Изменения в коап в 2022 для водителей

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

Наказывать будут чаще и жестче. Но есть опасение, что увеличение штрафов и введение новых составов нарушений реальную ситуацию на дорогах не изменят.

Раз за рулем, то очень опасен!

Комментарий эксперта

Трижды не пропустил пешехода — сдай права!

Наказанием за систематическое нарушение ПДД (3 грубых нарушения Правил в год) станет лишение прав на срок от года до полутора лет или штраф 10–30 тысяч рублей. Грубыми нарушениями считаются: выезд на встречную полосу, проезд на красный сигнал светофора, непредоставление преимущества пешеходам, превышение скорости более чем на 60 км/ч, а также разворот, поворот налево или движение задним ходом там, где это запрещено, и т.п.

Комментарий эксперта

Сергей Смирнов, автоюрист:

Кроме того, в список новых нарушений внесены:

  • парковка на газоне (влечет предупреждение или штраф 1000–3000 рублей);
  • сброс мусора в неположенном месте (штраф 2000–3000 рублей).
  • управление спецтранспортом (мотоблоком, снегоходом, болотоходом) на дороге общего пользования (штраф от 1000 до 2000 рублей);
  • управление машиной после временного ограничения прав (штраф от 1000 до 3000 рублей).

Комментарий эксперта

Сергей Смирнов, автоюрист:

Второй раз предупреждать не будут

Законодатели предлагают серьезно ужесточить наказание за повторные нарушения.

  • в 10 раз вырастет штраф за повторное вождение машины с нечитаемыми номерами. За это нарушение планируют штрафовать на 5000 рублей и лишать прав на 3 месяца (сейчас штраф составляет 500 рублей).
  • за повторное вождение с незаконной тонировкой планируют штрафовать на 3000 рублей (сейчас — 500 рублей);
  • за неоднократный отказ от требования остановить машину и попытку скрыться от инспектора (если это создало угрозу здоровью и жизни граждан) оштрафуют на 40 тысяч рублей или лишат прав на 3 года (сейчас за это штрафуют всего на 500–800 рублей).
  • за повторную езду без прав водителю будет грозить штраф от 20 до 30 тысяч рублей либо обязательные работы на срок от 40 до 60 часов. Если не имеющий права управления водитель попадется в первый раз, его оштрафуют, как и сейчас, на 5–15 тысяч рублей.

Ребенок как отягчающее обстоятельство

Особое внимание предполагается уделять безопасности несовершеннолетних пассажиров. Так, за управление автомобилем в нетрезвом состоянии предполагается то же наказание, что и сейчас: штраф 30 тысяч рублей и лишение прав на 1,5–2 года. Но если при этом в машине окажется пассажир младше 16 лет, водителя оштрафуют уже на 50 тысяч рублей и лишат прав на 2–3 года.

Комментарий эксперта

Сергей Смирнов, автоюрист:

За перевозку ребенка без соответствующего его возрасту детского удерживающего устройства (автокресла, бустера, автолюльки) оштрафуют на сумму от 3 до 5 тысяч рублей (сейчас штраф составляет 3000 рублей).

Взялись за тихоходов

Арестов не будет

В то же время рассматривается возможность лишать водителей прав до решения суда за грубые нарушения ПДД.

Комментарий эксперта

Сергей Смирнов, автоюрист:

ПДД: что нового?

Министерство транспорта подготовило 19-страничный проект поправок к ПДД.

В новых Правилах могут появиться и новшества, непосредственно касающиеся автомобилистов:

  • будет запрещена остановка и стоянка на островках безопасности;
  • могут разрешить использование электронных СТС и водительских прав;
  • возможно, будет введено несколько новых дорожных знаков — запрещающих движение СИМам и указывающих место зарядки электромобилей.

Что будет с техосмотром?

Депутаты подготовили законопроект, который отменяет техосмотр личного легкового транспорта (на момент написания статьи он принят Госдумой в первом чтении). Законопроект предполагает, что личные автомобили и мотоциклы обязаны проходить техосмотр только в двух случаях:

1) При отчуждении (продаже, дарении и т.п.) транспортного средства. Ведь для смены владельца нужен полис ОСАГО, а его без техосмотра не выдают;

2) Если автомобиль старше 4 лет.

Но страховые компании не планируют исключать из практики применение так называемых регрессных требований к виновнику ДТП, если оно произошло из-за технической неисправности автомобиля. Значит, есть вероятность, что у виновника ДТП, не имеющего диагностической карты (то есть документа доказывающего, что машина была исправна на момент происшествия) могут возникнуть проблемы со страховой компанией.

Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; N 30, ст. 3029; 2003, N 27, ст. 2700, 2708, 2717; N 46, ст. 4434; N 50, ст. 4847; 2004, N 31, ст. 3229; N 34, ст. 3533; 2005, N 1, ст. 13, 45; N 13, ст. 1077; N 19, ст. 1752; N 27, ст.2719, 2721; N 30, ст. 3104, 3131; N 50, ст. 5247; 2006, N 17, ст. 1776; N 18, ст. 1907; N 31, ст. 3438; N 45, ст. 4641; N 52, ст. 5498; 2007, N 16, ст. 1825; N 30, ст. 3755; N 31, ст. 4007, 4008; N 41, ст. 4845; N 46, ст. 5553; 2008, N 20, ст. 2251; N 30, ст. 3604; N 49, ст. 5745; N 52, ст. 6235, 6236; 2009, N 7, ст. 777; N 23, ст. 2759; N 26, ст. 3120; N 29, ст. 3597, 3642; N 30, ст. 3739; N 48, ст. 5711, 5724; N 52, ст. 6412; 2010, N 1, ст. 1; N 21, ст. 2525; N 23, ст. 2790; N 27, ст. 3416; N 30, ст. 4002, 4006, 4007; N 31, ст. 4158, 4164, 4193, 4206, 4207, 4208; N 41, ст. 5192; 2011, N 1, ст. 10, 23; N 15, ст. 2039; N 17, ст. 2310; N 19, ст. 2715; N 23, ст. 3260; N 27, ст. 3873; N 29, ст. 4290; N 30, ст. 4585, 4590, 4598, 4600, 4601, 4605; N 46, ст. 6406; N 48, ст. 6728; N 49, ст. 7025, 7061; N 50, ст. 7342, 7345, 7346, 7351, 7355, 7362, 7366; 2012, N 6, ст. 621; N 10, ст. 1166; N 24, ст. 3069, 3082; N 29, ст. 3996; N 31, ст. 4320, 4330; N 47, ст. 6402, 6403; N 49, ст. 6757; N 53, ст. 7577, 7602; 2013, N 14, ст. 1666; N 19, ст. 2323, 2325; N 26, ст. 3207, 3208; N 27, ст. 3454, 3470; N 30, ст. 4025, 4029, 4030, 4031, 4032, 4034, 4036, 4040, 4044, 4082; N 31, ст. 4191; N 43, ст. 5445, 5452; N 44, ст. 5624, 5643; N 48, ст. 6161, 6165; N 49, ст. 6327; N 51, ст. 6683, 6685, 6695; N 52, ст. 6980, 6986, 7002; 2014, N 6, ст. 566; N 11, ст. 1096; N 14, ст. 1562; N 19, ст. 2302, 2306, 2310, 2324, 2326, 2327, 2335; N 26, ст. 3366, 3379; N 30, ст. 4211, 4218, 4228, 4256, 4259, 4264; N 42, ст. 5615; N 48, ст. 6636; N 52, ст. 7550, 7557; 2015, N 1, ст. 67, 74, 83, 85; N 10, ст. 1405, 1416; N 13, ст. 1811; N 21, ст. 2981; N 27, ст. 3945; N 29, ст. 4374, 4376, 4391; N 41, ст. 5629; N 44, ст. 6046; N 45, ст. 6205, 6208; N 48, ст. 6706, 6710; N 51, ст. 7250; 2016, N 1, ст. 11, 59, 63; N 10, ст. 1323; N 11, ст. 1481, 1491; N 18, ст. 2514; N 23, ст. 3285; N 26, ст. 3871, 3876, 3884, 3887; N 27, ст. 4160, 4164, 4183, 4197, 4205, 4206, 4223, 4238, 4249, 4251, 4259, 4286, 4291, 4305; N 28, ст. 4558; N 50, ст. 6975; 2017, N 1, ст. 12, 31; N 9, ст. 1278; N 11, ст. 1535; N 17, ст. 2457; N 22, ст. 3069; N 24, ст. 3487; N 30, ст. 4455; N 31, ст. 4738, 4812, 4814, 4815, 4827, 4828; N 47, ст. 6844, 6851; N 52, ст. 7919; 2018, N 1, ст. 21, 30, 35; N 7, ст. 973; N 30, ст. 4555; N 31, ст. 4825, 4851; N 41, ст. 6187; N 42, ст. 6378; N 45, ст. 6832; N 47, ст. 7125, 7128; N 53, ст. 8436, 8447; 2019, N 6, ст. 465; N 10, ст. 893; N 12, ст. 1216, 1218; N 25, ст. 3161; N 29, ст. 3847; N 30, ст. 4119, 4121, 4131; N 42, ст. 5803; N 44, ст. 6178, 6182; N 49, ст. 6964; N 51, ст. 7493, 7494, 7495; N 52, ст. 7811, 7819; 2020, N 14, ст. 2002, 2020, 2029; N 50, ст. 8055, 8065; 2021, N 1, ст. 50, 51, 70; N 9, ст. 1461, 1466; N 11, ст. 1701; N 15, ст. 2431; N 18, ст. 3046; N 24, ст. 4222, 4223; N 27, ст. 5060, 5111; N 52, ст. 8978, 8986; 2022, N 1, ст. 3, 37, 49; N 5, ст. 676; Российская газета, 2022, 9 марта, 11 марта) следующие изменения:

а) часть 3 дополнить словами ", за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи";

б) дополнить частями 4 и 5 следующего содержания:

"4. Юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечен к административной ответственности, если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи.

5. Если за совершение административного правонарушения юридическому лицу назначено административное наказание в виде административного штрафа, который устанавливается в соответствии с пунктом 3 или 5 части 1 статьи 3.5 настоящего Кодекса, должностное лицо или иной работник данного юридического лица либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, не подлежат административной ответственности.";

2) в части 3 статьи 3.4 слова "может быть заменено" заменить словами "подлежит замене";

3) дополнить статьей 4.1 2 следующего содержания:

"Статья 4.1 2 . Особенности назначения административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям и являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям

1. При назначении административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

2. В случае, если санкцией статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, административный штраф социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, назначается в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, либо в размере половины размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, если такая санкция предусматривает назначение административного штрафа в фиксированном размере.

3. Размер административного штрафа, назначаемого в соответствии с частью 2 настоящей статьи, не может составлять менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для должностного лица.

4. Правила настоящей статьи не применяются при назначении административного наказания в виде административного штрафа за административные правонарушения, за совершение которых в соответствии со статьями раздела II настоящего Кодекса лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.";

а) часть 1 дополнить словами ", за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи";

б) часть 3 дополнить пунктом 3 следующего содержания:

"3) в пределах санкции, не предусматривающей назначение административного наказания в виде предупреждения или административного штрафа, если одной из указанных санкций не предусматривается назначение административного наказания в виде предупреждения или административного штрафа.";

в) дополнить частями 5 и 6 следующего содержания:

"5. Если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.

6. Если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статьи) раздела II настоящего Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания за совершение указанных административных правонарушений применяются правила назначения административного наказания, предусмотренные частями 2 - 4 настоящей статьи.";

5) абзац четвертый части 3 статьи 23.1 после слов "юридическими лицами" дополнить словами "и их должностными лицами или иными работниками".

Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; N 30, ст. 3029; N 44, ст. 4295; 2003, N 27, ст. 2700, 2708, 2717; N 46, ст. 4434; N 50, ст. 4847, 4855; 2004, N 31, ст. 3229; N 34, ст. 3529, 3533; 2005, N 1, ст. 9, 13, 40, 45; N 10, ст. 763; N 13, ст. 1077; N 19, ст. 1752; N 27, ст. 2719, 2721; N 30, ст. 3104, 3131; N 50, ст. 5247; 2006, N 1, ст. 4, 10; N 6, ст. 636; N 10, ст. 1067; N 12, ст. 1234; N 17, ст. 1776; N 18, ст. 1907; N 19, ст. 2066; N 23, ст. 2380; N 31, ст. 3420, 3438, 3452; N 45, ст. 4641; N 50, ст. 5279; N 52, ст. 5498; 2007, N 1, ст. 21, 25, 29; N 7, ст. 840; N 16, ст. 1825; N 26, ст. 3089; N 30, ст. 3755; N 31, ст. 4007, 4008, 4015; N 41, ст. 4845; N 43, ст. 5084; N 46, ст. 5553; 2008, N 18, ст. 1941; N 20, ст. 2251, 2259; N 30, ст. 3604; N 49, ст. 5745; N 52, ст. 6235, 6236; 2009, N 1, ст. 17; N 7, ст. 777; N 23, ст. 2759, 2776; N 26, ст. 3120, 3122; N 29, ст. 3597, 3642; N 30, ст. 3739; N 45, ст. 5267; N 48, ст. 5711, 5724; N 52, ст. 6412; 2010, N 1, ст. 1; N 18, ст. 2145; N 19, ст. 2291; N 21, ст. 2525; N 23, ст. 2790; N 27, ст. 3416; N 30, ст. 4002, 4006, 4007; N 31, ст. 4158, 4164, 4193, 4195, 4206, 4207, 4208; N 41, ст. 5192; N 49, ст. 6409; 2011, N 1, ст. 10, 23, 54; N 7, ст. 901; N 15, ст. 2039; N 17, ст. 2310; N 19, ст. 2714, 2715; N 23, ст. 3260; N 27, ст. 3873; N 29, ст. 4289, 4290, 4298; N 30, ст. 4573, 4574, 4585, 4590, 4598, 4600, 4601, 4605; N 46, ст. 6406; N 47, ст. 6602; N 48, ст. 6728; N 49, ст. 7025, 7061; N 50, ст. 7342, 7345, 7346, 7351, 7352, 7355, 7362, 7366; 2012, N 6, ст. 621; N 10, ст. 1166; N 19, ст. 2278, 2281; N 24, ст. 3068, 3069, 3082; N 29, ст. 3996; N 31, ст. 4320, 4322, 4330; N 47, ст. 6402, 6403, 6404, 6405; N 49, ст. 6757; N 53, ст. 7577, 7602, 7639, 7640, 7641; 2013, N 14, ст. 1651, 1657, 1666; N 19, ст. 2323, 2325; N 26, ст. 3207, 3208, 3209; N 27, ст. 3454, 3469, 3470, 3477, 3478; N 30, ст. 4025, 4029, 4030, 4031, 4032, 4034, 4036, 4040, 4044, 4078, 4082; N 31, ст. 4191; N 43, ст. 5443, 5444, 5445, 5452; N 44, ст. 5624, 5643; N 48, ст. 6158, 6159, 6161, 6163, 6165; N 49, ст. 6327, 6341, 6343; N 51, ст. 6683, 6685, 6695, 6696; N 52, ст. 6948, 6961, 6980, 6986, 7002; 2014, N 6, ст. 557, 559, 566; N 11, ст. 1092, 1096; N 14, ст. 1561, 1562; N 19, ст. 2302, 2306, 2310, 2317, 2324, 2325, 2326, 2327, 2330, 2335; N 26, ст. 3366, 3379, 3395; N 30, ст. 4211, 4214, 4218, 4228, 4233, 4248, 4256, 4259, 4264, 4278; N 42, ст. 5615; N 43, ст. 5799; N 48, ст. 6636, 6638, 6642, 6643, 6651; N 52, ст. 7541, 7545, 7548, 7550, 7557; 2015, N 1, ст. 35, 67, 68, 74, 83, 85; N 7, ст. 1023; N 10, ст. 1405, 1416; N 13, ст. 1811; N 18, ст. 2614, 2620; N 21, ст. 2981; N 24, ст. 3367, 3370; N 27, ст. 3945, 3950; N 29, ст. 4354, 4359, 4374, 4376, 4391; N 41, ст. 5629, 5637; N 44, ст. 6046; N 45, ст. 6205, 6208; N 48, ст. 6706, 6710, 6716; N 51, ст. 7249, 7250; 2016, N 1, ст. 11, 28, 59, 63, 84; N 10, ст. 1323; N 11, ст. 1481, 1490, 1491, 1493; N 14, ст. 1907; N 15, ст. 2051; N 18, ст. 2514; N 23, ст. 3285; N 26, ст. 3871, 3876, 3877, 3884, 3887, 3891; N 27, ст. 4160, 4164, 4183, 4197, 4205, 4206, 4223, 4226, 4238, 4249, 4251, 4259, 4286, 4291, 4305; N 28, ст. 4558; N 50, ст. 6975; N 52, ст. 7508; 2017, N 1, ст. 12, 31, 47, 51; N 7, ст. 1030, 1032; N 9, ст. 1278; N 11, ст. 1535; N 15, ст. 2140; N 17, ст. 2456, 2457; N 18, ст. 2664; N 22, ст. 3069; N 23, ст. 3227; N 24, ст. 3487; N 27, ст. 3947; N 30, ст. 4455; N 31, ст. 4738, 4755, 4785, 4812, 4814, 4815, 4816, 4827, 4828; N 47, ст. 6844, 6851; N 49, ст. 7308; N 50, ст. 7562; N 52, ст. 7919, 7937; 2018, N 1, ст. 21, 30, 35, 48; N 7, ст. 973; N 18, ст. 2562; N 30, ст. 4555; N 31, ст. 4824, 4825, 4826, 4828, 4851; N 32, ст. 5091; N 41, ст. 6187; N 42, ст. 6378; N 45, ст. 6832, 6843; N 47, ст. 7125, 7128; N 53, ст. 8436, 8439, 8447; 2019, N 6, ст. 465; N 10, ст. 893; N 12, ст. 1216, 1217, 1218, 1219; N 16, ст. 1819, 1820, 1821; N 18, ст. 2220; N 22, ст. 2669, 2670; N 25, ст. 3161; N 27, ст. 3536; N 29, ст. 3845, 3847; N 30, ст. 4119, 4120, 4121, 4122, 4125, 4131; N 42, ст. 5803; N 44, ст. 6178, 6182; N 49, ст. 6964; N 51, ст. 7493, 7494, 7495; N 52, ст. 7766, 7811, 7819; 2020, N 14, ст. 2002, 2019, 2020, 2029; N 17, ст. 2710; N 26, ст. 4001; N 30, ст. 4744; N 31, ст. 5037; N 42, ст. 6526; N 50, ст. 8055, 8065; 2021, N 1, ст. 50, 51, 52, 60, 70; N 6, ст. 959; N 9, ст. 1461, 1466, 1471; N 11, ст. 1701, 1702; N 13, ст. 2141; N 15, ст. 2425, 2431; N 17, ст. 2884; N 18, ст. 3046; N 22, ст. 3676; N 24, ст. 4180, 4218, 4219, 4221, 4222, 4223, 4224; N 27, ст. 5060, 5111; N 52, ст. 8978, 8986; 2022, N 1, ст. 3, 37, 49; Российская газета, 2022, 31 января, 18 февраля) следующие изменения:

1) в части 3 статьи 1.8 слова "административное правонарушение, предусмотренное статьей 19.28" заменить словами "административное правонарушение, предусмотренное статьей 15.27 3 или 19.28";

2) часть 2 1 статьи 2.6 изложить в следующей редакции:

"2 1 . Иностранное юридическое лицо, совершившее за пределами Российской Федерации административное правонарушение, предусмотренное статьей 15.27 3 или 19.28 настоящего Кодекса и направленное против интересов Российской Федерации, подлежит административной ответственности на общих основаниях.";

3) часть 1 статьи 3.5 после слов "частью 3 статьи 19.27, частью 2 статьи 19.34 1 ," дополнить словами "частью 1 статьи 20.3 3 , статьей 20.3 4 ,", после слов "статьей 20.3 2 ," дополнить словами "частью 2 статьи 20.3 3 ,", после слов "частью 2 статьи 20.3 2 ," дополнить словами "частью 1 статьи 20.3 3 , статьей 20.3 4 ,", после слов "статьи 19.4, частью 2 статьи 19.7 5-3 " дополнить словами ", частью 2 статьи 20.3 3 ";

4) статью 3.7 дополнить частью 5 следующего содержания:

"5. Если имущество, полученное в результате совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27 3 настоящего Кодекса, было приобщено к имуществу, приобретенному законным путем, конфискации подлежит та часть имущества, которая соответствует стоимости приобщенного имущества.";

5) часть 2 статьи 4.1 1 после цифр "14.31 - 14.33, 14.56," дополнить цифрами "15.27 3 ,";

6) часть 1 статьи 4.5 после слов "финансированию терроризма" дополнить словами "(за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 4 статьи 15.27 и статьей 15.27 3 настоящего Кодекса)", после слов "воинского учета" дополнить словами ", за нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (в части административных правонарушений, предусмотренных частью 4 статьи 15.27 и статьей 15.27 3 настоящего Кодекса)", после слов "о противодействии терроризму" дополнить словами ", законодательства Российской Федерации о специальных экономических мерах и принудительных мерах";

7) в примечании 3 статьи 14.1 слово "этапа" заменить словами "и (или) четвертого этапов";

8) абзац второй статьи 14.25 1 после слов "сорока тысяч рублей" дополнить словами "либо дисквалификацию на срок до одного года";

9) в статье 15.27 1 :

а) наименование дополнить словами ", распространению оружия массового уничтожения";

б) слово "Предоставление" заменить словами "1. Предоставление";

в) дополнить частью 2 следующего содержания:

"2. Неприменение принудительных мер по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества, предусмотренных законодательством Российской Федерации о специальных экономических мерах и принудительных мерах, -

влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.";

10) дополнить статьей 15.27 3 следующего содержания:

"Статья 15.27 3 . Совершение в интересах юридического лица сделок или финансовых операций с имуществом, полученным преступным путем

Совершение в интересах юридического лица сделок или финансовых операций с денежными средствами или иным имуществом, заведомо полученными для совершающего указанные сделки или финансовые операции лица преступным путем, в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом -

влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере до трехкратной суммы денежных средств, стоимости иного имущества, являющихся предметом административного правонарушения, с конфискацией денежных средств или иного имущества либо без таковой или административное приостановление деятельности на срок до тридцати суток с конфискацией денежных средств или иного имущества либо без таковой.

1. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей, и подлежит административной ответственности в случаях совершения административного правонарушения:

физическим лицом, уполномоченным на основании закона, иного правового акта, учредительного документа, договора или доверенности совершать действия от имени юридического лица;

физическим лицом, занимающим должность в органах управления юридического лица или органах, осуществляющих контроль за финансовохозяйственной деятельностью юридического лица;

бенефициарным владельцем этого юридического лица в значении, определенном пунктом 8 статьи 6 1 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

2. Юридическое лицо освобождается от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное настоящей статьей, если оно способствовало выявлению данного правонарушения, проведению административного расследования и (или) выявлению, раскрытию и расследованию преступления, связанного с данным правонарушением.";

11) дополнить статьями 20.3 3 и 20.3 4 следующего содержания:

"Статья 20.3 3 . Публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности

1. Публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в указанных целях, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, -

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

2. Те же действия, сопровождающиеся призывами к проведению несанкционированных публичных мероприятий, а равно создающие угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры,

кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, -

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на должностных лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

Статья 20.3 4 . Призывы к введению мер ограничительного характера в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц

Призывы к осуществлению иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза мер ограничительного характера, выражающихся во введении или в продлении политических или экономических санкций в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, совершенные гражданином Российской Федерации и (или) российским юридическим лицом, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, -

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.";

12) в статье 23.1:

цифры "15.27 1 ,15.27 2 " заменить цифрами "15.27 1 - 15.27 3 ";

цифры "20.3 2 " заменить цифрами "20.3 2 - 20.3 4 ";

б) в абзаце третьем части 3:

слова "14.57, статьей" заменить словами "14.57, статьями 15.27 3 ,";

цифры "20.3 2 " заменить цифрами "20.3 4 ";

13) в пункте 13 части 1 статьи 27.1 слова "административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 настоящего Кодекса" заменить словами "административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27 3 или 19.28 настоящего Кодекса";

14) в статье 27.20:

а) наименование дополнить словами ", за совершение в интересах юридического лица сделок или финансовых операций с имуществом, полученным преступным путем";

б) в части 1 слова "административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 настоящего Кодекса" заменить словами "административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27 3 или 19.28 настоящего Кодекса";

в) в части 2 слова "административного правонарушения, предусмотренного" заменить словами "административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27 3 или";

г) в части 3 слова "по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.28 настоящего Кодекса" заменить словами "по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.27 3 или 19.28 настоящего Кодекса";

д) в части 5 первое предложение изложить в следующей редакции: "Решение о наложении ареста на имущество принимается судьей, в производстве которого находятся дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 15.27 3 и 19.28 настоящего Кодекса, на основании мотивированного ходатайства прокурора или лица, уполномоченного возбуждать дела об административных правонарушениях по статье 15.27 3 настоящего Кодекса, поступившего вместе с постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, протоколом об административном правонарушении.";

е) в части 6 после слова "прокурор" дополнить словами "или лицо, уполномоченное возбуждать дела об административных правонарушениях по статье 15.27 3 настоящего Кодекса,", слова "дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.28 настоящего Кодекса" заменить словами "дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 15.27 3 и 19.28 настоящего Кодекса";

ж) часть 7 изложить в следующей редакции:

"7. Ходатайство прокурора или лица, уполномоченного возбуждать дела об административных правонарушениях по статье 15.27 3 настоящего Кодекса, предусмотренное частями 5 и 6 настоящей статьи, рассматривается судьей не позднее следующего дня после дня его поступления в суд без извещения прокурора или лица, уполномоченного возбуждать дела об административных правонарушениях по статье 15.27 3 настоящего Кодекса, и юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.27 3 или 19.28 настоящего Кодекса.";

з) часть 8 после слова "прокурора" дополнить словами "или лица, уполномоченного возбуждать дела об административных правонарушениях по статье 15.27 3 настоящего Кодекса,";

и) в части 9 слова "прокурору, судебному приставу-исполнителю" заменить словами "прокурору или лицу, уполномоченному возбуждать дела об административных правонарушениях по статье 15.27 3 настоящего Кодекса, судебному приставу-исполнителю", слова "по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.28 настоящего Кодекса" заменить словами "по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.27 3 или 19.28 настоящего Кодекса", дополнить словами "или лицу, уполномоченному возбуждать дела об административных правонарушениях по статье 15.27 3 настоящего Кодекса";

к) часть 11 после слова "прокурора" дополнить словами "или лица, уполномоченного возбуждать дела об административных правонарушениях по статье 15.27 3 настоящего Кодекса";

л) часть 13 после слова "прокурора" дополнить словами "или лица, уполномоченного возбуждать дела об административных правонарушениях по статье 15.27 3 настоящего Кодекса";

м) часть 15 после слова "прокурору" дополнить словами "или лицу, уполномоченному возбуждать дела об административных правонарушениях по статье 15.27 3 настоящего Кодекса";

15) в части 2 статьи 28.3:

а) пункт 1 после цифр "20.3," дополнить цифрами "20.3 3 ,";

б) в пункте 82 цифры "15.27 1 , 15.27 2 ," заменить цифрами "15.27 1 - 15.27 3 ,";

16) часть 1 статьи 28.4 после цифр "20.3 2 ," дополнить цифрами "20.3 4 ,";

17) часть 1 3 статьи 29.5 изложить в следующей редакции:

"1 3 . Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 15.27 3 и 19.28 настоящего Кодекса и совершенных за пределами Российской Федерации, рассматриваются по месту нахождения органов, возбудивших указанные дела.";

18) пункт 4 части 1 1 статьи 29.9 после цифр "15.21," дополнить цифрами "15.27 3 ,";

19) в части 1 4 статьи 32.2 слова "Административный штраф, назначенный за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 настоящего Кодекса" заменить словами "Административный штраф, назначенный за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27 3 или 19.28 настоящего Кодекса".

Статья 2

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлен иной срок вступления их в силу.

2. Пункты 7, 11, абзац третий подпункта "а" и абзац третий подпункта "б" пункта 12, подпункт "а" пункта 15 и пункт 16 статьи 1 настоящего Федерального закона вступают в силу со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

В следующем году в Кодексе об административных правонарушениях появится ряд поправок, касающихся автомобилистов. Многие из них предусматривают ужесточение ответственности. К примеру, 3 года тюрьмы за пьяную езду и 2 тысячи рублей за отсутствие техосмотра.

1. Водители не смогут оспорить штрафы за превышение средней скорости

Штрафы за скорость не изменятся. Сегодня п ревышение скорости на 20–40 км/ч карается штрафом в 500 рублей. За 40–60 км/ч сверх лимита штрафуют на 1–1,5 тысячи рублей. Максимальный штраф составляет 5 тысяч рублей либо лишение прав на 6 месяцев за превышение на 80 км/ч и более.

Фиксация превышения средней скорости работает так: в начале и в конце определенного участка дороги устанавливают камеры. По разнице во времени снимков электроника рассчитывает среднюю скорость пути.

Фиксация превышения средней скорости работает так: в начале и в конце определенного участка дороги устанавливают камеры. По разнице во времени снимков электроника рассчитывает среднюю скорость пути.

2. За отсутствие техосмотра начнут наказывать (с 1 марта 2022 года)

С 1 марта 2022 года вступает в силу новая поправка в статье 12.1 КоАП РФ, согласно которой водителя оштрафуют на 2 тысячи рублей, если автомобиль, которым он управляет, не имеет диагностической карты. На данный момент штрафа за езду без диагностической карты для водителей, использующих автомобиль для личных нужд, нет.

Напомним, с 1 октября 2021 года бумажные диагностические карты стали необязательными. Данные о прохождении ТО заносят в Единую автоматизированную информационную систему ( ЕАИСТО ). Поэтому водитель сможет показать карту инспектору ГИБДД в электронном виде на смартфоне либо предъявить распечатку, которую, по желанию, можно будет получить при прохождении техосмотра.

3. Камеры научатся проверять наличие полиса ОСАГО (с 1 марта 2022 года)

Водителей, не оформивших полис ОСАГО, начнут штрафовать камеры по статье 12.37 КоАП РФ. Пока что нарушение фиксируют только инспекторы ГИБДД. Размер санкции остается прежним. Если водитель забыл дома полис или автомобилем управляет не вписанный в страховку другой человек, за это полагается штраф в 500 рублей. За просроченную страховку придется заплатить 800 рублей.

Важно знать! За отсутствие ОСАГО водитель может получить только штраф. Никаких других видов наказания не предусмотрено.

4. За пьяное вождение могут посадить на 3 года

На данный момент за пьяную езду в статье 12.8 ч. 1 КоАП РФ предусмотрен штраф в 30 тысяч рублей и лишение прав на срок от 1,5 до 2 лет. А еще с 12 июля 2021 года вступила в силу новая уголовная ответственность. Так, ч астью 2 статьи 264.1 УК РФ предусмотрен увеличенный срок лишения свободы и принудительных работ (до 3 лет), а также повышенный размер штрафа (от 300 тысяч до 500 тысяч рублей), е сли ранее судимый водитель, устроивший ДТП с погибшими и пострадавшими в состоянии опьянения, сел пьяным за руль в третий раз.

В следующем году пьяного водителя, управлявшего автомобилем, в салоне которого находились дети до 16 лет, оштрафуют на 50 тысяч рублей и лишат прав на срок до 3 лет. При первом нарушении наступает административная ответственность, уже со второго — уголовная.

5. За мойку во дворе и парковку на газоне начнут штрафовать во всех регионах

Парковка на газонах, детских площадках и тротуарах запрещена. Но п ока что за данное нарушение штрафуют не во всех регионах, суммы наказаний достигают 5 тысяч рублей для физических лиц и 300 тысяч — для юрлиц. В следующем году в статье 13 КоАП РФ появятся изменения. За проезд и парковку на газоне размер штрафа составит до 4 тысяч рублей, на спортивных и детских площадках — до 5 тысяч.

6. Владельцев автохлама ждет новое наказание

В моем дворе проблемы с автохламом нет, но то, что она для Москвы актуальна, — это бесспорно.
Только решать ее нужно не штрафами, а рабочей программой утилизации автомобилей.
Также необходимо проработать механизм уведомления владельца о том, что его автомобиль, уже по факту не являясь транспортным средством, занимает парковочное место и что необходимо принять меры по его утилизации.

7. Технические неисправности автомобиля (с 1 марта 2022 года)

Согласно статье 12.5 КоАП, с 1 марта 2022 года вступает в силу новая поправка, запрещающая эксплуатировать автомобиль при определенных неисправностях. За нарушение требования — штраф 500 рублей.

К неисправностям относят:

  • шины не по сезону, стертые покрышки;
  • фонари заднего хода не включаются или не работают в постоянном режиме при включенной передаче заднего хода;
  • контурные и габаритные огни не работают в постоянном режиме;
  • фары (со световым потоком более 2000 люмен), устройства фароочистки отсутствуют либо неисправны;
  • класс источника света не соответствует эксплуатационной документации;
  • видеорегистраторы, навигаторы, пленки и наклейки, загораживающие обзор водителю (кроме зеркал заднего вида, стеклоочистителей, устройств размораживания и осушения ветрового стекла);
  • отсутствуют противосолнечные козырьки;
  • отсутствуют подголовники и подушки безопасности, предусмотренные производителем;
  • поврежденный бампер;
  • незаконно установленные лебедки.

Если водитель ехал на автомобиле, например, без фары, то сотрудник ГИБДД имеет право запретить эксплуатацию транспортного средства и выписать штраф. Автовладельцу придется вызывать эвакуатор.

Не все из вышеперечисленных поправок уже утверждены. Однако то, что КоАП РФ по отношению к нарушителям станет жестче, очевидно.

Начало весны в российском законодательстве будет ознаменовано вступлением в силу нескольких важных поправок в один из главных и самых часто применяемых правовых актов федерального уровня – КоАП. Как правило, вносимые в него изменения начинают действовать через 10 дней после официального опубликования утвердивших их законов. Но есть и те, которые имеют отлагательный срок вступления в силу – поправки, которые начнут действовать меньше чем через две недели, как раз из их числа.

  • в области дорожного движения – в части усиления ответственности за нарушения в сфере техосмотра транспортных средств;
  • в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций – в части установления ответственности за несоблюдение требований к ящикам для сбора благотворительных пожертвований, порядка их установки, использования и правил извлечения имущества.

Остановимся на нововведениях более подробно.


Нарушения в сфере техосмотра

Первый блок поправок касается автомобилистов и связан с принятием в конце прошлого года Федерального закона от 30 декабря 2021 г. № 494-ФЗ, отменившего обязательный техосмотр принадлежащих гражданам легковых автомобилей и мотоциклов. Напомним, начиная с 30 декабря 2021 года легковые автомобили и мототранспортные средства, принадлежащие на праве собственности физлицам и используемые ими исключительно в личных целях, не подлежат техосмотру, за исключением ряда случаев, прописанных в законодательстве. Теперь владельцы транспортных средств могут обращаться за проведением технического осмотра по своему желанию (п. 7-9 ст. 15 Федерального закона от 1 июля 2011 г. № 170-ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").

Тем же законом ТС, в отношении которых проведена проверка технического состояния в форме техосмотра и выдана диагностическая карта, содержащая заключение о соответствии их обязательным требованиям безопасности, освобождены от проверок технического состояния автомобиля в форме госконтроля (надзора) за безопасностью дорожного движения. Исключение предусмотрено только для случаев визуального обнаружения признаков наличия технической неисправности, создающей угрозу безопасности дорожного движения.

В целях реализации указанных изменений с 1 марта текущего года утратит силу ч. 2 ст. 12.1 КоАП РФ, устанавливающая штрафные санкции за управление легковым такси, автобусом или грузовым автомобилем, предназначенным и оборудованным для перевозок людей, с числом мест для сидения более 8 (кроме водительского места), специализированным ТС, предназначенным и оборудованным для перевозок опасных грузов, которые не прошли государственный технический осмотр или технический осмотр.

Вместе с тем, в ст. 12.5 КоАП РФ, которая посвящена ответственности за управление ТС при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация запрещена, появится новый состав правонарушения. Он заключается в управлении ТС, в отношении которого не оформлена в установленном порядке диагностическая карта, подтверждающая допуск автомобиля к участию в дорожном движении. Такое деяние будет грозить автомобилистам штрафом в размере 2 тыс. руб.

При этом новая норма содержит оговорку относительно повторного привлечения к ответственности по указанному основанию – нарушителей не будут штрафовать за второй и последующие случаи выявления указанного правонарушения в течение 24 часов с момента первого его выявления.

Отметим, что еще на стадии рассмотрения законопроекта с поправками, о которых идет речь, в Заключении Правового управления Аппарата Госдумы упоминалось о некорректности новой нормы. "В соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации, утв. Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 "О Правилах дорожного движения", запрещается эксплуатация транспортных средств, не прошедших "технический осмотр", а не транспортных средств, в отношении которых не оформлена диагностическая карта, подтверждающая допуск к участию в дорожном движении", – отмечалось в документе. Более корректным могло бы быть указание в диспозиции нормы на управление ТС, не прошедшим технический осмотр, в отношении которого не оформлена соответствующая диагностическая карта. Но никаких корректировок в отношении формулировки проектируемого положения сделано не было.

Следует учитывать, что новый состав затронет тех автомобилистов, которые обязаны проводить техосмотр своих машин, но не провели его – ведь именно по результатам техосмотра и выдается диагностическая карта. Напомним, такая карта требуется в случаях:

  • постановки на госучет ТС старше 4-х лет, включая год его изготовления;
  • совершения регистрационных действий, связанных со сменой владельца ТС, с года изготовления которого прошло более 4-х лет, включая год изготовления;
  • совершения регистрационных действий, связанных с изменением конструкции или заменой основного компонента ТС, независимо от года изготовления автомобиля (п. 7 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").

Как ранее пояснял в ходе брифинга заместитель руководителя Госавтоинспекции генерал-майор полиции Владимир Кузин, указанные требования относятся ко всем ТС, за исключением прицепов с разрешенной максимальной массой до 3,5 т (категории О1 и О2), принадлежащих физлицам (Информация МВД России (Госавтоинспекции – ГИБДД) от 24 января 2022 года "В Госавтоинспекции разъяснили порядок прохождения технического осмотра и ответственности за управление транспортным средством без диагностической карты"). В перечисленных случаях диагностическая карта, содержащая заключение о соответствии ТС обязательным требованиям безопасности, должна быть действующей.

Презюмируется ли то, что о неисправности габаритных огней водитель знал до выезда, в случае привлечения его к ответственности по ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ? С позициями судов по этому вопросу можно ознакомиться в "Энциклопедии судебной практики" системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Впрочем, в КоАП РФ сохранится и общая норма об административных санкциях за управление ТС при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация ТС запрещена. За такое деяние по-прежнему будут предусмотрены наказания в виде предупреждения или штрафа в размере 500 руб. (ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ). И случай управления ТС без оформленной в установленном порядке диагностической карты станет еще одним исключением из этой общей нормы, нацеленным на усиление ответственности водителей. При этом, как и по общему составу, рассматривать соответствующие дела будут органы внутренних дел, в том числе начальник государственной инспекции безопасности дорожного движения, начальник центра автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения Госавтоинспекции, командир полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы и их заместители, а также сотрудники ГИБДД, имеющие специальное звание.

Остальные корректировки направлены на приведение отдельных положений КоАП РФ в соответствие с действующим законодательством в сфере техосмотра, которое не предусматривает проведение государственного технического осмотра.


Нарушения при сборе благотворительных пожертвований

Второй блок поправок касается ответственности за нарушение порядка использования ящиков для сбора благотворительных пожертвований. Их разработка обусловлена принятием Федерального закона от 7 апреля 2020 г. № 113-ФЗ "О внесении изменения в Федеральный закон "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)", которым определены общие требования к установке и использованию ящиков для сбора благотворительных пожертвований. В частности, право на их использование закреплено исключительно за некоммерческой организацией, учредительными документами которой предусмотрено право на осуществление благотворительной деятельности.

Несмотря на то что изменения в части регулирования порядка использования ящиков для сбора благотворительных пожертвований действуют с 5 октября 2020 года, специального механизма ответственности за нарушение этого порядка в российском законодательстве не было. В целях восполнения этого правового пробела решено внести корректировки в КоАП РФ – путем дополнения уже действующих норм и введения в кодекс новой статьи – ст. 14.66 КоАП РФ "Несоблюдение требований к ящикам для сбора благотворительных пожертвований, порядка их установки, использования и (или) правил извлечения имущества, собранного с их помощью". Последняя предусматривает санкции за несоблюдение НКО, учредительным документом которой предусмотрено право на осуществление благотворительной деятельности, требований к ящикам для сбора благотворительных пожертвований, и (или) порядка их установки, использования, и (или) правил извлечения имущества, собранного с помощью ящика для сбора благотворительных пожертвований.

Напомним, такие требования и порядок установлены Постановлением Правительства РФ от 1 октября 2020 г. № 1584. Стоит учитывать, что этот документ касается только пожертвований в виде наличных денежных средств и иного имущества в натуральной форме. Так, в частности, ящику для сбора пожертвований должен быть присвоен инвентарный номер, на нем следует размещать сведения об организации, организовавшей сбор пожертвования (включая наименование, почтовый адрес, ИНН, номер счета, адрес сайта), о наименовании программы или иного документа, в соответствии с которым будет проводиться сбор пожертвований, контактные данные, по которым благотворитель может получить интересующую его информацию (п. 5 Требований к ящикам для сбора благотворительных пожертвований, порядок их установки и использования, утв. Постановлением Правительства РФ от 1 октября 2020 г. № 1584; далее – Требования).

Правила установки ящиков для пожертвований сводятся к тому:

  • кто их устанавливает – только НКО, имеющая в соответствии с учредительными документами право на осуществление благотворительной деятельности;
  • где это можно делать – в доступном месте, позволяющем внести пожертвование;
  • как их устанавливать – стационарный ящик для сбора пожертвований должен быть установлен таким образом, чтобы возможность его перемещения была максимально ограничена для посторонних лиц, а переносной может использоваться исключительно волонтером или сотрудником организации, имеющим доверенность или заключившим договор с организацией (п. 3, 6-7 Требований).

Что касается процесса извлечения имущества, собранного с помощью ящика для сбора благотворительных пожертвований, то он осуществляется по мере заполнения ящика или по окончании периода сбора пожертвований, предусмотренного программой или иным актом о таком сборе. Извлечение проводится уполномоченным на это лицом в присутствии двух свидетелей и с фиксацией факта вскрытия ящика для сбора пожертвований в специальном акте – в последнем указывается и размер денежных средств, извлеченных из ящика. Исключение из этого правила действует в отношении случаев, когда пересчет на месте невозможен (например, если деньги собираются в виде монет) – тогда допускается перемещение средств в специализированную сумку, которая опломбируется в присутствии свидетелей с занесением номера пломбы в акт вскрытия ящика. Сами денежные средства подлежат зачислению на банковский счет организации уполномоченным на работу с денежными средствами сотрудником организации. Если же из ящика извлекается иное имущество, то оно упаковывается в специализированные мешки, на которых указаны адрес установки ящика для сбора пожертвований и дата его вскрытия и которые опломбируются. После доставки этого имущества по адресу организации производятся взвешивание и сортировка, данные о которых также заносятся в отдельные акты (Правила извлечения имущества, собранного с помощью ящика для сбора благотворительных пожертвований, утв. Постановлением Правительства РФ от 1 октября 2020 г. № 1584).

Примечательно, что в первоначальной редакции законопроекта, предусматривающего соответствующие изменения, ответственность предлагалось ввести за установку или использование НКО ящика для сбора благотворительных пожертвований с нарушением установленных законодательством требований. Но в ходе рассмотрения законопроекта в Госдуме в него была внесена поправка, расширяющая перечень противоправных действий за счет включения в него и несоблюдения НКО правил извлечения имущества, собранного с помощью ящика для сбора благотворительных пожертвований.

Напротив, из проектируемой статьи исчезла часть вторая, посвященная санкциям за установку и использование ящика для сбора благотворительных пожертвований от имени НКО лицом, которое не имеет права на осуществление данной деятельности. Как отметило Правительство РФ в своем официальном отзыве на законопроект, конструкция "от имени некоммерческой организации" существенно сужает круг наказуемых деяний. "В случае введения указанного признака объективной стороны правонарушения лицо, не имеющее права на осуществление благотворительной деятельности, но при этом не прикрывающее свою незаконную деятельность по установке и использованию ящика для благотворительных пожертвований с помощью наименования НКО, не будет подлежать административной ответственности за свои незаконные действия", – пояснил свою позицию кабинет министров. Однако похожий состав правонарушения все-таки появится в кодексе, но в виде поправок в уже действующую статью. Также из перечня наказаний за рассматриваемые деяния были исключены предупреждение и конфискация орудий совершения административного правонарушения или предмета административного правонарушения, а проектируемый максимальный размер штрафа для юрлиц снижен с 50 тыс. до 30 тыс. руб.

Кроме того, по совету Правового управления Аппарата Госдумы, высказанному в его заключении, было решено предоставить полномочия по составлению протоколов по делам о несоблюдении требований к ящикам для сбора благотворительных пожертвований, порядка их установки, использования и правил извлечения имущества не должностным лицам органов внутренних дел (полиции), как предлагали авторы инициативы, а должностным лицам органов контроля (надзора) за деятельностью НКО.

Наконец, с начала марта перечень административных правонарушений в области охраны собственности пополнится еще одним составом – в ст. 7.27 КоАП РФ "Мелкое хищение" появится новая часть, предусматривающая ответственность за мелкое хищение чужого имущества стоимостью не более 2,5 тыс. руб., совершенное с использованием ящика для сбора благотворительных пожертвований лицом, которое не имеет права на осуществление данной деятельности, путем мошенничества, либо установку или использование ящика для сбора благотворительных пожертвований физическим или юридическим лицом, не имеющим права на осуществление данной деятельности. При этом ответственность будет наступать в том случае, если в действиях правонарушителя отсутствуют признаки преступлений, квалифицируемых по ч. 2-4 ст. 158 (кража), ч. 2-4 ст. 159 (мошенничество) Уголовного кодекса.

Список санкций за указанное нарушение – более вариативный, чем за несоблюдение требований к ящикам для сбора пожертвований, их установку и использование:

  • для граждан – штраф в размере до пятикратной стоимости похищенного имущества, но не менее 3 тыс. руб. с конфискацией орудий совершения административного правонарушения или предмета административного правонарушения, либо административный арест на срок от 10 до 15 суток с конфискацией, либо обязательные работы на срок до 120 часов с конфискацией;
  • для юрлиц – штраф в сумме 20-50 тыс. руб. с конфискацией орудий совершения административного правонарушения или предмета административного правонарушения.

Протоколы по соответствующим делам будут составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции), а рассматривать дела данной категории станут судьи.

Рассматриваемые поправки на текущий момент – единственные изменения в КоАП РФ, которые запланированы на март. Однако не исключено, что за оставшиеся недели февраля будут приняты и иные федеральные законы, вносящие корректировки в нормы кодекса, которые начнут действовать в первый месяц весны.

Читайте также: