Грант и пожертвование отличия

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 19.09.2024

Одним из источников дополнительных денежных средств, получаемых учреждениями, являются безвозмездные поступления – гранты и пожертвования. И те, и другие могут быть предоставлены учреждению юридическими и физическими лицами, и именно от статуса грантодателя или жертвователя зависит выбор правильной подстатьи КОСГУ для учета таких поступлений:

Вид поступлений

Код вида дохода

КОСГУ

Счет учета расчетов

Комментарий

Организационно-правовая форма РФФИ – федеральное бюджетное учреждение, т. е. он является организацией сектора госуправления.

Фонд создан РФ, но имеет организационно-правовую форму унитарной некоммерческой организации (п. 1 ст. 123.17 Гражданского кодекса).

Поэтому РНФ не может быть отнесен к госсектору, ведь к госсектору относятся только:

  • НКО, прямо поименованные в п. 9.5 Порядка применения классификации операций сектора государственного управления (госкорпорации, госкомпаниии, публично-правовые компании);
  • соответствующие корпоративные юрлица, ГУПы и МУПы (ст. 65.1 ГК РФ).

Гранты в форме субсидии от сектора государственного управления

По КФО 4, 5, 6 и, соответственно, по кодам видов доходов 130, 180 учитываются расчеты по субсидиям, предоставленным на основании соглашений с органом-учредителем (субсидии, предоставляемые в соответствии с п. 1 ст. 78.1 и ст. 78.2 Бюджетного кодекса).

Но грант в форме судсидии не является субсидией, т. к. предоставляется по итогам конкурса (п. 4 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ). Бюджетная субсидия в данном случае – лишь способ доведения средств учреждению. Поэтому код видов доходов 180 здесь не применяется.

НО! Если конкурс выиграло учреждение, подведомственное грантодателю, он может принять решение о доведении гранта как субсидии на иные цели. В таком случае поступление будет учитываться по КВР 180 и КФО 5.

Гранты и пожертвования от юридических лиц (НЕ относящихся к госсектору и сектору госуправления)

Как определить тип организации –грантодателя или жертвователя для применения КОСГУ к счету 205 – смотрите здесь.

Гранты и пожертвования от физических лиц

Как правило, договор о предоставлении гранта содержит условия его предоставления, направления расходования и предоставления отчетности по итогам расходования средств гранта.

Жертвователь также вправе обусловить использования пожертвования по определенному назначению (п. 3 ст. 582 ГК РФ), а при невыполнении этого условия – требовать отмены пожертвования, то есть возврата денежных средств (п. 5 ст. 582 ГК РФ).

Наличие в договоре условия о целевом направлении расходования средств гранта или пожертвования означает, что оценить целевой характер расходования этих средств возможно лишь после их использования. До того, как будет подтвержден целевой характер расходов, сохраняется вероятность, что средства придется вернуть. Только когда грантодатель/жертвователь примет отчет, можно будет признать грант/ пожертвование в доходах текущего периода.

Поэтому п. 40 СГС "Доходы" прямо предусматривает, что поступление грантов, а также пожертвований, обусловленных жертвователем использованием переданного имущества или денежных средств по определенному назначению, должны учитываться как доходы будущих периодов с отражением на счете 401 40.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

В чем разница и существенное отличие между: благотворительным пожертвованием (ст. 5 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)") и пожертвованием (ст. 582 ГК РФ) для благотворителя? Пожертвование или благотворительное пожертвование направляют на строго определенные цели, или это не является в обоих случаях обязанностью?


Согласно п. 1 ст. 582 ГК РФ пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, медицинским, образовательным организациям, организациям социального обслуживания и другим аналогичным организациям, благотворительным и научным организациям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в ст. 124 ГК РФ.
Таким образом, пожертвование должно преследовать общеполезную цель, которую желает достигнуть жертвователь (апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 09.02.2015 по делу N 33-299/2015).
Понятие общеполезных целей в ГК РФ не раскрывается. По смыслу этого понятия речь должна идти о целях, имеющих общественную значимость, связанных с пользой пожертвования для широкого круга лиц.
Как отмечают судьи, цель использования пожертвования не может быть любой, а обязательно общеполезной и не только благотворительной направленности (постановление АС Московского округа от 29.08.2018 N Ф05-13027/18).
Цели благотворительной и добровольческой (волонтерской) деятельности обозначены в п. 1 ст. 2 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" (далее - Закон N 135-ФЗ). Анализ этой нормы позволяет прийти к выводу о том, что благотворительная деятельность по существу также направлена на достижение общественно значимых целей. Однако из п. 1 ст. 2, ст. 5 Закона N 135-ФЗ следует, что благотворительная деятельность возможна, например, и в форме адресной материальной поддержки граждан, нуждающихся в такой поддержке. При этом, как указано в ст. 5 Закона N 135-ФЗ, благотворители вправе определять цели и порядок использования своих пожертвований. Обязанность благотворителей определять соответствующие цели и порядок, в том числе при осуществлении благотворительных пожертвований гражданам, законом не закреплена.
Между тем п. 3 ст. 582 ГК РФ предусмотрено, что пожертвование имущества гражданину должно быть, а юридическим лицам может быть обусловлено жертвователем использованием этого имущества по определенному назначению. При отсутствии такого условия пожертвование имущества гражданину считается обычным дарением, а в остальных случаях пожертвованное имущество используется одаряемым в соответствии с назначением имущества. Это правило направлено на реальное обеспечение использования безвозмездно передаваемого жертвователем имущества в общеполезных целях (определение Конституционного Суда РФ от 16.07.2015 N 1821-О).
Таким образом, различие между благотворительным пожертвованием и пожертвованием, урегулированным ст. 582 ГК РФ, состоит, в частности, в том, что при обычном пожертвовании гражданину жертвователь всегда обуславливает передачу имущества его использованием по определенному назначению для достижения общеполезных целей. Благотворительное пожертвование лишено такого обязательного признака: благотворитель вправе, но не обязан определять направление использования имущества благополучателем - гражданином. Следовательно, в определенных случаях благотворительное пожертвование (в частности, гражданину) в контексте норм главы 32 ГК РФ может признаваться не пожертвованием, а обычным дарением.
Также отметим, что понятие благотворительного пожертвования охватывает более широкий круг объектов гражданских прав по сравнению с пожертвованием, предусмотренным ст. 582 ГК РФ. Как уже было отмечено, в соответствии с п. 1 этой статьи пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Между тем благотворительное пожертвование может быть сделано в форме не только передачи имущества, но и, например, бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) выполнения работ, предоставления услуг (часть вторая ст. 5 Закона N 135-ФЗ). Отличительным признаком благотворительного пожертвования является и то, что оно может предусматривать передачу в собственность имущества, наделение правами владения, пользования и распоряжения объектами права собственности, выполнение работ, оказание услуг, как безвозмездно, так и на льготных условиях. В этом смысле благотворительное пожертвование не всегда является дарением.
Закон N 135-ФЗ не обязывает благотворителя обозначать цели пожертвования, как и указывать при передаче имущества (перечислении денежных средств), что передаваемое имущество (права) является именно благотворительным пожертвованием. Иногда благотворительный характер пожертвования может явствовать из обстановки или вытекать из условий, при которых сделано пожертвование. Тем не менее с тем чтобы достичь правовой определенности, избежать возможного недопонимания и споров (например, относительно того, действительно ли денежные средства перечислены в качестве пожертвования или перечисление произведено ошибочно и они составляют неосновательное обогащение получателя), целесообразно во многих случаях все же обозначать характер передаваемого имущества (выполняемых работ, оказываемых услуг) как пожертвование.

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
- Энциклопедия решений. Договор пожертвования.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2022. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Что делать, если в пользу фонда предлагают организовать благотворительное мероприятие за рубежом, а все собранные средства перевести в качестве пожертвования? Звучит хорошо, но как избежать сложностей с валютным контролем? Руководитель направления казначейства Philin рассказывает, как получить пожертвования из-за границы и избежать проблем с банками.


Что нужно знать прежде, чем вам отправят пожертвования из другой страны?

Если в пользу вашего фонда хотят провести мероприятие за рубежом, например, благотворительный забег или бал, важно заранее подготовиться к прохождению валютного контроля в банке. Эта процедура поможет подтвердить, что при совершении валютных операций вы соблюдаете законодательство РФ. Благотворительные организации сталкиваются с ним не только при получении денежных средств, но и в том случае, если они отправляют кому-либо средства. Например, в иностранную клинику для оплаты лечения подопечного.

При получении пожертвования из-за границы фонду необходимо понимать, какими документами будет подтверждена операция, будет ли оформлен договор пожертвования — это поможет грамотно отразить операцию при зачислении средств и пройти валютный контроль банка.

Стоит заранее выяснить, от кого будут зачислены средства и в какой валюте.

Например, если резидент, то есть гражданин России, пришлет денежные средства в рублях, то данная операция не подлежит валютному контролю. Если же у него есть гражданство еще и другой страны, а денежные средства были отправлены с валютного счета, операция будет рассматриваться как валютная, даже если зачисление произведено в рублях. В остальных случаях все поступления от нерезидентов автоматически подлежат валютному контролю.

Понимание, в какой валюте будет зачислено пожертвование, важно еще и для того, чтобы предоставить корректные реквизиты.

Верное оформление перевода и документов, подтверждающих пожертвование — гарантия того, что банк не потребует от фонда поставить контракт на учет. Даже если сумма превышает эквивалент 3 млн рублей, банк просто не вправе это требовать. Постановка на учет сложна тем, что на законодательном уровне зафиксированы жесткие сроки по предоставлению сведений, продлению контракта и его закрытию. Непредоставление подтверждающих документов в нужный срок несет ответственность в виде наложения штрафа.


О чем нужно договориться с жертвователем при заключении договора?

Правильно оформленный договор пожертвования решает многое, поэтому важно проработать с жертвователем то, каким образом он отправит сумму. Помимо договора, платеж, который он отправит в сторону фонда, должен быть грамотно оформлен: важно указать верный код валютной операции. Благодаря этому банк отразит данное поступление как пожертвование.

Если, например, у нас будет договор пожертвования, но платеж придет неверно оформленный — не как пожертвование, а как оплата услуги, то он автоматически попадает под платеж, с которого может взиматься налог на прибыль.

Не все нерезиденты знают, как правильно оформить перевод. Жертвователю важно, что он отправил деньги и сделал хорошее дело. Фонду же важно понимать, чтобы эти деньги поступили на счет корректно, чтобы в дальнейшем не возникло проблем ни с валютным контролем, ни с бухгалтерским учетом.

Необходимо договориться о валюте и проговорить все вопросы, касающиеся документов — понять, какие станут подтверждающими. Конечно, есть случаи, когда физические лица отправляют на валютный счет небольшие пожертвования. Например, парень из Великобритании решил помочь российскому фонду. Фонд может попросить его прислать электронное письмо с подтверждением, какой именно благотворительной организации и какой суммой он решил помочь. Если письмо на английском, его нужно будет перевести.

Переведенные документы — обязательное условие при прохождении валютного контроля.

По законодательству суммы, поступающие в виде пожертвования, не подлежат постановке на учет в банке — фонд может получить как 1 тыс. долларов, так и миллион.

Что, если оформили не договор пожертвования, а договор на услугу?

Если сумма не превышает эквивалент 3 млн рублей, то необходимо будет заплатить налог, и это уже отражает бухгалтерия. Если же сумма превышает эквивалент 3 млн рублей, мы обязаны поставить контракт на учет в банке и потом по нему вовремя отчитаться. Бывают даже случаи, когда договор пожертвования есть, но банк все равно рассматривает это как покупку услуги. Например, если фонд оплачивает лечение подопечного, и клиника выставляет счет на благотворительную организацию. Тогда нужно доказать, что это не услуга, а пожертвование — предоставить документы, поменять коды, составить объяснительные записки со ссылками на федеральные законы.

Бывают случаи, когда фонд просто не знает, откуда поступили деньги. Соответственно, подтвердить их тоже нельзя.

Например, приходит сумма с неверным кодом, не как пожертвование. Возможно, человек просто ошибся, а деньги поступили на транзитный счет, где не могут храниться вечно. Валютным законодательством определены жесткие сроки – в течение 15 рабочих дней средства необходимо либо перевести на основной счет, либо конвертировать в рубли. За нарушение сроков банк фиксирует нарушение, за которое в дальнейшем может быть наложен штраф.

Как снять деньги?

Когда благотворительная организация решает открыть валютный счет, параллельно с ним открывается транзитный, который является вспомогательным счетом. Сначала деньги поступают именно на него и находятся там до тех пор, пока фонд как владелец основного счета проходит валютный контроль. После прохождения фондом валютного контроля их можно перевести на основной счет. Далее НКО принимает решение: хочет ли она, чтобы деньги были на валютном счете или хочет конвертировать их в рубли. Конвертация в рублях – это продажа валюты. Мы продаем валюту и зачисляем эти деньги в рубли.

Если же речь идет о крупных поступлениях и о взаимодействии с валютным контролем, пожалуй, здесь должен быть отдельный человек, который будет заниматься такими задачами — это очень емкая работа, которую за пять минут не сделаешь. Но несмотря на сложности, связанные с прохождением валютного контроля, открытие валютного счета, работа с иностранными жертвователями однозначно предоставляют фонду новые возможности и помогают реализовывать свои цели на более масштабном уровне.

Руководитель Фонда президентских грантов Илья Чукалин ответил на часто задаваемые вопросы некоммерческих организаций и читателей Агентства социальной информации.


Положение о конкурсе, одобренное координационным комитетом, содержит специальное правило о том, что фонд не обязан давать объяснения о причинах, по которым заявки не были поддержаны, в том числе сообщать сведения об оценках и выводах экспертов. Это связано с тем, что эксперты не всегда способны изложить свои мысли доступным, литературным языком. При этом ответы на запросы о причинах невысоких оценок заявок предоставляет фонд. Команда фонда использует для этого комментарии экспертов, при необходимости редактируя их стилистику без изменения смысла.

Хочу участвовать во втором конкурсе. Есть ли возможность получить помощь и советы по заполнению моей заявки до его окончания?

Фонд не проводит индивидуальные консультации, но организует множество семинаров по вопросам подготовки заявок. Уже состоялся вебинар по разбору типовых ошибок при представлении проектов на первый конкурс президентских грантов и очные семинары в ряде регионов. В этих региональных встречах приняло участие почти 3 тыс. представителей НКО. Фонд также планирует семинары в Краснодаре, Петропавловске-Камчатском, Южно-Сахалинске, Воронеже, Чите, Липецке, Нижнем Новгороде, Омске, Рязани, Чебоксарах, Ульяновске, Ярославле, Горно-Алтайске.

Мы учли опыт первого конкурса и разработали методические материалы по заполнению заявки и по составлению бюджета проекта. Внимательное изучение этих документов упрощает подготовку заявки и существенно повышает шансы на победу в конкурсе. Фонд категорически не рекомендует обращаться за платными консультациями по подготовке заявок. Фонд не сотрудничает ни с одной организацией, организующей платные семинары и консультации, и не поддерживает такую практику. Также фонд крайне негативно относится к оказанию услуг по разработке проектов на конкурс президентских грантов. При заказе таких услуг высок риск столкнуться с мошенниками. Никто, кроме штатных работников Фонда президентских грантов, а также членов координационного комитета и объединенного экспертного совета, не уполномочен давать разъяснения по вопросам проведения конкурса.

Я проиграл в первом конкурсе, хочу участвовать во втором. Могу ли подавать тот же проект, если сделаю заявку лучше?

Конечно, именно так и следует поступить, если проект по-прежнему актуален и важен для организации и ее целевой группы. При этом фонд настоятельно советует посмотреть запись вебинара по разбору типовых ошибок и изучить методические рекомендации по подготовке бюджета проекта.

Как будет организован мониторинг и оценка реализации проектов-победителей?

Фонд организует содержательный и финансовый мониторинг реализации проектов. Специалисты фонда следят за тем, чтобы выполнялись запланированные мероприятия и достигались результаты проекта. Контроль за расходованием гранта состоит из постоянного мониторинга банковского счета, на который перечисляется грант, и проверки документов, подтверждающих произведенные расходы (например, при закупке оборудования – накладных, при приобретении услуг – договоров и актов об оказании услуг). То есть, фонд наблюдает за всеми платежами за счет гранта в режиме реального времени и запрашивает подтверждающие документы. Сводная отчетность формируется в информационной системе фонда и представляется в электронной форме.

Во время содержательного мониторинга и проведения оценки социального эффекта поддержанных проектов планируется презентация их результатов на площадках региональных общественных палат и форумов, организуемых Общественной палатой РФ совместно с Фондом президентских грантов.

Почему в экспертном совете по оценке заявок работают в том числе люди, чьи проекты участвуют в конкурсе?

Объединенный экспертный совет формировался координационным комитетом из профессионалов, имеющих большой опыт реализации социальных проектов, хорошо знающих проблематику грантовых направлений конкурса и некоммерческий сектор. Трудно представить, чтобы такие люди при этом не были так или иначе связаны с профильными некоммерческими организациями. По наличию опыта и компетенций подбирались и эксперты конкурса. Если бы членам объединенного экспертного совета и экспертам конкурса запрещалось подавать заявки от своих организаций, почти все из них отказались бы от участия в независимой экспертизе, и пришлось бы искать абсолютных теоретиков.

Аналогичной процедуре следовали и члены координационного комитета. В протоколе его заседания указаны и заявки с заинтересованностью, и результаты их рассмотрения. Из названных в протоколе 16 заявок с конфликтом интересов присутствовавших на заседании членов координационного комитета в перечень победителей вошли только три. И рейтинг этих заявок был определен объединенным экспертным советом за десять дней до заседания координационного комитета.

Эксперту конкурса прямо запрещено оценивать заявку, если он лично, прямо или косвенно заинтересован в результатах ее рассмотрения. Фонд следит за соблюдением данного требования. Ряд экспертов отказался от оценки заявок, указав на конфликт интересов, в том числе не явный, например, когда эксперт ранее участвовал в качестве привлеченного тренера в мероприятиях организации – участника конкурса.

Почему скрывается информация о том, кто какие заявки оценивал?

Это позволяет обеспечить объективность экспертизы. В противном случае эксперты испытывали бы давление со стороны участников конкурса. После оглашения итогов конкурса им поступали бы персональные претензии от тех, кто не победил, в том числе через социальные сети. Возникали бы личные обиды, конфликты. Иногда эксперты оценивают заявки организаций, с руководителями которых они хорошо знакомы, постоянно сталкиваются на конференциях, семинарах.

Лидер по количеству полученных денег за первый конкурс — Москва. Почему столице дают так много?

Какие средства можно представлять как софинансирование?

В качестве собственного вклада можно заявлять как привлекаемые денежные средства, так и стоимостную оценку (денежных эквивалент) труда добровольцев, пользования помещениями, оборудованием. Например, если в команде проекте будет безвозмездно работать юрист, можно взять среднюю заработную плату в сфере юридических услуг в регионе и умножить ее на процент занятости юриста в проекте – от 40 рабочих часов в неделю. Если у организации есть собственное помещение или право безвозмездного пользования им, можно рассчитать, сколько бы стоила аренда части такого помещения, необходимой для реализации проекта. То же самое и с оборудованием – во что бы обошлась его аренда, исходя из загрузки по проекту.

Денежные средства могут быть поступать от бизнеса, от граждан. Лучше подтверждать намерение сделать пожертвование или уже его фактическое получение документами – договорами, соглашениями, платежными поручениями, письмами поддержки.

В качестве софинансирования можно приводить субсидии и гранты, источниками которых являются другие бюджеты бюджетной системы страны, за исключением федерального бюджета. Средства федерального бюджета в качестве собственного вклада указывать недопустимо, поскольку получалось бы, что организация из одного источника получает финансирование, при этом рассчитывает на дополнительные баллы за якобы софинансирование, а, на самом деле, за ранее полученные средства из этого же источника.

Как оценивают эксперты социальный эффект новых, пока не популярных инициатив, которые априори не дадут глобального решения проблемы за год, но перспективны и нужны?

Полного решения проблемы чаще всего за период реализации проекта и не последует, если только мы не говорим о восстановлении небольшого объекта или о событийной истории. Но динамику можно отследить. Ведь даже уровень счастья научились измерять.

У некоммерческой организации или физического лица, которые желают получить деньги или услуги от другой организации (или физического лица), есть несколько юридических конструкций для оформления отношений:

Договор возмездного оказания услуг

Этот договор с точки зрения налогообложения самый невыгодный, так как придется выплатить немалые налоги. Поставщик услуг должен будет заплатить НДС по стандартной ставке 18 %, что приведет к увеличению стоимости услуг. Поставщик услуг также должен будет заплатить налог на прибыль или НДФЛ. Однако договор на оказание услуг дает максимальную свободу для обеих сторон. Он не ограничивает стороны относительно того, с кем можно заключать договор, а с кем нельзя, на какие цели можно давать средства, а на какие не стоит, а также какие условия можно включать, а какие – опасно. Подробнее про особенности заключения договора возмездного оказания услуг, можно прочитать в прилагаемой справке.


Договор оказания услуг

Договор пожертвования

Это наиболее часто используемый договор, по которому НКО получают финансирование. Он дает существенные налоговые преимущества, в частности, позволяет не платить налог на прибыль, а также не платить НДС. Что касается НДФЛ, то он не уплачивается только при сумме пожертвования до 4 тыс. руб. или вне зависимости от суммы, если пожертвование делается физическим лицом. Поэтому если физическое лицо получает финансирование на свою деятельность от организации, то лучше заключить договор оказания услуг, договор гранта или благотворительного пожертвования.


Договор пожертвования

Договор благотворительного пожертвования

Этот договор очень похож на договор пожертвования, так как является в какой-то степени его подвидом. Однако по договору благотворительного пожертвования могут передаваться услуги и объекты интеллектуальной собственности, тогда как по договору пожертвования не могут. Еще одно отличие заключается в том, что благотворительное пожертвование делается только в благотворительных целях, перечень которых в законе ограничен (ст. 2 Закона о благотворительной деятельности). Поэтому если пожертвование не вписывается в цели, указанные в законе, то необходимо рассмотреть другую юридическую конструкцию оформления взаимоотношений.

Налоговые последствия по налогу на прибыль или НДС те же самые, что и при договоре пожертвования. По НДФЛ благотворительное пожертвование более лояльно, чем простое пожертвование и дает возможность не платить НДФЛ при получении благотворительного пожертвования от российских и иностранных благотворительных организаций. Более подробная информация приведена в справке.


Договор благотворительного пожертвования

Гранты

Грант позволяет не платить налог на прибыль и НДС. НДФЛ не платится, только если грант предоставляется для поддержки науки и образования, культуры и искусства. Принципиальное отличие гранта от пожертвования заключается в том, что грант может предоставляться не только некоммерческим организациям, но и всем другим организациям. Поэтому если необходимо, чтобы, например, какое-либо ООО осуществило исследование общественного мнения и провело ряд фокус-групп по проблемам окружающей среды, то договор гранта поможет избежать необходимости уплаты налогов. Необходимо помнить, что в силу того, что грант дает серьезные налоговые послабления, закон устанавливает ряд требований к его оформлению.


Первое и главное заключается в том, что круг доноров сильно ограничен. Это некоторые структуры ООН, СНГ, Европейского союза — внимательно ознакомьтесь с Постановлением Правительства РФ от 28.06.2008 N 485, которое содержит исчерпывающий перечень иностранных структур, от которых можно получать гранты (Список иностранных организаций ).

Второе, необходимо помнить, что законом четко установлен список программ, на которые можно давать гранты. Например, образование, искусство, культура, защита прав и свобод человека и гражданина. Выдача гранта на непоименованные в законе программы может привести к доначислению налогов и штрафам.


Договор гранта Dogovor-granta

У некоммерческой организации или физического лица, которые желают получить деньги или услуги от другой организации (или физического лица), есть несколько юридических конструкций для оформления отношений:

Договор возмездного оказания услуг

Этот договор с точки зрения налогообложения самый невыгодный, так как придется выплатить немалые налоги. Поставщик услуг должен будет заплатить НДС по стандартной ставке 18 %, что приведет к увеличению стоимости услуг. Поставщик услуг также должен будет заплатить налог на прибыль или НДФЛ. Однако договор на оказание услуг дает максимальную свободу для обеих сторон. Он не ограничивает стороны относительно того, с кем можно заключать договор, а с кем нельзя, на какие цели можно давать средства, а на какие не стоит, а также какие условия можно включать, а какие – опасно. Подробнее про особенности заключения договора возмездного оказания услуг, можно прочитать в прилагаемой справке.


Договор оказания услуг

Договор пожертвования

Это наиболее часто используемый договор, по которому НКО получают финансирование. Он дает существенные налоговые преимущества, в частности, позволяет не платить налог на прибыль, а также не платить НДС. Что касается НДФЛ, то он не уплачивается только при сумме пожертвования до 4 тыс. руб. или вне зависимости от суммы, если пожертвование делается физическим лицом. Поэтому если физическое лицо получает финансирование на свою деятельность от организации, то лучше заключить договор оказания услуг, договор гранта или благотворительного пожертвования.


Договор пожертвования

Договор благотворительного пожертвования

Этот договор очень похож на договор пожертвования, так как является в какой-то степени его подвидом. Однако по договору благотворительного пожертвования могут передаваться услуги и объекты интеллектуальной собственности, тогда как по договору пожертвования не могут. Еще одно отличие заключается в том, что благотворительное пожертвование делается только в благотворительных целях, перечень которых в законе ограничен (ст. 2 Закона о благотворительной деятельности). Поэтому если пожертвование не вписывается в цели, указанные в законе, то необходимо рассмотреть другую юридическую конструкцию оформления взаимоотношений.

Налоговые последствия по налогу на прибыль или НДС те же самые, что и при договоре пожертвования. По НДФЛ благотворительное пожертвование более лояльно, чем простое пожертвование и дает возможность не платить НДФЛ при получении благотворительного пожертвования от российских и иностранных благотворительных организаций. Более подробная информация приведена в справке.


Договор благотворительного пожертвования

Гранты

Грант позволяет не платить налог на прибыль и НДС. НДФЛ не платится, только если грант предоставляется для поддержки науки и образования, культуры и искусства. Принципиальное отличие гранта от пожертвования заключается в том, что грант может предоставляться не только некоммерческим организациям, но и всем другим организациям. Поэтому если необходимо, чтобы, например, какое-либо ООО осуществило исследование общественного мнения и провело ряд фокус-групп по проблемам окружающей среды, то договор гранта поможет избежать необходимости уплаты налогов. Необходимо помнить, что в силу того, что грант дает серьезные налоговые послабления, закон устанавливает ряд требований к его оформлению.


Первое и главное заключается в том, что круг доноров сильно ограничен. Это некоторые структуры ООН, СНГ, Европейского союза — внимательно ознакомьтесь с Постановлением Правительства РФ от 28.06.2008 N 485, которое содержит исчерпывающий перечень иностранных структур, от которых можно получать гранты (Список иностранных организаций ).

Второе, необходимо помнить, что законом четко установлен список программ, на которые можно давать гранты. Например, образование, искусство, культура, защита прав и свобод человека и гражданина. Выдача гранта на непоименованные в законе программы может привести к доначислению налогов и штрафам.


Договор гранта Dogovor-granta

Читайте также: