Дегтев крест проблема памяти

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 19.09.2024

В тексте Вячеслава Ивановича Дёгтева поднимается проблема истинной любви к Родине.

Чтобы привлечь внимание читателей к данной проблеме, автор описывает чувства и ощущения лирического героя, оказавшегося "на чужбине, в Чехии", который с восхищением вспоминает родные края, глядя на проплывающие мимо него облака. "И только облака, что плыли надо мной, не чужие были. Они плыли с востока, они несли мне привет с родины." Облака для героя являются посланниками с родной земли, "они ещё вчера, может быть видели моих детей, родных, друзей, были дыханием моей земли." Этим примером авто показывает сильную привязанность героя к родным краям, её истинную любовь к ним.

В следующих примерах, раскрывающих первый, мы можем убедиться в этом.

Облака, проплывающие над ним, возбуждали его воображение. В одном облаке он видит корабль и тут же представляет его до малейших деталей, вспоминает: "строил их и водил к Азову юный Пётр". В другом видит сияющую башню с позолоченной шапкой. Ему слышится сладкий, мелодичный, родной звон колоколов. "Что за сладкая музыка, что за возносящая боль, что за очищающее топление — стоять на площади, у собора и плыть в распирающих душу тёплых звуках". Герой до глубины души проникается этими чувствами, они вызывают у него радость и приятную тоску. И в конце своих раздумий герой понимает: "сейчас вся моя родина здесь, со мной, на Аустерлице." Даже на чужой земле она не оставляет его, она остаётся в его сердце и греет душу тёплыми воспоминаниями.

Несмотря на то, что позиция автора не выражена прямо, о ней легко догадаться, прочитав текст.

В. И. Дегтёв хочет сказать, что истинная любовь к родной земле, к своим друзьям и близким никогда не угаснет. Воспоминания и чувства, испытанные ранее, не исчезают, они хранятся в глубине души и поддерживают нас в трудную минуту.

Я не могу не согласиться с мнением автора. Действительно, даже те люди, которые уезжают жить в другие страны, говорят, что испытывают гордость за свою родину. Порой, их тянет скорее вернуться назад, чтобы ещё раз увидеть свой народ и родную природу.

Всё вышесказанное позволяет сделать вывод: отдалившись от родных мест, начинаешь ещё больше их ценить. "Лишь на чужбине начинаешь по-настоящему чувствовать себя русским". Начинаешь вспоминать те неприметные вещи, на которые ранее не обращал внимание. А стремление вернуться на родину постоянно возрастает. Родину для настоящего патриота не заменит никакая другая страна, поэтому, чтобы не испытывать чувство ностальгии, как рассказчик, надо ценить то, что имеешь.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Доступно для всех учеников 1-11 классов и дошкольников

Урок- исследование по рассказу Вячеслава Дёгтева Проблема памяти, греха и пок.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Урок- исследование по рассказу Вячеслава Дёгтева Проблема памяти, греха и пок.

В.И.Дегтев (1959 – 2005)

В.И.Дегтев (1959 – 2005)

Биография Родился на хуторе Карасилов Воронежской области, в семье сельского.

«Он жил и писал страстно. До конца отдавался тому, о чём писал. Сюжеты его по.

Словарная работа Ледостав-процесс установления сплошного ледяного покрова на .

Словарная работа Трюм-пространство в корпусе судна между днищем (или вторым д.

Словарная работа Трюм-пространство в корпусе судна между днищем (или вторым дном) и вышележащей палубой. Комиссар- специальный представитель политического руководства государства. Кингстоны- задвижка или клапан, перекрывающий доступ в корабельную (судовую) систему, сообщающуюся с забортной водой. Псалом-жанр и форма иудейской и христианской лирической молитвословной поэзии. Баркас- самоходное судно небольших размеров. Епитрахиль-принадлежность богослужебного облачения православного священника и епископа — длинная лента, огибающая шею и обоими концами спускающаяся на грудь.

Особенности композиции 1. Ведется повествование от лица рассказчика-капитана.

Особенности композиции 1. Ведется повествование от лица рассказчика-капитана. 2. Построено в форме исповеди.

Система героев Группа Части Ключевые слова и выражения, поступки 1.Арестованн.

Система героев ГруппаЧастиКлючевые слова и выражения, поступки 1.Арестованные священнослужители2,3,5,8,10 2.Охранники 2,3 3.Экипаж баржи 3,4,5,6,7,9,11, 12

Проблематика рассказа Долга и совести Греха и покаяния Мужества Памяти Чести.

Проблематика рассказа Долга и совести Греха и покаяния Мужества Памяти Чести Жестокости Выбора

Вывод Рассказчика мучает совесть. Он понимает, что никогда не простит себя за.

Вывод Рассказчика мучает совесть. Он понимает, что никогда не простит себя за совершенный грех. Этот долг превращает его в убийцу.

Проблема памяти, греха и покаяния Герои Память Грех Покаяние Рассказчик-капит.

Проблема памяти, греха и покаяния ГероиПамятьГрехПокаяние Рассказчик-капитан Комиссар Яков Наумыч Бень

Проблема памяти, греха и покаяния Герои рассказа Память Грех Покаяние Капитан.

Проблема памяти, греха и покаяния Герои рассказаПамятьГрехПокаяние Капитан- рассказчикПомнит: время(последний рейс до ледостава, плыли пятеро суток), поведение и одежду монахов, послушника Алешу, его голос и кобелька, свои ощущения и поведение, последнюю молитву монахов, поведение и чувства окружающих людей.Выполнил приказКается в своем грехе Комиссар Яков Наумыч БеньНе прослеживается-отобрал крест у послушника; -отобрал собаку; -согласился участвовать в казни монахов и руководил еюНе прослеживается

Вывод Человек, имеющий совесть, не может себе простить греха, мучается и кает.

Вывод Человек, имеющий совесть, не может себе простить греха, мучается и кается. Человек, не имеющий совести, не помнит своих грехов, но осуждает чужие.

Домашнее задание Написать сочинение по выбору: 1)Проблема памяти, греха и по.

Домашнее задание План сочинения Формулировка проблемы Характеристика проблемы.

Домашнее задание План сочинения Формулировка проблемы Характеристика проблемы Позиция автора текста Моя точка зрения

Краткое описание документа:

В. Дегтев - писатель конца 20 столетия, которого по праву можно назвать классиком современной литературы. В его произведениях поднимаются глубокие нравственные проблемы, трогающие каждого читателя, независимо от возраста. На уроке рассматриваются проблемы памяти, греха и покаяния на примере рассказа "Крест".

Доступно для всех учеников 1-11 классов и дошкольников

Урок литературы по теме

Я на земле, где дым и порох,

Нашёл родник живых лучей.

Организационный момент. Приветствие.

Урок начинается с прочтения 1-го абзаца рассказа.

- Такими словами начинается одно из произведений нашего современника, писателя Вячеслава Ивановича Дёгтева. С содержанием этого произведения вы познакомились дома, но простого прочтения, конечно, недостаточно для того, чтобы понять замысел писателя, выявить проблематику произведения, его жанровые, композиционные, языковые особенности. Согласитесь, что определить глубину художественного произведения можно, только анализируя его. Этим мы с вами сегодня на уроке и займёмся. Итак, наша задача – путём анализа выяснить, о каких вечных ценностях идёт речь в произведении Вячеслава Дёгтева. (Слайд 1).

II . Основная часть урока.

Оформление в тетради записей: дата, тема урока, эпиграф

- Для начала познакомимся ближе с самим автором.

Рассказ ученицы о писателе. (Слайды 2 и 3)

- Многие писатели называют Вячеслава Дёгтева русским Джеком Лондоном, королём рассказа. Что такое рассказ?

- Рассказ – малый жанр эпической прозы, небольшое художественное произведение, посвящённое обычно отдельному событию, связанному с жизнью 1-2 героев.

Рассказ ученицы о жанре, который использовал писатель в своих произведениях . (Слайд 4)

- Ребята, кому посвящён рассказ В.Дёгтева?

- Рассказ посвящён писателю Юрию Бондареву.

Рассказ ученицы о Ю.Бондареве. (Слайд 5,6)

- Почему именно Бондареву посвящён рассказ? С каким произведением этого писателя мы знакомы?

- (Ответы учащихся)

- Почему названия произведений Дёгтева и Бондарева совпадают? Это случайность? О каком выборе идёт речь в обоих произведениях?

- Герои обоих произведений стоят перед выбором, который изменит всю их жизнь.

- О выборе нравственном, судьбоносном, который в корне меняет судьбу человека.

- Какие проблемы, на ваш взгляд, ставит Вячеслав Дёгтев в рассказе? (Слайд 7)

- Проблему человеческой судьбы, её непредсказуемость;

- Проблему гуманных человеческих взаимоотношений;

- Проблему веры человека в любовь, веры в спасение любовью;

- Проблему спасения человеческой души в бесчеловечных условиях существования;

- Проблему милосердия и сострадания;

- Проблему войны и мира.

- Гранатомётчик Роман. Ему приходится выживать в разных условиях существования: в мирной жизни он остался без семьи, без жилья, без средств к существованию, на войне он тоже выживает как может, выживает, убивая.

Анализ произведения: герой в мирной жизни.

- Обратимся к прошлому главного героя. Почему Роман ушёл на войну?

- У героя не сложилась семейная жизнь, жена ушла к другому, забрала квартиру, которую заработал он, лишила его работы. Герою оставалось одно – взять бутылку. Конечно, от полного отчаяния и безысходного существования.

- (Ответы учащихся)

- Какие художественные приёмы использует автор, чтобы рассказать о жизни гранатомётчика до войны?

- Когда используется этот приём? Вспомним определение этого понятия. (Слайд 9) .

- Умолчание (обозначается многоточием) – фигура речи, предоставляющая слушателю или читателю возможность догадаться, о чём могла пойти речь во внезапно прерванном высказывании ( зачитывают примеры из текста).

- Риторическое восклицание. (Фигура, в которой в форме восклицания содержится утверждение) ( зачитывают примеры из текста). (Слайд 10).

- Метафора.(Слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение по сходству общего признака) ( зачитывают примеры из текста). (Слайд 11).

Анализ произведения: герой на войне.

- Итак, разочаровавшись в мирной жизни, не имея средств к существованию, Роман решает пойти контрактником в армию. Как об этом пишет автор?

- Как вы думаете, герой осознанно принимает своё решение? Почему он выбирает войну?

- Скорее всего, герой вынужден принять такое решение, его жизнь потеряла всякий смысл, и, чтобы забыться, он уходит служить в армию. Он выбирает войну, потому что в мирной жизни он погиб бы быстрее.

Анализ произведения: Роман и Оксана.

- Какое в последнее время обстоятельство изменило суровую жизнь героя?

- Роману понравилась девушка по имени Оксана, работавшая в хлебопекарне.

- Чем привлекла его эта девушка? Почему она ему понравилась?

- Когда мы впервые знакомимся с Оксаной?

- Уже в начале рассказа автор знакомит нас с героиней ( чтение выдержек из текста ).

- Какие приёмы использует автор, описывая героев?

- Приведите примеры. (Слайд 12)

- Сравнение с элементами антитезы. В описании героев автор обращает внимание на глаза героев. У Романа глаза серые, стального, немного зеленоватого цвета, потухшие, в них чуть теплится жизнь; у Оксаны глаза живые, тёплые («золотистые, с янтарным блеском), карие, выпуклые, как у породистой собаки.

- Почему автор сравнивает глаза героини с глазами породистой собаки?

- Тем самым автор хочет сказать, что Оксана добрый, надёжный, верный, преданный человек.

- И вот сейчас её внесли на носилках двое дюжих, измазанных глиной десантников… (чтение эпизода).

- Как вы относитесь к поступку Романа? Что это, проявление жалости или любовь?

- Скорее всего, любовь и сострадание одновременно. Роман понимает, что ждёт девушку в будущем, осознаёт, что только он сможет ей помочь.

- Легко ли ему было сделать предложение?

- Как автор передаёт эмоциональное напряжение героя? С помощью каких стилистических фигур? (Слайд 13)

- Лексический повтор, риторическое обращение, парцелляция ( зачитывают примеры из текста).

III . Заключительная беседа.

- Рассказ Вячеслава Дёгтева какой по характеру? С чем это связано?

- Грустный, печальный. Это связано с последствиями войны.

- Какое лицо у войны?

- Война несёт смерть, разруху, ожесточает людей, лишает их крова, семьи, жизни. Страшно, когда страдают мирные люди.

- Какую важную идею проповедует писатель в своём рассказе?

- Прочитайте высказывания известных французских деятелей. Как их содержание перекликается с содержанием рассказа? Какие общечеловеческие ценности затрагивает в своём рассказе В. Дёгтев? (Слайд 15)

- Любовь к жизни;

- Ненависть к войне;

- Самоопределение личности;

- Поиск личности и веры в человека. (Слайд 16)

Подводя урок всему выше сказанному, я бы хотела отметить: как хочется и нам в это верить!

Верь в великую силу любви.

Свято верь в её крест побеждающий,

В её свет лучезарный, спасающий

Мир, погрязший в крови…

Верь в великую силу любви.

С. Надсон

IV . Домашнее задание: написать отзыв или рецензию на рассказ В. Дёгтева с опорой на свой жизненный и читательский опыт.

КАБИНЕТ 43

“Он рассказчик от Бога, взявший на себя смелость и ответственность
“безоглядно резко” писать об окружающих нас трагических событиях”
Юрий Бондарев
Многие писатели называют Вячеслава Ивановича Дёгтева русским Джэком Лондоном, королем рассказа. Он возвращает нас в мир художественного вымысла, мир, подзабытый в конце XX века. И в центре новых мифов о мире всегда яркие личности.

Рассказы Вячеслава Дёгтева могут быть о чем угодно – о Чечне (“Псы войны”), о Древнем Риме или Древней Руси (“Гладиатор” или “До седла”), о воре-рецидивисте (“Коцаный”). Герои могут быть положительными и отрицательными, негодяями и борцами за справедливость, злыми и добрыми, и они всегда оставляют за собой право на выбор, право на поступок.

Писатель в своих книгах рассматривает извечные темы нашей действительности: человек в истории России, Россия в истории человека, любовь и ненависть, жизнь и смерть, утраты и обретения на пути к вере – все это волнует современного читателя.

Вячеслав Дёгтев воспитывает своими книгами без воспитания, становится политиком, уходя далеко от публицистики, учит, никого не поучая. Он может противоречить сам себе, так как ведет “круговую оборону” в обществе, растерявшем нравственные и идейные ориентиры, он вынужден занимать то одну, то другую позицию, но всегда он делает ставку на героя, а значит, и на возможность победы. Ибо быть героем в наше время – надо иметь высшее мужество. Давайте убедимся в этом на примере только одного рассказа “Выбор”.
Вячеслав Дёгтев выбрал самый трудный жанр – рассказ, с которым не больно прославишься, не разбогатеешь!

Рассказы сегодня пишут не по расчету, а от любви. Но они такие импульсивные, в них сама жизнь, кровь, почва. В то же время глубоко лиричны. Не все решается победой на поле брани. Русская душа не может полноценно жить вне поиска истины и подлинной веры. Его рассказы – это азбука выживания русского человека в нынешней России. В этом мы убедимся сегодня, читая рассказ Вячеслава Дегтева “Выбор”.

КАБИНЕТ 43

Вячеслав ДЁГТЕВ "Выбор". Посвящается Юрию Бондареву.
Он был с Дона, она - с Кубани. Он служил гранатометчиком, она - в полевой пекарне. У него в прошлом было много чего разного, в основном неприятного, что сейчас, на войне, казалось несущественным: работа, жена, семейные дрязги. У нее где-то в Армавире, говорили ребята, осталась старушка-мать, которую не на что было лечить, потому и поступила она в армию хлебопеком. Восемьсот рублей в день "боевых" - где их, такие деньги, в России заработаешь? Они не обмолвились ни единым словом друг с другом - она нарезала хлеб,
он подходил к раздаче в очереди таких же, как сам, грязных, пропотевших солдат, и молодых безусых "срочников", и угрюмых в основном "контрактников", у которых у каждого была в жизни какая-нибудь трагедия (от хорошей жизни на войну не вербуются), подходил, молча брал свою пайку, любил он с поджаристой корочкой, даже чтобы чуть-чуть хлеб был подгорелый, и она в последнее время
стала оставлять ему именно такой. Она молча клала в его огрубелую ладонь пышущий жаром пышный пахучий хлеб, пальцы их соприкасались, они вскидывали друг на друга глаза - у него они были серые, стального, немного зеленоватого цвета, у нее - карие, выпуклые, как у породистой преданной собаки; в последнее время глаза у нее сделались отчего-то золотистые и с янтарным оттенком. Вот и все было их
общение. Он знал, что зовут ее Оксана, редкое по нынешним временам имя. Она, конечно же, имени его не знала. Да и зачем ей, молодой и красивой, имя какого-то гранатометчика в потертом бушлате и с проседью, "дикого гуся", "пса войны", сбежавшего на эту непонятную необъявленную войну от нужды, беспросветности и тоски. Нет, кажется, раза два он сказал ей: "Спасибо!", а она ответила: "Пожалуйста!" Вот теперь уж точно - все! Да, несколько последних лет он не жил - существовал. В тоске и беспросветности. Он не верил больше женщинам. Казалось, все они сделались шлюхами, падкими на деньги, тряпки и удовольствия. Телевизор с рекламой прокладок, безопасного секса, Багам, Канар и французского парфюма сгубил русскую бабу. Вместо того чтобы мечтать о детях, они теперь мечтают о колготках от Версачи. И с некоторого времени он стал рассуждать совсем как эти "звери", с которыми приходилось сейчас воевать: русские женщины продажные, живут даже с неграми ("лишь бы человек был хороший"), и потому нет у нас будущего и весь народ обречен на вымирание. Он был согласен с этим, как это ни прискорбно. В прошлом служил он в милиции участковым и насмотрелся такого, что даже не рисковал никому рассказывать - не поверят. Он любил свою жену-пианистку, она же считала его неровней себе, не парой, а потому спуталась с каким-то плюгавым настройщиком роялей и постоянными вздорными заявлениями в УВД сначала вынудила начальство
отобрать у него, заядлого с 16 лет охотника, ружье, которым он будто бы ей угрожал, затем лишить его табельного оружия, а потом и уволить из "органов". Квартиру, которую он заработал, разделила, но ключи не отдавала, жила в ней одна. Он помыкался, помыкался, то у родителей, то где придется, и пришлось соглашаться на то, что она ему предложила (и то спасибо соседям, засовестили ее), и досталась ему после разъезда конура - в прямом смысле, без всяких кавычек. Ах, как тоскливо и горестно бывало ему в той конуре, особенно вечерами! Одно оставалось - выйти, взять бутылку. Пока деньги были. А тут началась война. И ноги как-то сами собой принесли его к казачьему атаману, а потом в военкомат, и взяли его на войну, и направили в отдельный казачий полк по армейской специальности и с армейским званием -
гранатометчиком и младшим сержантом. Так и служил он уже второй год, бывший старший лейтенант милиции, младшим сержантом. За это время он сделался настоящим "псом войны". Уже не являлись ему во сне убитые им "звери", уже не дрожали в бою руки.

КАБИНЕТ 43

Вячеслав ДЁГТЕВ "Выбор". /ПРОДОЛЖЕНИЕ/ Недавно пришлось пристрелить своего - уж очень парень был труслив, чуть что — сразу же у него паника, в бою своим несдержанным поведением чуть всех не
угробил, пришлось под шумок щелкнуть его в затылок. А то еще на днях приезжал в полк известный своими мерзкими интервью с так называемыми "полевыми командирами" один московский журналюга - этого педика просто подставили под пули те, кого он воспевал, после чего некоторые сослуживцы, даже офицеры, подходили к нему и молча жали руку. Что ж, на то она и война. Вот такая теперь была у него жизнь. Но в последнее время суровая его жизнь стала скрашиваться присутствием Оксаны в их полевой походной пекарне. Оксана как-то выступала на День Победы перед солдатами. Среди прочей самодеятельности она плясала чечетку, или, как называют специалисты, степ. Когда-то в прошлом она занималась в танцевальном кружке при Доме пионеров и в тот день, в святой для всякого русского День Победы, решила, видать,
тряхнуть стариной. На ней были блестящие хромом сапожки, которые полковые умельцы подбили так, что они и звенели медными подковками, и скрипели вложенной между стелек берестой. Ее стройные, немного полноватые в икрах ножки так и мелькали, так и носились по дощатой сцене - стоял топот, стук, скрип, а солдаты сидели кто на чем, некоторые - раскрыв от восхищения рот, сидели и смотрели на это чудо, и не один, верно, плоховато спал в ту ночь. Да, она была настоящая королева их полка. Многие вздыхали, некоторые даже пытались чего-то там предпринимать, да только без толку. Как истинная казачка, она знала себе цену, строго держала себя. Поэтому он даже и не пытался. И вот сейчас ее внесли на носилках двое дюжих измазанных глиной десантников. Внесли в подвал-бомбоубежище, где когда-то выращивали
шампиньоны (ими до сих пор еще тут кисловато пахло), а теперь оборудован был полевой госпиталь и где он получал индивидуальные аптечки на весь взвод. Она была по самый подбородок укрыта окровавленным то ли пледом, то ли ковром, то ли одеялом. Среди раненых и медобслуги пополз шумок: "звери" обстреляли хлебовозку, где, случалось, и сами получали дармовой хлеб. Ее положили возле печки-буржуйки, в которой гудело замурованное пламя и наносило тополевым горьковатым дымком, который будил в памяти осенние
субботники и запах сжигавшейся листвы. Глаза ее горели каким-то странным, лихорадочным, янтарным огнем. В них прямо-таки плескался непонятный и потому страшный пожар. Он подошел к ней. Она угадала его и улыбнулась.
- А-а, Роман! Здравствуй!
Он удивился: откуда знает его имя? Ведь они не знакомились. Они даже ни разу не поговорили. "Спасибо". - "Пожалуйста" - вот и все! Она пекла хлеб для всего полка. Он был одним из трех тысяч солдат. Все солдаты на одно лицо. Но на душе сделалось так тепло и так легко, хоть пой, хоть скачи козленком.
- Видишь, как меня? - продолжала говорить она. - Ну ничего, это ведь не страшно. И не надолго. Мы еще потанцуем. Ведь правда, Рома?
- Конечно, конечно. Ты только не говори много. Береги силы. Потом мы с тобой наговоримся. И натанцуемся. Ты еще покажешь класс — в своих скрипучих сапожках-то.

КАБИНЕТ 43

Вячеслав ДЁГТЕВ "Выбор". /ПРОДОЛЖЕНИЕ/
- Сапог, сапог! - Она схватила его за руку, притянула к себе, приложила ладонь к своей щеке - щека горела огнем! - зашептала свистящим полушепотом, с перехватом дыхания: - Слушай, будь другом. Я стеснялась
этих ребят-санитаров, чужие люди, а тебя попрошу, будь другом, сними с меня левый сапог - жмет, вражина, мочи нету! Или разрежь его, что ли, а? Он кивнул и приподнял край задубевшего от крови одеяла. Ног у нее не было по самые колена. Его бросило в жар. Он еле сдержался, чтоб не отшатнуться. Стоящая у бетонного столба молоденькая медсестра, помогавшая размещать раненых, чуть слышно вскрикнула, увидев это, и заткнула рот воротом халата, испачканного кровью, грязью, зеленкой. Он медленно опустил край одеяла (или ковра?), поправил его и приблизился к ее лицу. В глазах Оксаны, оглушенных промедолом, прочитал
облегчение, будто сапог и в самом деле перестал мучить. В подвале сразу же отчего-то сделалось тихо. Так тихо, что слышен стал лязг и звон инструментов за ширмой, где готовили стол для операции.
- Знаешь что, Оксана дорогая? - сказал он хрипловато, но твердо. - А выходи-ка ты за меня замуж, — докончил он и словно груз сбросил. Она широко распахнула глаза. В них были слезы.
- Что? Замуж? - Сейчас в глазах уже плескалась радость. Да, радость! Радость золотая, неподдельная. - Я знала, что ты рано или поздно заговоришь со мной. Я знала. Но замуж?! - И тут же промелькнуло недоверие в ее тоне, даже настороженность появилась в интонации. - Но почему именно сегодня, именно сейчас?
- Боюсь, что завтра. я не осмелюсь. Так что сейчас решай. Она коснулась его темной загорелой руки. Закрыла янтарные свои прекрасные от счастья глаза и прошептала:
- Какой ты. Ведь правда, все у нас с тобой будет хорошо? Меня сейчас перевяжут, и мы с тобой еще станцуем на нашей свадьбе. Ах, как я счастлива, Ромка!
У бетонного столба стояла молоденькая медсестра и беззвучно плакала. В подвале висела звонкая, чистая, прямо-таки стерильная тишина, запах грибов куда-то пропал, и лишь горьковато припахивало от печки тополевыми поленьями.

КАБИНЕТ 43

В рассказе "Разумные существа" Вячеслав ДЁГТЕВ говорит о
сочувствии живым существам, о способности прийти на помощь.
Мальчик Егорка подружился с дельфинёнком Бабочкой, который остался сиротой. Бабочку с матерью привезли на дачу нового русского Ярослава Михайловича, у которого поварихой работает мама Егорки. Но старая дельфиниха не выдержала перелёта из Австралии и погибла. Во время очередного банкета Галюся, любовница хозяина, потребовала шашлык из дельфинёнка. Егорка упросил мать не делать этого. Утром Егорка с отцом везут Бабочку к реке, но люди подсказывают, что малыш погибнет в пресной воде. Уезжая всё дальше и дальше от Москвы, герои добираются до Сочи, а их случайный попутчик оказывается работником сочинского дельфинария и помогает им пристроить дельфинёнка к дельфинихе Кларе, малыш которой родился мёртвым.

Может ли выполнение долга вызвать осуждение окружающих? Именно над этим вопросом размышляет советский писатель Вячеслав Дегтев.

И до сих пор не ясно как можно было совершить столь бесчеловечное преступление, не сочувствуя и думая лишь о том, что поступок выглядит очень по мужски, как в романах.

Также важен фрагмент текста в котором рассказчик в лице капитана заканчивает пересказывать своюисторию, совершенного “долга”, священнослужителю и тот, пошатываясь, шепотом восклицает “Какое. Какое вы чудовище!“, закрывая свой крест ладонью. Читатель понимает, что иногда подвиг в глазах других может казаться ужасным поступком, достойного отвращения и ненависти, ведь, действительно, убийство ни в чем неповинных попов считать мужеством и прекрасным исполнением приказа никак нельзя.

Приведенные примеры,дополняя друг друга, демонстрируют отношение писателя к изображаемому и помогают читателям понять его.

Позиция автора понятна. Дудинцев подводит читателя к выводу о том, что выполнение долга и исполнение приказа может вызвать осуждение, непонимание и даже ненависть окружающих.

Я полностью согласна с автором и считаю, что на ужасные поступки, скрытые под вуалью “долга”, нельзя закрывать глаза, т. к. они аморальны, бездуховны и вызывают заслуженное отвращение других людей. Так, например, после прихода большевиков к власти в ходе октябрьской революции начались активные гонения на священников. Последователи Маркса считали своим долгом уничтожение старого миропорядка и старых идеалов,которые отображались в лозунге “За Веру, Царя и Отечество". Именно поэтому активно в первую половину двадцатого века происходили репрессии священнослужителей и разрушения церквей, что привело к массовым протестам людей. Простой народ был против таких мер и явно выражал своё отвращение к действиям большевиков, однако и несогласных власть старалась репрессировать.

Таким образом, действительно, долг может вызывать осуждение и ненависть окружающих людей.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Читайте также: