Горела волга лексический разбор

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 19.09.2024


Лексический разбор слова (разбор под цифрой 5)
Лексический разбор слова должен проводиться при помощи лингвистических словарей: толкового словаря, словаря синонимов, антонимов, омонимов; фразеологического словаря русского языка.
Схема лексического разбора слова

      1. Определите лексическое значение слова в контексте.
      2. Если слово многозначно, укажите другие его значения.
      3. Установите тип лексического значения в данном контексте: а) прямое; б) переносное.
      4. Если значение переносное, охарактеризуйте вид переносного значения.
      5. Постройте синонимический ряд для слова в данном значении.
      6. Подберите антонимическую пару к данному слову.
      7. Определите, является данное слово исконно русским или заимствовано из другого языка.
      8. Установите принадлежность анализируемого слова к общеупотребительной лексике или лексике, ограниченной в употреблении.
      1. Определите, является ли слово устаревшим.
      2. Укажите, входит ли данное слово в состав фразеологизмов.

      Примеры лексического разбора слова
      Завершив свои операции, фронты один за другим останавливались на достигнутых к весне рубежах. (К. Симонов)

      1. Операция — ряд стратегических действий, проводимых в период наступательных или оборонительных боев (воен., проф.).
      2. Слово многозначно: а) хирургическая операция; б) торговая операция; в) финансовая операция; г) почтовые операции.
      3. Значение прямое.
      4. Синонимический ряд: операция, бой, сражение, военные действия.
      5. Слово заимствовано из латинского языка.
      6. Слово профессиональной лексики (военная терминология).
      7. Слово не является устаревшим, оно входит в активный словарь русского языка.

      С лечебной целью используют корни и корневища элеутерококка, собранные осенью. (В. Ягодка)

      1. Корень – в данном предложении слово “корень” имеет значение “вросшая в землю часть растения, через которую оно всасывает соки из почвы”.
      2. Слово многозначно: а) часть растения, б) часть основания, в) первопричина, г) часть слова, д) алгебраическая операция, функция, е) число, обращающее в ноль или тождество
      3. В предложении употреблено в прямом значении.
      4. Омонимов, синонимов, антонимов в данном значении не имеет.
      5. Исконно русское.
      6. Слово общеупотребительное, употребляется во всех стилях речи.
      7. Слово не является устаревшим, входит в активный словарный запас.
      8. Слово входит во фразеологизмы: зри в корень, вырывать с корнем, корень зла, на корню, под корень, пустить корни.

      Старый друг лучше новых двух.

      1. Старый друг – друг, существующий с давнего времени, долго.
      2. Слово старый является многозначным: а) проживший или просуществовавший долгое время, достигший старости (Старый человек), б) не новый, повреждённый временем или пришедший в ветхость (Старый чемодан), в) не новый, давно известный или издавна привычный (Это старый анекдот), г) существовавший давно, древний (Картины старых мастеров), д) прежний, предшествующий (Он бросил старую работу и устроился на новую).
      3. В предложении употреблено в прямом значении.
      4. Синоним — давний.
      5. Антоним — новый.
      6. Исконно русское.
      7. Слово общеупотребительное, употребляется во всех стилях речи.
      8. Слово не является устаревшим, входит в активный словарный запас.
      9. Слово входит во фразеологизмы: старый конь борозды не испортит, старый ворон зря не каркает.

      © Авторские права2022 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.


      Гopeть Гopeть, -pю, -pишь; нecoвepшeнный вид 1. Пoддaвaтьcя дeйcтвию oгня; yничтoжaтьcя oгнём. Дepeвo лeгкo гopит. B пeчи гopят дpoвa. Гopит лec (o лecнoм пoжape). Гopи (вcё) oгнём (cиним oгнём)! (пpoпaди вcё пpoпaдoм; пpocтopeчнoe). 2. (1 и 2 лицo нe yпoтpeбляeтcя). Oб oгнe, cвeтe: быть, излyчaтьcя. B пeчи гopит oгoнь, B oкнe гopит cвeт. Гopит люcтpa. Лaмпoчкa гopит. Гopящий фaкeл. 3. Быть в жapy, в лиxopaдoчнoм, вocпaлeннoм cocтoянии. Бoльнoй вecь гopит. Paнa гopит. 4. Kpacнeть oт пpиливa кpoви. Щeки гopят нa мopoзe. Лицo гopит oт cтыдa. Уши гopят. 5. (1 и 2 лицo нe yпoтpeбляeтcя). Cвepкaть, блecтeть. Гopит зapя. Глaзa гopят oт paдocти. 6. чeм и oт чeгo. Иcпытывaть кaкoe-нибyдь cильнoe чyвcтвo; cyщecтвoвaть, пpoявлятьcя (o тaкoм чyвcтвe). Г. нeнaвиcтью. B гpyди гopит любoвь. Гopят жeлaния в кoм-нибyдь Bo взглядe гopит любoвь. Гopю нeтepпeниeм yзнaть пoдpoбнocти. Г. oт cтыдa. Г. oт любoпытcтвa. 7. Oтдaвaтьcя пoлнocтью (кaкoмy-нибyдь дeлy), oтдaвaть вce cилы нa чтo-нибyдь Г. нa paбoтe. 8. (1 и 2 лицo нe yпoтpeбляeтcя). Пpeть или гнить, нaгpeвaяcь. Ceнo гopит в кoпнax. 9. (1 и 2 лицo нe yпoтpeбляeтcя). Быcтpo изнaшивaтьcя, pвaтьcя (paзгoвopнoe). Oбyвь гopит нa мaльчишкe. 10. (1 и 2 лицo нe yпoтpeбляeтcя), пepeнocнoe знaчeниe Быть пoд yгpoзoй нeвыпoлнeния, нeиcпoльзoвaния из-зa oпoздaния, yпyщeния cpoкoв (paзгoвopнoe). Плaн гopит. Гopящaя пyтёвкa. - 3eмля гopит пoд нoгaми y кoгo (выcoкoe) — o тoм, ктo нaxoдитcя вo вpaждeбнoм oкpyжeнии, вынyждeн вceгo oпacaтьcя. 3eмля гopит пoд нoгaми y кapaтeлeй. Дyшa гopит y кoгo (paзгoвopнoe) — o cocтoянии cильнoгo вoлнeния. He гopит (paзгoвopнoe) — нeт ocнoвaний cпeшить, тopoпитьcя c кaким-нибyдь дeлoм. Paбoтa гopит (в pyкax) y кoгo (paзгoвopнoe) — paбoтa идёт xopoшo, вcё лaдитcя. II coвepшeнный вид cгopeть, -pю, -pишь (к 1, 7, 8 и 9 знaч.). cyщecтвитeльнoe гopeниe, -я, cpeдний poд (к 1, 2, 5, 7 и 8 знaч.). (Cлoвo "Гopeть" мoжeт иcпoльзoвaтьcя coкpaщённo в тeкcтe кaк "Г." или "г.")

      nastushka0071

      1. (что делает?), горит, н.ф.-гореть, глагол, ОГЗ-действие.
      2. Морфол. признаки
      Постоянные: несовершенный вид, непереходный, невозвратный, 1спряжение.
      Непостоянные: изъявительное наклонение, настоящее время, ед.ч.
      3. Синтаксическая роль - сказуемое.

      ЛисаПозитива

      nastushka0071

      ЛисаПозитива

      ЛисаПозитива

      nastushka0071

      Новые вопросы в Русский язык

      Творческая работа Горький писал:" Уже маленькая победа над собой делает человека намного сильнее"- прокомментировать высказывание, приведя примеры. П … омогите пожалуйста!

      Помогите пожалуйста, очень срочно!! сгруппируйте предложения, знаки все поставлены.подчеркните грамматические основы. 1. Простые предложения с однород … ными членами: 2. Сложносочиненные предложения (ССП): 1. Молодой мичман уже свыкся с положением ,и буря уже не пугала его. (Ст.) 2. Восходит солнце, и ложатся тени,шиповник раскрывает лепестки, и вздрагивают головы растений ,и к свету продираются листки. (Р.) 3. Сквозь серый камень вода сочилась,и было душно в ущелье темном и пахло гнилью. (М.Г.) 4. Он был измучен тряской ездой на бричке ,утомился и хотел спать. (Ч.) 5. Леса ,луга поёмные ,ручьи и реки русские весною хороши. (Н.) 6. И туман ,и непогоду осень поздняя несет. (П.) 7. В нашей стране можно встретить ледяные тундры и раскалённые зноем пустыни, непроходимую тайгу и привольные степи ,высочайшие горы и обширнейшие болота, арктические льдины и субтропики… (Н.Сергеев) 8. Наши писатели любовно и красочно показали природу родного края. (Н. Сергеев)

      Расставь где необходимо знаки препинания 1) над влажной землёй кружатся взлетают высоко в небо жаворонки 2) прекрасные белые птицы летели и отец едва … мог рассмотреть их ранний прилёт 3)после дождливого ноября пришел суровый декабрь 4) веточки покрыты хлопьями но от любого прикосновения снежинки осыпаются

      Русский язык 7 класс дам все баллы что есть Распредели предложения по группам: простое с однородными членами, сложносочинённое, сложноподчинённое. Ре … ши орфографические и пунктуационные задачи. (Цифру перед предложением не переписывай. ) 1. Я видел листву не только зол_тую и пурпурную но и алую ф_олетовую коричн_вую ч_рную серую и почти белую. 2. У церкв_ с_ротливо м_рцал одинокий фонарь да ещ_ (с,з)дание школы светилось огнями. 3. Говорили что он пр_страстился ко(л,лл)екционировать курительные тру_ки. Простое предложение Сложносочинённое предложение Сложноподчинённое предложение

      ПОЖАЛУЙСТА ПОМОГИТЕ Составить описание вида вокруг вашего дома с использованием слов около, рядом, впереди, напротив, вблизи, позади, возле, вдоль, во … круг. Указать, какой частью речи являются эти слова.

      Двигатель самолёта натужно гудят обшивка гремит, от встречного ветра как члены предложения помогите пж с этим дебильным заданием

      2. Слово многозначно: а) действующий волшебством, "волшебный клубочек"; б) переносное значение, очаровательный, пленительный, " волшебный голос".

      3. Значение прямое.

      4. Синонимический ряд: сказочный, фантастический, нереальный .

      6. Слово общеупотребительное.

      7. Слово не является устаревшим, оно входит в активный словарь русского языка.

      Газовые - 1. прил. к газ1 - газовое производство.

      2. Связанный с употреблением удушливых газов как средства борьбы (воен.). Газовый полк. Газовая атака.

      Газовый 2, газовая, газовое. прил. к газ2; из газа. Газовое платье. Газовые ткани.

      2. Газовый - слова-омонимы.

      3. Нет контекста, чтобы определить значение.

      4.Синонимы к первому слову - углеводородовый.

      Синонимы ко 2 слову - легкий, воздушный.

      6. Газовый 1 - общеупотребительное, газовый 2 - общеупотребительное.

      Новые вопросы в Русский язык

      Спишите, расставьте знаки препинания, подчеркните обособленные члены предложения. Выполните пунктуационный разбор одного из предложений. 1) Перед роял … ем сидела черномазенькая моя сестрица Лю­бочка. (Л. Т.) 2) Хозяин сакли Садо был человек лет сорока. (Л. Т.) 3) Малаша шестилетняя девочка осталась в избе. (Л. Т.) 4) Он задумался о своей жизни в сравнении с жизнью Ивана Матвеевича каптенармуса. (Л. Т.) 5) Взмахивая на солнце серебряным топором он ловко за­тёсывал кол и тихонько напевал. 6) Он ушёл неохотно тяжело шаркая ногами. 7) С визгом и смехом толкаясь сбежали в сад девицы и окружив стол ярким венком сарафанов запели вели­чанье. Пётр осторожно усмехнулся поглядывая на девиц и дёр­гая себя за ухо.1) Она встретила сына с радостью неожиданной для него. (М. Г.) 8) И на пустынном берегу моря не осталось ничего в воспоминание о маленькой драме разыгравшейся между двумя людьми. (М. Г.) 9) Её вопросы громкие и ясные как будто разбудили людей. (М. Г.)

      511 1. Пользуясь материалами предыдущих упражнений, объясните употребление частицы не: а) при наличии двойного отрицания; б) в вопросительно-восклицат … ельных предложениях .2. Приведите аналогичные примеры и запишите их.​

      Чем отличаются сочинительные и подчинительные союзы? - Какую из этих групп можно разделить ещё на две и почему? (сочинительные союзы, соединяющие одно … родные члены и сложносочинённые предложения) Приведите примеры Помогите срочно пожалуйста

      Помогите пожалуйста. Умоляю. Очень нужно. 20 Баллов. Показателем чего служит связка быть в нулевой форме?

      используя порядок действий,показанный в опорном материале,произведите словообразовательный анализ слов.Рассмотреть,рассвет,обгонять,счётчик,цветной,ру … чка.(31 балл)

      При изучении языков в школе часто приходится проводить различные виды анализа текстов, выяснять произношение, разбирать структуру предложений, заучивать правила. Порой эти задания кажутся занудными и далеко не всегда вызывают энтузиазм у учеников. Но есть один тип работ, который может пробудить у школьника дух настоящего исследователя: это лексический разбор слова.

      Лексический разбор слова

      Определение термина

      Применительно к лексическому разбору , это рассмотрение слова именно как слова, то есть его сути, значения, происхождения, наличия близких по смыслу или противоположных значений.

      Лексический анализ слова

      С этой точки зрения, план лексического разбора будет представлять собой последовательность следующих этапов:

      1. Определение количества значений слова.
      2. Что значит в конкретном выделенном тексте.
      3. Тип значения: прямое или переносное.
      4. Вид переносного значения, например, метафора.
      5. Поиск синонимов.
      6. Определение антонимов.
      7. Этимология, происхождение слова: родное или принесённое из другого языка.
      8. Применение общеупотребительное или ограниченное.
      9. Современность слова.
      10. Вхождение в состав фразеологизмов.

      В разных источниках план анализа может иметь различные вариации. Какие-то пункты объединены, другие переставлены местами. Но в целом содержание анализа всегда соответствует приведённой выше схеме.

      Примеры анализа

      Чтобы понять, как сделать лексический разбор необходимо рассмотреть ряд примеров. Для лучшей наглядности два примера разложены подробно. Остальные представлены в виде таблицы.

      Примеры анализа разбора слова

      Табличные примеры здесь приведены вне конкретного текста, поэтому ряд пунктов программы анализа опущены. Предпочтение отдано основному прямому значению.

      Практическая польза

      Практическая польза лексического разбора слова

      Лексический разбор слова — хорошая практика не только для повышения грамотности учащихся. Одна из главных задач этого типа работ — научить школьника основам анализа, умению рассуждать, формулировать выводы. Это делается с помощью различных словарей: толкового, фразеологического, синонимов, антонимов.

      Активно могут применяться источники интернета.

      Особый интерес у учеников может вызвать пункт, связанный с происхождением слова. Изучение истории позволит увидеть развитие языка, лучше понять его суть и современное состояние.

      Читайте также: