Гарантии и компенсации водителям грузовых автомобилей

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 20.09.2024

Профессиональный стандарт водителя грузового автомобиля выступает образцом при написании документов с описанием квалификационных требований и должностных обязанностей работников. Дополнительные области его применения – основа для составления KPI, аттестация сотрудников и т.д.

Внимание! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.

  • Бланк и образец
  • Онлайн просмотр
  • Бесплатная загрузка
  • Безопасно

Правовая база по профстандартам

Профессиональные стандарты введены в законодательство с 2012 года, когда был опубликован ФЗ-236. Далее последовало принятие следующих документов, определяющих сферу их действия:

  • В январе 2013 года было утверждено правительственное постановление №23. В нём устанавливались правила составления и согласования должностных стандартов.
  • В 2015 году был утверждён Федеральный закон №122. Он определил основные положения, которые регулируют создание профстандартов и аспекты их практического применения. Так, в Трудовом кодексе появилась статья 195.2, описывающая порядок создания новых профстандартов.
  • Годом позже было опубликовано Постановление Правительства №584, где документировались аспекты применения системы профстандартов в учреждениях госсектора и компаниях, находящихся в госсобственности.

Внимание! Базовые правила действия профстандартов изложены в специальном Письме Минтруда №14-0/10/В-2253.

Структура профстандарта водителя грузового автомобиля

В его начальной части указаны группа занятий, код деятельности и иные сведения общего плана.

Второй раздел отведён под перечисление обязанностей водителя и их составляющих. Всего перечислены 4 функции и 13 их элементов. Например, функция по управлению автотранспортным средством с массой более 3,5 тонн, его техническому обслуживанию (ТО) и устранению выявленных неполадок состоит из следующих элементов:

  • Управление автомобилем.
  • Обеспечение его ТО и устранение выявленных неполадок.
  • Перевозка грузов в различных метеоусловиях.
  • Прокладка зимних дорог и их расчистка.

В третьей части указаны более подробные характеристики как должностных обязанностей водителя, так и их элементов.

По каждой функции имеется следующая информация:

  • названия водителей с подходящим уровнем квалификации;
  • нужный им трудовой стаж;
  • необходимое образование;
  • дополнительные требования к водителю;
  • вспомогательная информация;
  • коды и названия водителей по классификаторам деятельности.

Так, для упомянутой функции по управлению машиной с массой более 3,5 тонн, обеспечению ТО и устранению неполадок приведены:

  • Два названия водителя.
  • Уровень обучения – среднее профессиональное/программы профильного обучения.
  • Трудовой стаж – от нeля лет до года в зависимости от уровня подготовки.
  • Дополнительные требования – возраст от 19 лет, прохождение стажировки и т.п.
  • Названия и коды указаны по ОКПДТР, ОКЗ.

По элементам функций даётся следующая информация:

  • выполняемые водителем грузовика трудовые действия;
  • его знания и умения;
  • вспомогательная информация.

К примеру, для деятельности по перевозке грузов автотранспортным средством указаны следующие данные:

  • 10 действий – приём грузов, их перевозка, проверка корректности закрепления и т.д.
  • Умения в 8 областях – оформление документов на грузы, подготовка к перевозке и пр.
  • Теоретические знания в 8 областях – нормативы перевозки грузов, порядок оформления соответствующей документации и пр.

Изложенные в этом разделе обязанности и уровень подготовки водителя грузовика применяются в должностных инструкциях и других документах, описывающих функции и квалификацию сотрудника.

В заключительном разделе указаны организации, занимающиеся созданием этого документа.

Частые вопросы по профессиональным стандартам

Профстандарты обязательны для работодателей?

Они используются добровольно, за исключением следующих случаев:

  • Когда речь идёт о бюджетном учреждении или компании, находящейся в государственной собственности.
  • Если для профессии/должности законодательством указаны квалификационные параметры, оговорены льготы и компенсации или присутствуют ограничения.

В других случаях руководство самостоятельно определяет потребность в профессиональных стандартах.

Каким образом должностные стандарты сочетаются с ЕКС и ЕТКС?

Эти классификаторы могут использоваться наряду с профстандартами, в том числе и при возникновении противоречий между их положениями – тогда основной документ выбирает сам работодатель. Исключением является госсектор, где с 2020 года обязательны именно профстандарты.

Какие плюсы дают профстандарты?

Их ключевые преимущества:

  • Получение основы для оценки качества специалистов и кандидатов на должности.
  • Возможность проведения аттестации работников на документарной основе.
  • Возможность создания системы параметров эффективности работников (KPI).
  • Определение сотрудников, нуждающихся в повышении их квалификации.
  • Совершенствование документации в области управления кадрами.

Важным аспектом этих возможностей является то, что они реализуются с использованием законодательства о профстандартах, что уменьшает их правовые риски.

Каков процесс перехода на должностные стандарты?

Рекомендуется следующий порядок действий:

  • Издание руководителем компании распоряжения о введении системы профстандартов.
  • Составление регламента, где определены сроки, ответственные лица и другие аспекты перехода на новую систему.
  • Поиск подходящих для компании и её сотрудников должностных стандартов.
  • Внесение соответствующих изменений в корпоративные документы по персоналу.

После изменений документации руководство может приступать к преобразованиям в практической сфере: переименованию позиций, перемещению работников и пр.

Статья 20. Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемые к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам при эксплуатации транспортных средств

(см. текст в предыдущей редакции)

Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 20

Споры в суде общей юрисдикции:

1. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны:

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 331-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 331-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 331-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств;

организовывать в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 331-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

обеспечивать исполнение установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств;

осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в сроки, предусмотренные документацией заводов - изготовителей данных транспортных средств;

(в ред. Федеральных законов от 30.10.2018 N 386-ФЗ, от 02.07.2021 N 331-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Указанные в пункте 1 настоящей статьи юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющие перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями), кроме того, обязаны:

соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 331-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

обеспечивать стоянку транспортных средств, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, в границах городских поселений, муниципальных округов, городских округов, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по возвращении из рейса и окончании смены водителя на парковках (парковочных местах), соответствующих требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, а также осуществлять техническое обслуживание и ремонт указанных транспортных средств в соответствии с требованиями, установленными статьей 18 настоящего Федерального закона;

(в ред. Федерального закона от 26.05.2021 N 155-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

назначать ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта;

обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок и установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, и соответствовать указанным требованиям при осуществлении перевозок индивидуальным предпринимателем самостоятельно;

организовывать и проводить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта;

соблюдать правила технической эксплуатации транспортных средств городского наземного электрического транспорта, устанавливаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, при осуществлении перевозок пассажиров троллейбусами, трамваями;

соблюдать правила организованной перевозки группы детей автобусами, установленные Правительством Российской Федерации, при осуществлении таких перевозок.

3. Физические лица, осуществляющие эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусов, обязаны:

(см. текст в предыдущей редакции)

анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств;

обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, а также требованиям международных договоров Российской Федерации и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена;

осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в сроки, предусмотренные документацией заводов - изготовителей данных транспортных средств;

обеспечивать оснащение эксплуатируемых ими транспортных средств тахографами. Требования к тахографам, а также порядок оснащения тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определенном в соответствии с абзацем десятым пункта 1 настоящей статьи;

(абзац введен Федеральным законом от 30.10.2018 N 386-ФЗ)

соблюдать нормы времени управления транспортным средством и отдыха, установленные Правилами дорожного движения Российской Федерации, утвержденными Правительством Российской Федерации;

(абзац введен Федеральным законом от 30.10.2018 N 386-ФЗ)

соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

Читайте также: