культуры рост смертности может достичь 83%.[2]

(Приложение 2) Слайд 6. Статистика. По итогам прошлого 2007 года в России произошла 23 851 авария, в которых погибли 1116 и ранены 24 707 школьников и дошколят. На пешеходов составлено 560 тыс. протоколов за нарушение ПДД. Получается, что каждый третий россиянин, включая младенцев и стариков, нарушил ПДД.[2]

(Приложение 2) Слайд 7. ДТП в Архангельске.

В связи с ростом количества автотранспорта в Архангельске увеличивается количество ДТП. В 2005 году в городе произошло 825 аварий на дорогах, в 2006 году – 808, в 2007 году – 930. В 2006 году на дорогах погиб 31 человек, в 2007 – 40.[3]

2. Классный руководитель разбирает причины, по которым жертвами ДТП становятся дети.

- Мы каждое утро выходим на улицу и становимся пешеходами. Интенсивность дорожного движения в Архангельске увеличивается. Анализ данных о количестве ДТП свидетельствует о том, что очень часто жертвами становятся пешеходы, в том числе и дети. Почему?

1. Дети иначе, чем взрослые воспринимают окружающий мир. В чём это выражается?

1) Размер мчащегося автомобиля, его скорость для детей представляется немного искажёнными.
2) Расстояние до транспортного средства дети также не могут оценивать правильно.
3) Собственная скорость передвижения кажется ребёнку гораздо больше, чем на самом деле.

Исследования пешеходного движения показывают, что в зависимости от возраста и пола изменяется и скорость движения пешеходов:

(Приложение 2) Слайды 8, 9. Скорость передвижения пешеходов.

Конкурс 1.

Командам выразить скорости движения пешеходов в других единицах (км/ч).

Возраст и пол Скорость движения пешеходов
Дети 6-10 лет 1,11 м/с = 1,11X3600 : 1000 км/ч = 3,996 км/ч
Подростки 11-16 лет 1,59 м/с = 1.59X3600 : 1000 км/ч = 5,724 км/ч
Мужчины до 55 лет 1,62 м/с = 1.62 X3600: 1000 км/ч = 5,832 км/ч
Мужчины свыше 55лет 1,5 м/с = 1.5 X3600 : 1000 км/ч = 5,4 км/ч
Женщины до 55 лет 1,35 м/с = 1.35X3600 : 1000 км/ч = 4,86 км/ч
Женщины после 55 лет 1,29 м/с = 1.29X3600 : 1000 км/ч = 4,644км/ч

Правильность выполнения задания проверяется по таблице с ответами. Результаты конкурса заносятся в таблицу на доске.

Каждая команда получает текст на карточке. Порядок чтения зависит от места, занятого в первом конкурсе.

Карточка 1. При переходе дороги для того, чтобы иметь общее представление об окружающем пространстве, нужно осмотреться вокруг. Для того чтобы повернуть голову, ребёнку понадобится 4 секунды, а взрослому человеку всего лишь одну секунду.

Поэтому, искажённо оценив дорожную ситуацию, дети считают, что успеют перейти дорогу и попадают в ДТП.

Карточка 2. Дети с искажением воспринимают звуки на дороге.

Подростки часто ходят с по улицам города с наушниками, в которых звучит громкая музыка. И это очень существенно мешает восприятию окружающей действительности.

Карточка 3. У ребёнка искажено восприятие размеров транспортного средства. Подростки до 13-14 лет видят только прямо. У них хорошо развито “тоннельное зрение”, а боковое зрение слабо фиксирует происходящее.

Конкурс 2.

Решить задачу. Сколько секунд будет переходить пешеход дорогу, если её ширина 6 метров?

Ответ записать в путевой лист.

Ответ: проверить по таблице 2.

Учитель. Есть ещё один фактор, который следует учитывать. Люди делятся на “ левшей” и “правшей” по принципу ведущей руки. Активность руки связана с работой разных полушарий мозга, что определяет разный тип мышления, а, следовательно, разный тип восприятия информации.

Так, “правши” те, у кого преобладает работа левого полушария мозга, считаются “мыслителями”, а “левши” те, у кого преобладает работа правого полушария мозга – “художниками”. Правое полушарие отвечает за ориентацию человека в пространстве, поэтому дети “левши” лучше ориентируются на улицах и дорогах, но при этом в большей степени у них искажено восприятие звуков.

Чувство тревоги и опасности не врождённое, а приобретённое. Поэтому развитые чувства опасности и ответственности за свою и чужую жизни могут предотвратить трагедию на дороге.

Нужно соблюдать осторожность на проезжей части в любое время года, особенно зимой. Знание того, сколько проедет автомобиль перед тем, как остановиться, какова дистанция безопасности, поможет избежать проблем на дороге.[1]

(Приложение 2) Слайд 10. ДТП.[5]

Показ кадров ДТП с человеческими жертвами, где виновниками были пешеходы.

(Психологи отмечают, что просмотр шокирующих кадров заставляет задуматься о соблюдении ПДД больше, чем если была проведена просто беседа.)

2. Учитель. Ребята, помните – ни одна машина сразу остановиться не может.

1) Останавливаясь около заранее намеченного места, водитель выключает двигатель, и автомашина продолжает двигаться только по инерции. Затем водитель тормозит и плавно подводит машину к остановке.
2) Автомашина не может остановиться сразу, как только её затормозили. До полной остановки она проходит ещё некоторое расстояние – тормозной путь.

(Приложение 2) Слайд 11. Тормозной путь.

Определение 1. Тормозной путь- это расстояние, пройденное автомобилем с момента нажатия на педаль тормоза до полной остановки автомобиля.

Вопросы. От чего зависит тормозной путь автомобиля? (За правильный ответ выдаются жетоны).

Тормозной путь зависит от многих факторов:

а) от силы сцепления колёс с землёй. Если дорога скользкая, шины стёрты, то сила сцепления колёс с землёй уменьшается и, наоборот, увеличивается, если дорога сухая, а шины новые. В первом случае тормозной путь увеличивается, во втором сокращается.
б) от скорости автомобиля: чем больше скорость, тем он длиннее.

(Приложение 2) Слайд 12. Изменение тормозного пути.

Водитель едет со скоростью 25 км/ч, затем переходит на скорость 50 км/ч.

Как изменится путь торможения?

(Приложение 2) Слайд 13. Изменение тормозного пути.

Казалось бы, что при удвоенной скорости тормозной путь тоже должен увеличиться вдвое. На самом деле он увеличивается в 4 раза. Если скорость увеличить в 3 раза, то тормозной путь увеличивается в 9 раз, а если в 4 раза – то в 16 раз.

Как изменяется тормозной путь в зависимости от скорости движения автомашины, показано в таблице.

Скорость движения автомашины, км/ч 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100
Тормозной путь по сухой дороге, м 0,65 2,6 5,8 10,4 16,3 23,5 32,1 41,9 53,0 65,5

в) от состояния дороги.

Числа в таблице приведены для сухой асфальтовой дороги.

(Приложение 2) Слайд 14. Тормозной путь.

Тормозной путь может увеличиться примерно на 30%, если дорога мокрая, и примерно в 3 раза, если дорога покрыта снегом, и в 5 раз, если асфальт покрыт ледяной коркой.

Конкурс 3.

Командам сделать расчёты тормозного пути по 1) мокрой дороге, 2) дороге, покрытой ледяной коркой.

Проверить ответы по таблице 4.

(Приложение 2) Слайд 15. Тормозной путь.

Скорость движения автомашины, км/ч 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100
Тормозной путь по сухой дороге, м 0,65 2,6 5,8 10,4 16,3 23,5 32,1 41,9 53,0 65,5
Тормозной путь по мокрой дороге, м 0,85 3,38 7,54 13,5 21,3 30,55 41,73 54,47 68,9 85,15
Тормозной путь по дороге, покрытой ледяной коркой, м 3,25 13,0 29 52,0 81,5 116,5 160,5 209,5 265,0 327,5

Вопрос. Когда водителю труднее затормозить в начале дождя или когда дождь идёт уже некоторое время?

Ответ. В начале дождя затормозить труднее, так как на проезжей части образуется смесь в виде тонкой грязной и жирной плёнки, которая существенно снижает качество сцепления колёс с дорогой. И соответственно тормозной путь существенно увеличивается. Когда же дождь идёт уже некоторое время, он смывает эту грязе-жировую плёнку. [7]

г) от нагрузки и тяжести машины. Более тяжёлая машина (грузовик, автобус) имеет больший тормозной путь, чем, например, маленький “Москвич”.
д) от исправности тормозов, препятствий на пути и других условий.

Закрепление.

(Приложение 2) Слайд 16. От чего зависит тормозной путь

а ) от силы сцепления колёс с землёй,
б) от скорости автомобиля,
в) от состояния дороги.
г) от нагрузки и тяжести машины

Ответить на вопросы, используя таблицу 4.

(Приложение 2) Слайд 17. Вопрос.

Можно ли остановить автомобиль перед препятствием, если он едет со скоростью 50 км/ч, а водитель начал тормозить за 12 м? Дорога сухая.

Решение. Нет, так как при скорости движения 50км/ч тормозной путь составляет по сухой дороге 16,3 м. Ответ: нет.

(Приложение 2) Слайд 18. Вопрос.

За сколько метров до остановки нужно затормозить автомашину, если она едет со скоростью 20 км/ч по дороге, покрытой ледяной коркой?

Ответ: 13 м

3. Введение понятия остановочный путь автомобиля.

Учитель. Ребята, вы увидели, что автомобиль нельзя остановить мгновенно. Для его остановки требуется определённое время, за которое он проходит некоторое расстояние.

(Приложение 2) Слайд 19. Остановочный путь. [5]

Определение 2. Все расстояние, пройденное автомобилем с момента обнаружения опасности до полной остановки, называется остановочный путь автомобиля.

Повторим Определение 1. Тормозной путь – это расстояние, пройденное автомобилем с момента нажатия на педаль тормоза до полной остановки автомобиля.

(Приложение 2) Слайд 20. Составляющие остановочного пути.

Остановочный путь состоит из двух частей: расстояние, пройденное автомобилем за время реакции водителя и тормозного пути.

(Приложение 2) Слайд 21. Время реакции водителя.

Время реакции водителя колеблется от 0,5 с до 1,2 с. Что влияет на время реакции водителя?

Ответ. На время реакции водителя влияют личные качества: физическое состояние водителя, его возраст, водительский опыт.

Вопрос. Правильно ли, что чем больше скорость автомобиля, тем длиннее остановочный путь?

Ответ. Правильно. Чем больше скорость, тем больше инерция. Тормозной путь удлиняется, а, значит, удлиняется остановочный путь.

(Приложение 2) Слайд 22. Задача.

Автомобиль движется со скоростью 40 км/ч. На расстоянии 15м у него возникает препятствие. Свернуть некуда. Реакция водителя 0,5 сек. Успеет ли водитель остановить машину? (Дорога сухая.)

По таблице находим, что при скорости 40км/ч путь торможения по сухой дороге равен 10,4 м. До препятствия 15 м, значит, у водителя в запасе 15 м – 10,4 м = 4,6 м. Кажется, что автомашину можно успеть остановить. Но здесь мы не учли скорость реакции водителя. Если она составляет 0,5 сек, то при скорости 40км/ч автомашина за это время проедет

40 х 0,5 х 1000 : 3600 м = 5,6 м, а затем ещё 10,4 м до остановки, всего 16 м. А так как до препятствия 15 м, то водитель обязательно на него наедет.

Ответ. Не успеет.

Теперь становится ясно, ребята, какой опасности подвергается пешеход, пытающийся пересечь дорогу, по которой мчатся автомашины.

(Приложение 2) Слайд 23. Запомни.[5]

“Не перебегай улиц и дорог перед близко движущимся транспортом – это очень опасно для жизни”.

Доступно для всех учеников 1-11 классов и дошкольников

Классный час

Подготовила и провела

Филимонова Т. В.

«Правила дорожного движения -

не условность, а обязательное

- проверить и закрепить знания правил дорожного движения на улицах и дорогах;

- пользование общественным транспортом;

- воспитывать у учащихся культуру поведения.

- углублять знания учащихся о правилах дорожного движения;

- формировать представления школьников о безопасности дорожного движения при передвижении по улицам и дорогам;

- воспитывать навыки выполнения основных правил поведения учащихся на улице, дороге, с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.

Оборудование: дорожные знаки, кружки красного, желтого, зеленого цвета, презентация.

Ход мероприятия

Вступительное слово.

А в дорожной азбуке, что нужно знать? (Правила дорожного движения)

Вот сейчас я и проверю, как вы знаете правила дорожного движения: вы должны сказать, что разрешается, а что запрещается.

И проспекты, и бульвары – всюду улицы шумны,

Проходи по тротуару только с правой стороны!

Тут шалить, мешать народу… (запрещается),

Быть примерным пешеходом… (разрешается).

Если едешь ты в трамвае и вокруг тебя народ,

Не толкаясь, не зевая, проходи скорей вперед.

Уступать старушке место… (разрешается).

Если ты гуляешь просто, все равно вперед гляди,

Через шумный перекресток осторожно проходи.

Переход при красном свете… (запрещается),

При зеленом даже детям … (разрешается).

Послушайте немного об истории правил дорожного движения .

История строительства дорог и информация об особенностях движения по ним уходит в далекое прошлое.

Вот они и сели сначала на лошадь, а потом в конные повозки, кареты. Те, кто ехал, торопились, а прохожие мешали им. Кучер покрикивал на прохожих и разгонял их кнутами. А тот, кто не смог увернуться, попадал под копыта лошадей. Так начались дорожно-транспортные происшествия. Не понравилось это русским царям Иоанну Алексеевичу и Петру Алексеевичу. Решили они издать указ, который и стали, потом считать первыми правилами дорожного движения.

В России первые мощеные дороги были сделаны из круглых, уложенных рядами бревен. Представляете, как на этой дороге трясло? Главные московские улицы было решено замостить камнем в 1692 году. По царскому указу в город никого не пропускали, пока не сдадут страже три камня, не меньше гусиного яйца.

Первая дорога появилась в России в 1722 году. По приказу Петра I ее проложили между Москвой и Петербургом. Дорогу покрыли гравием.

– Чем сейчас покрывают дороги? (Сейчас дороги покрывают слоем особой нефтяной смолы, битумом или асфальтом).

Раньше на улицах не было тротуаров. С каждым годом все больше появлялось на улице экипажей, и росло число несчастных случаев. В 1782 году в Париже построили новое здание театра. По улицам двигалось большое количество карет и пешеходов. Кареты сталкивались, давили людей. И люди вместо театра попадали в больницу. Тогда городские власти разделили дорогу между каретами и пешеходами. Люди стали ходить по тротуару.

– Сейчас тротуары есть во всех городах и поселках, деревнях. Это часть улицы безраздельно принадлежит людям. На оживленных улицах тротуары отделяют от проезжей части яркими ограждениями.

– Как нужно двигаться по тротуару? (Движение по правой стороне).

– Тротуары устраивают выше, чем проезжую часть для чего? (Для того чтобы в дождь с них быстрее стекала вода, чтобы машины случайно не заезжали на тротуар и не задевали прохожих, чтобы обезопасить пешеходов, оградить их от транспорта).

– В наше время трудно представить, что можно обойтись без тротуара. В кажущейся суматохе движения транспорта есть определенный порядок . Весь транспорт подчиняется строгому закону, который называется – “Правила дорожного движения” .

Сами правила родились на свет давно. Попытки ввести правила езды по улицам и дорогам создавались в то время когда по улицам ездили конные экипажи. Были эти правила, конечно, не такими, как сейчас, – намного проще. Но и тогда знать их обязаны были все. Первые правила были созданы для извозчиков и ямщиков. Потом появились велосипеды (двухколесные, трехколесные). Первый автомобиль, паровой, был создан в 1769 г. французом Жаном Кюньо. В 1885 г. немецкие изобретатели Карл Бенц и Даймлер создали автомобиль с бензиновым мотором – мотоколяску. Позднее появились автомобили с двигателем внутреннего сгорания.

С появлением автомобилей, появились новые правила. В Англии, например, когда появились первые автомобили, было издано специальное постановление, в котором говорилось: “В городах перед механической повозкой должен бежать человек с красным флажком, дабы предупредить тем самым об опасности”. Когда первые автомобили появились в Петербурге и Москве, городская дума предписывала их владельцам ездить по городу не быстрее 12 км/ч.

Характерно, что сведения о дорогах и дорожных знаках обнаруживаются археологами и в других странах. Так, например, самый старый в мире знак найден на дороге неподалеку от итальянского города Ливорно. Археологи откопали здесь камень, на котором на латинском языке было написано: “Это место опасно”. В одном из городов Англии с древнейших времен сохранился здоровенный булыжник с указанием расстояния до ближайшего населенного пункта. Таким образом, и этот знак стал прообразом указателей расстояния.

Историческая справка

Сегодня Государственная автомобильная инспекция – серьезная сила, в ней служат профессионалы. Им поручено очень важное дело – сохранять порядок на дорогах большой страны и решать много других задач. Передовой и самый мощный отряд Госавтоинспекции – дорожно-патрульная служба (ДПС). В 1998 году Госавтоинспекция была переименована в Государственную инспекцию безопасности дорожного движения (ГИБДД). Однако широкая общественность новую аббревиатуру не очень жаловала, и было решено оставить два названия – ГАИ и ГИБДД (применительно к аппарату управления).

Учитель. С каждым днем на наших дорогах появляется все больше и больше автомобилей. Высокие скорости и интенсивность движения требуют от водителей и пешеходов быть очень внимательными.

Дисциплина, осторожность и соблюдение правил дорожного движения водителями и пешеходами – основа безопасного движения на улице.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Немного об истории правил дорожного движения.

Причины и последствия ДТП

С каждым годом все сложнее и интенсивнее становится дорожное движение на наших дорогах. Постоянно растет число автомототранспорта на улицах. В числе проблем, порожденных автомобилизацией, на первом месте конечно же стоит аварийность и дорожно-транспортный травматизм. Увечья, полученные детьми в ДТП: и черепно-мозговые травмы, и всевозможные разрывы, и повреждения внутренних органов, переломы костей. Лечение таких детей – процесс весьма длительный и сложный. Безмерно велики физические и моральные страдания травмированных детей и их родных!

Безопасность на автомобильном транспорте определятся тремя основными факторами:
- безопасностью участников движения,
- безопасностью транспортных средств,
- безопасностью среды.

Сущность активной безопасности автомобиля - отсутствие внезапных отказов в выполнении маневра с заданным уровнем комфорта. Необходимо также учитывать соответствие тяговой и тормозной динамики автомобиля условиям среды.
Основной составляющей активной безопасности водителя автомобиля является профессиональное мастерство. Чем выше мастерство водителя, тем менее склонен он к ДТП, и наоборот. Техническое мастерство водителя, в общем, виде это сочетание навыков управлениям рулевым колесом, выбора наиболее безопасного способа торможения и разгона, выбора и реализации действий по переключению передач.

ДТП - это событие, возникшее в процессе движения механических транспортных средств и повлекшее материальный ущерб , ранение или гибель участников движения.
Не надо путать ДТП с аварией. Авария - это выход из строя , повреждение какого-либо механизма, машины и т.п. во время работы, Движения.

ДТП подразделяют на следующие виды:
1. столкновение;
2. опрокидывание;
3. наезд на стоящее транспортное средство (ТС);
4. наезд на пешехода;
5. наезд на препятствие;
6. наезд на велосипедиста;
7. наезд на гужевой транспорт;
8. наезд на животных;
9. падение;
10. прочие происшествия;

Исходя из определения ДТП, последствиями явлются: материальный ущерб, ранение или гибель участников движения.
Естественно, чем меньше эти составляющие, тем меньше тяжесть последствий от ДТП.

6. КАК ЗАЩИТИТЬ СЕБЯ ОТ ПОСЛЕДСТВИЙ ДТП

1. Знать, какие места в машине более опасны, а какие менее!

Опасные и безопасные места

Известно немало случаев, когда водитель,
избегая прямого удара (на себя) инстинктивно подставляет под него пассажира сидящего рядом. Об этом всегда должен помнить сидящий
с водителем пассажир. Если есть возможность сесть на заднее место около дверей, садитесь! Пусть место рядом с водителем пустует! Самое опасное столкновение - удар в бок; при высокой скорости обоих автомобилей лобовой удар опасней. В четырехместном автомобиле, согласно данным мировой статистики, наиболее опасное место около водителя. В пятиместном автомобиле-около водителя и посередине заднего сиденья. Особое значение имеет толерантность человека. Толерантность способность организма переносить неблагоприятное влияние ударов, перегрузов, как в момент ДТП, так и после него. Существует определенные пределы толерантности у различных людей. Они определяются: физической подготовкой, возрастом, состоянием организма в целом, генетическими особенностями.

2. Знать, как защитить наиболее подверженные травмам части тела

В ДТП на голову приходится более 70% травм! Повреждения головы являются основной причиной смертельных случаев. Второе место после травм головы к смертельному исходу приводят повреждения грудной клетки и внутренних органов в ней. Необходимо помнить, что травмы сердца и крупных сосудов при ДТП происходит без выраженных клинических признаков и часто пропускаются при обследовании.
Сиденье от удара перемещается вперед, а голова практически остается в первоначальном положении. В результате происходит перелом костей основания черепа, шейных позвонков,. Для того, чтобы голова не оставалась в первона-чальном положении, а двигалась с одним и тем же ускорением что и все тело ей нужна опора . Такой опорой является подголовник. Ввиду того, что задняя часть автомобиля слабо поглощает энергию удара при малых скоростях, опасными здесь являются скорости 20-40 км/час.

3. Закрывать двери на защелки

Немалое значение на последствия ДТП влияет факт закрытия дверей на защелки. Известно, что в более чем 10% ДТП лиц сидящих в салоне автомобиля выбрасывало на дорогу, и они получали тяжелые травмы, в основном со смертельным исходом.

4. Использование ремней и подушек безопасности, детских кресел . Ремни безопасности стали лучшим из когда-либо придуманных устройств защиты водителя и пассажиров. Разработанные в 50-х годах 20 века, они стали в обязательном порядке применяться с 1967 года.Подушки безопасности дополняют ремни безопасности, являющиеся основным элементом системы защиты. Они защищают голову и грудную клетку водителя и переднего пассажира при лобовых столкновениях средней и большой силы.

7. ПРИЧИНЫ ДТП
Статистика ДТП позволяет определить следующие причине их возникновения:
- нарушения участниками дорожного движения Правил дорожного движения;
- недостаточная теоретическая подготовленность;
- недостаточный опыт управления автомобилем;
- невнимательность;
- самонадеятельность;
- недостаточная организация движения;
- технические неисправности;
- неудовлетворительные дорожные условия; -недостатки в обустройстве дорог, их состояние;
- неправильное расположение и крепление груза;
- грубые нарушения дисциплины водителями (нетрезвое состояние во время движения и др.).
Если рассматривать нарушения Правил дорожного движения, то основными являются:
- превышение скорости;
- нарушение правил обгона;
- несоблюдение дистанции;
- несоблюдение очерёдности проезда;
- управление транспортом в нетрезвом состоянии;
- эксплуатация технически неисправного транспорта.
Наиболее опасными техническими неисправностями автомобиля являются: тормозной системы (до 30%), рулевого управления (до 15%), освещения и сигнализации (до 25%

8. Предлагается блиц-опрос по теме

Какие сигналы пешеходного светофора вы знаете, что они обозначают?

Как на проезжей части улиц и дорог обозначен пешеходный переход?

Где и как должны ходить пешеходы по улице?

В каких местах пешеходам разрешается переходить улицу?

Где нужно стоять в ожидании трамвая, троллейбуса, автобуса?

Какие правила поведения в транспорте общественного пользования вы знаете?

Как нужно переходить улицу при выходе из трамвая, автобуса?

Каков порядок посадки в автобус и выход из него? Правила перехода улиц и дорог.

Как надо правильно переходить улицу, дорогу?

Можно ли перебегать через улицу, дорогу?

Почему пешеходам нельзя ходить по проезжей части улицы, дороги?

Сколько сигналов у пешеходного светофора?

На какие группы делятся дорожные знаки?

Кто должен знать дорожные знаки?

В какую сторону нужно посмотреть, дойдя до середины улицы?

Дорога для трамвая?

Дом для автомобиля?

9. Загадки.

Тихо ехать нас обяжет,
Поворот вблизи покажет
И напомнит, что и как,
Вам в пути…( Дорожный знак ).

Встало с краю улицы в длинном сапоге
Чучело трехглазое на одной ноге.
Где машины движутся,
Где сошлись пути,
Помогает людям дорогу перейти. ( Светофор ).

Дом на рельсах тут как тут,
Всех умчит он в пять минут.
Ты садись и не зевай,
Отправляется… ( Трамвай ).

Пьет бензин, как молоко,
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей,
Ты знаком, конечно, с ней.
Обувь носит из резины, называется… ( Машина ).

Проезжая часть дороги с твердым покрытием. ( Шоссе ).

Человек, едущий на транспорте. ( Пассажир ).

Человек, совершающий движение пешком. ( Пешеход ).

Он бывает запрещающий, разрешающий, информационный. ( Знак ).

Место ожидания автобуса. ( Остановка ).

Транспорт, работающий от электричества. ( Троллейбус, трамвай ).

Номер телефона скорой помощи. ( 03 ).

Место, где на время оставляют свой транспорт. ( Стоянка ).

Многоместный автомобиль для перевозки пассажиров. ( Автобус ).

Водители-лихачи очень любят его совершать. ( Обгон ).

Трехглазый постовой. ( Светофор ).

Самые строгие дорожные знаки. ( Запрещающие ).

Дорожка вдоль дороги, не для машин. ( Тротуар ).

Это случается с теми, кто не соблюдает правила дорожного движения. ( ДТП ).

1. Приобщение детей к изучению вопросов безопасности.

2. Широкое привлечение к пропаганде безопасного поведения на дорогах и улицах

среди детей младшего и среднего возраста.

3. Отвлечение детей и подростков от пустого времяпровождения, вовлечение их в активную работу по сохранению жизни и здоровья юных участников дорожного движения.

4. Воспитание у детей активной жизненной позиции.

Оборудование: плакаты «Правила дорожного движения

  1. Организация класса.
  2. Повторение пройденного материала.
  3. Работа над новым материалом.

Бегут машины в ряд,

И день и ночь горят.

За улицей следи

И только там, где можно,

И там, где днем трамваи

Спешат со всех сторон,

Нельзя ходить зевая!

Нельзя считать ворон!

Шагая осторожно, За улицей следи

И только там, где можно,

Ребята! Как вы думаете, о чем сейчас пойдет речь?

Учащиеся: о движении на дорогах.

Учитель: Правильно, молодцы, догадались. Сегодня мы продолжаем говорить с вами об опасностях на дорогах. А сейчас немного статистики: о состоянии детского дорожно-транспортного травматизма по России в 2010 году.

В 2010 году в нашей стране произошло 21 970 дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. Из них погибли 1018 и ранены 22 785 человек. Каждое десятое происшествие происходило с участием юных граждан.

Основным видом дорожных происшествий с участием детей стали наезды на пешеходов, которые составили более половины (52%, или 11 362 ДТП) всех происшествий. В среднем по стране ежедневно совершалось более 30 наездов.

4965 ДТП произошло из-за нарушений Правил дорожного движения юными пешеходами. Однако за 4 года число детей, пострадавших в результате ДТП по собственной неосторожности снизилось на 30%, с 10 266 человек (2004 год) до 7201 (2010 год).

Самые распространённые причины наездов на детей-пешеходов — переход проезжей части детьми в неустановленном месте или вне пешеходного перехода.

Участником ДТП в качестве пассажира стал 8051 ребёнок, это 36% общего числа ДТП с участием детей, из них 517 детей погибли и 8667 получили ранения.

Цифры статистики говорят о том, что нам с вами надо знать правила движения и строго их соблюдать!

Знания основных причин детского дорожно-транспортного травматизма и правил поведения на дорогах - залог жизни и здоровья человека.

Поэтому мы с Вами ещё раз повторим и изучим причины детского дорожно-транспортного травматизма.

Причины детского дорожно - транспортного травматизма:

Нарушения ПДД участниками движения

Слабое использование возможностей пассивной безопасности

Следует обратить внимание на то, что если вопросы пассивной безопасности и профилактики тяжести транспортных травм у взрослых сегодня отчасти решены и работают (ремни и подушки безопасности, подголовники и т.д.), то специальные детские сиденья и удерживающие устройства являются большой редкостью и вопросы безопасности и профилактики травм все еще остаются открытыми.

Влияние поло - возрастных особенностей детей

«Среди детей, пострадавших на дорогах от транспорта, мальчиков в два раза больше, чем

девочек. При этом возраст детей откладывает четкий отпечаток на частоту возникновения травм — подавляющее большинство составляют школьники в возрасте от 8 до 16 лет, количество же дошкольников и первоклассников в три раза меньше.

Отсутствие должного контроля за передвижением школьников

«При выборе мер профилактики необходимо учитывать время пребывания детей в школе, знать, когда школьники находятся под контролем учителей, а когда предоставлены сами себе.

Известно, что день недели и время года влияют на число детей, находящихся на улице, и количество транспорта в городе. Изучение детских транспортных травм показало, что если в течение всего учебного года травматизм распределяется равномерно только в середине недели и имеет день наибольшего числа травм (понедельник - 18%), то во время летних каникул частота травматизма практически одинакова в любой день недели.

И в этом случае данные исследователей и сегодняшние данные у ГИБДД совпадают:

ДТП с участием детей по дням недели:

♦ понедельник - 147; ♦ пятница-139;

♦ вторник - 110; ♦ суббота-121;

♦ среда - 118; ♦ воскресенье - 109.

Сезонные и погодные условия

Недостаточное использование градостроительных возможностей

Несчастный случай на дороге

Застал меня почти врасплох

Я понимаю, мы - не боги,

Но так хотелось, чтоб я смог

Вернуть события обратно,

Спасти мальчишку от беды…

Как это сделать? Непонятно!

Ведь все в руках самой Судьбы…

Но так ли это? Может, сами

Порой играем с жизнью мы,

Спешим, гоняемся часами

По бездорожию судьбы

Водитель! Вдумайся скорее:

Трагедии могло не быть.

Скажи мне честно, ты сумеешь

Того мальчишку позабыть?

Скажи мне прямо, жить как будешь,

Смотреть в глаза его родным,

Как объяснишь им, что не любишь

Спокойной, грамотной езды?

Что вышло все почти случайно,

Превысил скорость, ну и что ж?

Глаза закрой, и ты увидишь,

Что мальчик - мёртв, а ты – живешь!

Перед глазами будут книжки,

Вторая обувь и портфель,

Дневник несчастного мальчишки…

Ведь не вернёшь его теперь.

«Водитель, помни! – крикну громко, -

Не допусти другой беды,

В твоих руках – душа ребенка,

1У. Закрепление нового материала .

Ребята! По какой причине вы можете стать жертвой ДТП?

Учащиеся называют причины.

Учитель: Правильно, молодцы!

  • нарушение правил дорожного движения, в том числе:
  • алкогольное опьянение ;
  • превышение допустимой скорости движения;
  • разговоры по мобильному телефону ;
  • неиспользование ремней безопасности;
  • использование неисправного транспортного средства;
  • разговор с пассажирами;
  • курение за рулём ;
  • еда за рулем ;
  • управление электронными устройствами (например радио, CD проигрывателем или GPS) во время движения;
  • прослушивание музыки.
  • усталость водителя (водитель при сильной усталости может уснуть за рулём ).

Исследования показали, что водители, которые во время езды слушают музыку, более склонны к превышению скорости и чаще попадают в ДТП, так как становятся невнимательными.

Генеральная Ассамблея ООН в 2005 году предложила государствам-членам ООН и международному сообществу объявить ежегодный Всемирный день памяти жертв дорожно-транспортных происшествий .

Само по себе совершение ДТП не является основанием для возникновения ответственности. Ответственность возникает в тех случаях, когда в действиях водителя имеется состав административного правонарушения, либо преступления. Как в первом, так и во втором случае могут возникать основания для гражданско-правовой ответственности (обязанности по возмещению причиненного вреда). Бывают ситуации когда пострадавшая сторона вершит самосуд над водителем, допустившим ДТП, в том числе с помощью огнестрельного оружия

Устранение последствий ДТП

  • столкновение
  • опрокидывание
  • наезд на стоящее транспортное средство
  • наезд на препятствие
  • наезд на пешехода
  • наезд на велосипедиста
  • наезд на гужевой транспорт
  • наезд на животное
  • падение пассажира
  • иные виды ДТП (происшествия, не относящиеся к указанным выше видам)

Основные поражающие факторы при ДТП

  • динамический удар, вызванный почти мгновенной остановкой транспортного средства
  • травмирование обломками и частями транспортных средств
  • синдром длительного сдавления при зажатии пострадавших частями транспортных средств
  • воздействие высокой температуры и выделяющихся газов в случае возникновения пожара
  • воздействие опасных веществ при участии спецтранспорта, перевозящего опасные грузы

По данным ГИБДД в России ежегодно в ДТП погибает около 26 тыс. человек. За 1997-2007 гг. в ДТП погибло 350 254 человека, для сравнения в Афганской войне (1979—1989) погибло 15 051 человек.
Общее количество ДТП, число погибших и получивших травмы (раненых) в 1990—2010 гг. (по статистике ГИБДД)

Данный материал формирует у обучающихся представления о безопасном поведении на улице и дорогах. Знакомит с Д.Т.П. в городе и области с целью выявления их причин и последствий. Закрепляет П.Д.Д., терминологию.

ВложениеРазмер
klassnyy_chas.doc 47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: 1. Закрепить П.Д.Д. и терминологию.

2. Учить применять свои знания на практике.

3. Пропагандировать П.Д.Д. среди сверстников.

4. Познакомить с Д.Т.П. в нашем городе и области за этот год с целью выявления их

причин и последствий.

5. Продолжить формировать у обучающихся представления о безопасном поведении

на улице и дорогах.

- велосипед, мопед, мотоцикл - транспортные средства

- организованная пешеходная колонна

Наглядные пособия: - плакаты

- знаки дорожного движения

1. Орг. момент Содержание мероприятия:

2. Вводная часть

Так считали древние римляне. И если это было верно пару тысячелетий назад, то многократно справедливо сейчас, когда по дорогам двигаются многочисленные потоки транспорта. Дороги переходят многочисленные потоки пешеходов.

3. Работа с терминологией

Прежде, чем мы будем говорить о Д.Т.П. давайте вспомним некоторые термины и правила дорожного движения. Вы должны доказать мне, себе и нашим гостям, что умеете проявлять чувство безопасности на дороге и при встрече с автотранспортом.

- Кем вы становитесь, когда выходите на улицу и совершаете движение?

- Покажите мне пешехода.

( работа с картинкой)

- Как называют человека, который управляет транспортным средством, покажите на картинке.

(водитель, работа с картинкой)

- Во сколько лет можно получить права, разрешающие водить Т. С.?

- Назовите одним словом велосипед, мопед, мотоцикл?

- Кто из вас пользуется данными Т.С.?

- Где двигаются все Т,С.?

(по проезжей части)

- В каком возрасте можно выезжать на Т.С. на проезжую часть?

(идет работа по плакату и читается надпись: На проезжую часть могут выезжать дети достигнувшие 14 лет)

- Работа с разрешающим и запрещающим знаками движения велосипедиста

- Что может случиться с водителем не имеющим права, не соблюдающим П.Д.Д.

(беседа, из которой делается вывод: нельзя выезжать на проезжую часть на велосипеде, не достигнув 14 лет и пользоваться Т.С. не имея разрешения на управление Т.С.)

- Вы вышли на улицу. Как называется дорожка для пешехода?

- Ваш класс должен пойти в музей, столовую. Как вы должны передвигаться по

( повторяются правила движения в колонне по тротуару)

4. Физминутка - закрепление построения и прохождения в организованной пешеходной колонне.

- Вам нужно перейти улицу. Как правильно перейти улицу?

(работа по картинке, по пешеходному переходу)

- Каким знаком обозначен пешеходный переход и для кого предназначается?

(работа по картинке)

- Где можно перейти улицу около школы?

( по пешеходному переходу)

- Мы дошли до перекрёстка. Покажите на картинке перекрёсток.

- Какие бывают перекрёстки?

- Что мы видим на регулируемых перекрёстках?

- Давайте покажем светофор, прочитаем стихотворение о светофоре и вспомним что

обозначает каждый сигнал светофора.

(работа с картинкой и по стихотворению:
Три друга пешехода в любое время года.
Красный свет — твой первый друг —
Деловито строгий.
Если он зажёгся вдруг —
Нет пути дороги.
Жёлтый свет — твой друг второй
Даёт совет толковый:
Стой! Внимание утрой!
Жди сигналов новых!
Третий друг тебе мигнул
Своим зелёным светом:
Проходи! Угрозы нет!
Я порукой в этом!
При переходе площадей,
Проспектов, улиц и дорог
Советы этих трёх друзей
Прими и выполни их в срок.
Загорелся красный свет —
Пешеходу хода нет!

- А как назвать вот этого человека в форме, стоящего на перекрёстке?

(регулировщик, работа по картинке)

- Когда он необходим и для чего?

Правила пересечения проезжей части

1. Переходи дорогу только по пешеходному

переходу на зелёный сигнал светофора.

2. При отсутствии светофора переходи дорогу

по наземному пешеходному переходу, только после того, как убедишься, что

выход на дорогу безопасный.

(работа по правилу у доски и с классом)

- Наступила зима. Мы выходим гулять на улицу. Какое правило нельзя забывать?

(работа по плакату. Вывод: Никогда не играй рядом с проезжей частью дороги)

6. Беседа по Д.Т.П.

За 10 месяцев по Кемеровской области погибло 19 детей, 306 раненых

По Гурьевскому району погиб 1 ребёнок; 4 Д.Т.П. с участием детей

Также по вине ученика 11 школы, находящегося за рулём без прав и в нетрезвом состоянии было совершено Д.Т.Т. со смертельным исходом

(обсуждение с детьми данных ситуаций, ответственности, делается необходимый вывод)

- Что соблюдает транспорт при движении по дороге?

- Какие правила надо соблюдать на улице, чтобы не попасть в Д.Т.П.?

- Какими средствами регулируется движение на перекрестках?

Для закрепления материала в свободное время было предложено разгадать кроссворд

Читайте также: