Является ли лицо обучаемое управлению механическим транспортным средством водителем

Обновлено: 06.07.2024

Содержание публикации:

  • Определение понятия "водитель" в законодательстве РФ
  • Верховный Суд РФ о том, кто признается водителем

Определение понятия "водитель" в законодательстве РФ

Законодательство РФ содержит следующие нормы права, содержащие определение понятия "водитель".

Водитель транспортного средства - лицо, управляющее транспортным средством (в том числе обучающее управлению транспортным средством). Водитель может управлять транспортным средством в личных целях либо в качестве работника или индивидуального предпринимателя (статья 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ (в ред. от 27.12.2018) "О безопасности дорожного движения").

Водитель - лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению (п. 1.2 Правил дорожного движения).

Водитель - лицо, управляющее транспортным средством. При обучении управлению транспортным средством водителем считается обучающее лицо (статья 1 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ (в ред. от 18.12.2018) "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".

Исходя из приведенных норм права, водителем является:

  • лицо, управляющее транспортным средством (механическим или немеханическим), будь то автомобиль, мотоцикл, трамвай, троллейбус, трактор, гужевая повозка, мопед или велосипед;
  • лицо, обучающее управлению транспортным средством;
  • погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо.

Дополнительные требования к определенным категориям водителей содержатся в разделах 24 и 25 ПДД, они касаются особенностей движения велосипедов, мопедов, гужевых повозок, саней и прогона животных.

Верховный Суд РФ о том, кто признается водителем

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2019 N 20 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 КоАП РФ", при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 КоАП РФ водителем признается:

Владелец транспортного средства - собственник транспортного средства, а также лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (право аренды, доверенность на право управления транспортным средством, распоряжение соответствующего органа о передаче этому лицу транспортного средства и тому подобное). Не является владельцем транспортного средства лицо, управляющее транспортным средством в силу исполнения своих служебных или трудовых обязанностей, в том числе на основании трудового или гражданско-правового договора с собственником или иным владельцем транспортного средства;. (статья 1 Федерального закона об ОСАГО)

Владелец транспортного средства - лицо, владеющее транспортным средством на праве собственности или на ином законном основании;. (Федеральный закон от 01.07.2011 N 170-ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации")

Итак, владелец транспортного средства – это либо собственник автомобиля, либо лицо, владеющее им на основании доверенности, договора аренды иных, указанных выше основаниях. При этом, не является владельцем транспортного средства управляющее им лицо, являющееся работником по трудовому или гражданско-правовому договору и исполняющее в этот момент свои трудовые или служебные обязанности.

В этой связи необходимо понимать, что понятие "владелец транспортного средства" не тождественно понятию "водитель". Водитель транспортного средства, управляющий им во исполнение своих трудовых обязанностей, владельцем этого авто, по смыслу вышеприведенных норм права, не является.

Водитель:

"Водитель" - лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению. (Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 "О Правилах дорожного движения")

Водитель - лицо, управляющее транспортным средством. При обучении управлению транспортным средством водителем считается обучающее лицо (статья 1 закона об ОСАГО)

Водитель транспортного средства - лицо, управляющее транспортным средством (в том числе обучающее управлению транспортным средством). Водитель может управлять транспортным средством в личных целях либо в качестве работника или индивидуального предпринимателя. (Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения")

Владелец транспортного средства – управление только на законных основаниях!

В одном из обзоров судебной практики, Верховный Суд разъяснял, что лицо, управляющее автомобилем без законных оснований, не является владельцем транспортного средства, поэтому его ответственность не застрахована по договору обязательного страхования. Таким образом, если вред потерпевшему (другому участнику ДТП) причинен в результате повреждения его автомобиля по вине лица, управлявшего транспортным средством без законных оснований (например, при угоне автомобиля, использовании его работником мастерской, производившим ремонт, для поездки по городу и т.п.), то у страховщика отсутствует обязанность по выплате страховой суммы по договору обязательного страхования, поскольку в данном случае указанное лицо не является субъектом страховых отношений (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 07.06.2006, 14.06.2006 "Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года")

Рекомендуем также: "Водитель транспортного средства – это .. Определение понятия, судебная практика"

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 сентября 2015 г. № АК-2726/06 “О направлении разъяснений”


Обзор документа

Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 сентября 2015 г. № АК-2726/06 “О направлении разъяснений”

Минобрнауки России в целях оказания методической помощи организациям, реализующим программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, направляет разъяснения по вопросам профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий.

Приложение: на 10 л. в 1 экз.

Разъяснения
по вопросам профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий

3. Номенклатура - Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. № 678;

5. Положение о лицензировании - Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2015 г. № 966.

Вопрос 1. К какому типу образовательной организации можно отнести организацию, реализующую в качестве основной цели своей деятельности образовательные программы профессионального обучения?

В соответствии со статьей 26 Федерального закона № 196-ФЗ обучение водителей транспортных средств является профессиональным обучением.

Согласно пункту 12 статьи 2 Федерального закона № 273-ФЗ профессиональное обучение - это вид образования, который реализуется посредством основных программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации.

Образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности (часть 1 статьи 23 Федерального закона № 273-ФЗ).

Таким образом, все образовательные организации, осуществляющие подготовку водителей транспортных средств, смогут отнести себя к типу - профессиональная образовательная организация.

Вопрос 2. Можно ли относить должность инструктора (мастера) по обучению практическому вождению к педагогическим работникам и какие требования к ним предъявляются?

Согласно действующему законодательству Российской Федерации должность инструктор по вождению автомобилей не относится к должностям педагогических работников.

Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального Закона № 196-ФЗ обучение водителей транспортных средств является профессиональным обучением.

Профессиональное обучение реализуется посредством программ профессионального обучения.

Программы профессионального обучения реализуют педагогические работники.

Согласно части 1 статьи 46 Федерального закона № 273-ФЗ право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

В соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ и согласно Номенклатуре к должностям педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность по подготовки водителей, относятся преподаватели и мастера производственного обучения (подраздел 2 раздела I Номенклатуры).

Вопрос 3. Какова продолжительность отпуска мастера производственного обучения?

Согласно Номенклатуре мастер производственного обучения отнесен к должности педагогических работников.

Пунктом 1 раздела III Приложения к Постановлению № 466 установлено, что в профессиональных образовательных организациях продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска мастеров производственного обучения составляет 56 календарных дней.

Вопрос 4. Можно ли выполнять работу мастера производственного обучения практическому вождению по гражданско-правовому договору?

Согласно части 3 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, распределение должностных обязанностей, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников относится к компетенции образовательной организации.

В соответствии со статьей 420 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г., договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей, к которому применяется правила о двух- и многосторонних сделках.

Законодательно не запрещено заключать гражданско-правовой договор с мастером производственного обучения.

Вопрос 5. Каким образом могут осуществляться взаимоотношения между организацией, осуществляющей профессиональное обучение водителей транспортных средств и индивидуальными предпринимателями?

Взаимоотношения между организацией, осуществляющей профессиональное обучение водителей транспортных средств и индивидуальными предпринимателями могут осуществляться на основе гражданско-правовых договоров и в форме сетевого взаимодействия.

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона № 273-ФЗ совместная деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность, может основываться на использовании сетевой формы реализации образовательных программ, которая обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Согласно статье 2 Федерального закона № 273-Ф3 к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, кроме индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.

В соответствии с пунктом 2 статьи 21 Федерального закона № 273-ФЗ на индивидуальных предпринимателей распространяются все права и обязанности образовательной организации.

Таким образом, организации, осуществляющие образовательную деятельность по профессиональному обучению водителей транспортных средств могут осуществлять взаимоотношения в сетевой форме с индивидуальными предпринимателями, приравненными к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, на которых распространяются все права и обязанности образовательной организации, кроме индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.

Индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно нельзя отнести к иным организациям, указанным в части 1 статьи 15 Федерального закона № 273-ФЗ.

Взаимоотношения между организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и индивидуальными предпринимателями, как физическими лицами, могут осуществляться на основе трудового договора, и на основе гражданско-правового договора.

Следует учитывать, что при заключении гражданско-правого договора между лицом и организацией, осуществляющей образовательную деятельность, права и свободы педагогического работника, закрепленные Федеральным законом № 273-ФЗ и Трудовым Кодексом Российской Федерации на указанное лицо, не распространяются.

Вопрос 6. Допускаются ли лица, не достигшие восемнадцатилетнего возраста, к освоению программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий?

Минобрнауки России разработаны и утверждены Примерные программы.

Примерные программы предусматривают разработку образовательными организациями образовательных программ профессиональной подготовки водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий для лиц, не достигших 18 лет, согласно разделу I Примерных программ.

Согласно пункту 21.4 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 обучаемому на автомобиле должно быть не менее 16 лет.

Вопрос 7. Допускается ли использование оборудования и помещений организациями, осуществляющими профессиональное обучение водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, по договору аренды?

Примерные программы определяют перечень групп оборудования, необходимый для реализации программы.

В соответствии со статьей 28 Федерального закона № 273-ФЗ организация, осуществляющая образовательную деятельность, самостоятельна в осуществлении образовательной деятельности в соответствии с названным Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации. В частности, к компетенции образовательной организации относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями.

Таким образом, законодательством Российской Федерации не запрещено использование оборудования и помещений в организациях, осуществляющих обучение вождению транспортных средств, по договору аренды.

Вопрос 8. Какова максимальная учебная нагрузка преподавателей и мастеров производственного обучения, осуществляющих профессиональное обучение водителей транспортных средств? Могут ли они работать по совместительству?

Осуществление педагогическими работниками трудовой деятельности по совместительству законодательством Российской Федерации в сфере образования не запрещено.

Вопрос 9. Могут ли образовательные программы организации по продолжительности быть больше или меньше объема учебных часов, зафиксированных в Примерных программах?

Согласно пункту 6 части 3 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ разработка и утверждение образовательных программ относится к компетенции образовательной организации.

Образовательные программы профессионального обучения водителей транспортных средств разрабатываются в соответствии с Примерными программами, в которых установлены минимальные к объему учебного плана.

Образовательная организация вправе задать в учебном плане своих образовательных программ большее количество часов для обучения вождению на транспортном средстве и вносить дополнения в содержание образовательных программ с учетом специфики обучения в конкретной образовательной организации.

Вопрос 10. Могут ли программы профессионального обучения водителей транспортных средств реализовыватъся с использованием дистанционных образовательных технологий?

В соответствии со статьей 26 Федерального Закона № 196-ФЗ обучение водителей транспортных средств является профессиональным обучением.

Реализация программ профессионального обучения с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий законодательством Российской Федерации в сфере образования не запрещена.

В соответствии с пунктом 2 Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденного приказом Минобрнауки России от 9 января 2014 г. № 2 (далее - Порядок) организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализуют образовательные программы или их части с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в предусмотренных Федеральным законом № 273-ФЗ формах получения образования и формах обучения или при их сочетании, при проведении учебных занятий, практик, текущего контроля успеваемости, промежуточной, итоговой и (или) государственной итоговой аттестации обучающихся.

Таким образом, использование дистанционных образовательных технологий возможно при проведении теоретических занятий по программам подготовки водителей транспортных средств различных категорий, с учетом требований установленных указанным Порядком.

Вопрос 11. Должны ли организации, осуществляющие профессиональное обучение создавать специальные условия для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья?

Да. В соответствии с частью 10 статьи 79 Федерального закона № 273-Ф3 профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Согласно части 8 статьи 79 Федерального закона № 273-ФЗ профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся.

Вопрос 12. Допускаются ли лица с ограниченными возможностями здоровья к трудовой деятельности по профессии водитель?

Согласно Примерным программам лицам с ограниченными возможностями здоровья предоставляется возможность на обучение вождению.

Вместе с тем, согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона № 196-ФЗ к сдаче экзаменов, что является допуском к профессии, допускаются лица, имеющие медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами.

Таким образом, лица с ограниченными возможностями здоровья имеют право на обучение по всем категориям и подкатегориям транспортных средств, но допуск к трудовой деятельности определяется по итогам медицинского осмотра (обследования).

Вопрос 13. Обязаны ли организации, осуществляющие профессиональное обучение водителей транспортных средств оборудовать медицинский кабинет?

Частью 3 статьи 41 Федерального закона № 273-ФЗ закреплено, что образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности.

В соответствии с пунктом 10 Положения о лицензировании, для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган, в том числе, копии документов, подтверждающих наличие помещения с соответствующими условиями для работы медицинских работников.

Исходя из изложенного организация, осуществляющая образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, обязана иметь помещение для осуществления медицинской деятельности, в соответствии с установленными требованиями.

Заместитель директора
Департамента государственной
политики в сфере подготовки
рабочих кадров и ДПО
Т.В. Рябко

Обзор документа

Даны разъяснения по вопросам профобучения водителей транспортных средств. Оно реализуется посредством основных программ профподготовки, переподготовки и повышения квалификации. Организации, готовящие водителей, относятся к профессиональным образовательным организациям. Их программы реализуют педагогические работники. Разъяснено, что должность инструктора по вождению не относится к должностям педагогических работников. К ним относят лиц, имеющих высшее или среднее профобразование и отвечающих квалификационным требованиям, указанным в справочниках или профстандартах. По номенклатуре - это преподаватели и мастера производственного обучения. На них распространяется право на ежегодный удлиненный оплачиваемый отпуск 56 календарных дней. Законодательством не запрещено заключать с ними гражданско-правовой договор. На них распространяется право на сокращенное рабочее время, не более 36 часов в неделю. Не запрещена деятельность по совместительству.

Образовательные организации могут осуществлять взаимоотношения в сетевой форме с ИП, действующими через работников и приравненными по правам и обязанностям к образовательным организациям. Если ИП осуществляет образовательную деятельность непосредственно, как физлицо, то с ним должен заключаться трудовой или гражданско-правовой договор.

Организации, обучающие вождению, могут арендовать для этого помещения и оборудование. Они вправе задать в учебном плане своих образовательных программ большее количество часов для обучения и вносить дополнения в программы. Не запрещено применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при проведении теоретических занятий.

Разъяснено, что для лиц с ограниченными возможностями должны создаваться специальные условия. Это лицензионное требование. Но к профессии водитель они допускаются, если не имеют противопоказаний к управлению транспортными средствами. Еще одним лицензионным требованием является наличие медкабинета для охраны здоровья обучающихся.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Постановление Верховного Суда РФ от 10 ноября 2016 г. N 24-АД16-4 Суд отменил принятые по делу судебные акты о привлечении водителя транспортного средства к административной ответственности за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения и прекратил производство по делу, поскольку мотоблок не может быть признан транспортным средством


Обзор документа

Постановление Верховного Суда РФ от 10 ноября 2016 г. N 24-АД16-4 Суд отменил принятые по делу судебные акты о привлечении водителя транспортного средства к административной ответственности за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения и прекратил производство по делу, поскольку мотоблок не может быть признан транспортным средством

Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П.,

рассмотрев жалобу Гагаузова С.М. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 3 Майкопского района Республики Адыгея от 11 декабря 2015 г., решение судьи Майкопского районного суда Республики Адыгея от 26 января 2016 г. и постановление заместителя председателя Верховного Суда Республики Адыгея от 22 марта 2016 г., вынесенные в отношении Гагаузова С.М. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:

постановлением мирового судьи судебного участка N 3 Майкопского района Республики Адыгея от 11 декабря 2015 г., оставленным без изменения решением судьи Майкопского районного суда Республики Адыгея от 26 января 2016 г. и постановлением заместителя председателя Верховного Суда Республики Адыгея от 22 марта 2016 г., Гагаузов С.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок 1 год 6 месяцев.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Гагаузов С.М. просит об отмене постановлений, вынесенных в отношении его по настоящему делу об административном правонарушении, ссылаясь на их незаконность.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы Гагаузова С.М., прихожу к следующим выводам.

Частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за невыполнение водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, если такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.

В соответствии с пунктом 2.3.2 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 (далее - Правила дорожного движения), водитель транспортного средства обязан по требованию должностных лиц, уполномоченных на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения, проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

Как усматривается из материалов дела, 19 сентября 2015 г. должностным лицом ГИБДД в отношении Гагаузова С.М. составлен протокол . об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 4).

Согласно данному протоколу 19 сентября 2015 г. в 18 часов 40 минут в районе д. 86 по ул. Ленина в ст. Курджипской Майкопского района Республики Адыгея Гагаузов С.М. управлял самоходным транспортным средством (мотоблоком) с признаками опьянения, отказался от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, после чего не выполнил законное требование уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения Гагаузова С.М. постановлением мирового судьи к административной ответственности по части 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вышестоящие судебные инстанции с выводами мирового судьи о наличии в деянии Гагаузова С.М. состава данного административного правонарушения и принятым им решением согласились.

Вместе с тем состоявшиеся по делу судебные акты законными признать нельзя.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).

Исходя из положений пункта 2.3.2 Правил дорожного движения и диспозиции части 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, субъектом административного правонарушения, предусмотренного данной нормой, является водитель.

В соответствии с пунктом 1.2 Правил дорожного движения, статьей 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ) водителем признается лицо, управляющее каким-либо транспортным средством (в том числе обучающее управлению транспортным средством); транспортное средство - устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

Механическим транспортным средством является транспортное средство, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.

При этом в силу примечания к статье 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под транспортным средством в настоящей статье следует понимать автомототранспортное средство с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров или максимальной мощностью электродвигателя более 4 киловатт и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, а также прицепы к нему, подлежащие государственной регистрации, а в других статьях настоящей главы также трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право.

В соответствии с техническими характеристиками мотоблока "Нева" рабочий объем его двигателя превышает 50 кубических сантиметров, но в то же время максимальная скорость менее 50 километров в час.

Государственная регистрация на территории Российской Федерации автомототранспортных средств, тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров или максимальной мощностью электродвигателя более 4 киловатт, а также прицепов к ним осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации".

Согласно пункту 2 данного постановления регистрацию автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования, осуществляют подразделения Государственной инспекции, а тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, - органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора).

Единый порядок государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, а также выдачу на машины государственных регистрационных знаков установлен Правилами государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора), утвержденными Минсельхозпродом России 16 января 1995 г.

В соответствии с пунктом 1.4 указанных Правил государственной регистрации, учету в соответствии с данными Правилами подлежат тракторы (кроме мотоблоков), самоходные дорожно-строительные, мелиоративные, сельскохозяйственные и другие машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров, не подлежащие регистрации в подразделениях Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также номерные агрегаты и прицепы (полуприцепы) этих машин.

Порядок допуска граждан к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста) органами гостехнадзора установлен Правилами допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июля 1999 г. N 796.

Согласно данным Правилам и Инструкции о порядке их применения, утвержденной Приказом Минсельхозпрода России от 29 ноября 1999 г. N 807, под самоходными машинами понимаются мототранспортные средства, не предназначенные для движения по дорогам общего пользования (внедорожные мотосредства), тракторы (кроме мотоблоков), самоходные дорожно-строительные и иные машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров, не относящееся к автомототранспортным средствам.

Таким образом, к транспортным средствам, подлежащим государственной регистрации, мотоблок не относится, самоходной машиной, на управление которой предоставляется специальное право, не является и, исходя из понятия, сформулированного в примечании к статье 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, применительно к другим статьям главы 12 названного Кодекса, транспортным средством признано быть не может.

С учетом данного обстоятельства выводы судебных инстанций о том, что Гагаузов С.М., управляя мотоблоком, являлся водителем транспортного средства и соответственно субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обоснованными признать нельзя.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N 3 Майкопского района Республики Адыгея от 11 декабря 2015 г., решение судьи Майкопского районного суда Республики Адыгея от 26 января 2016 г. и постановление заместителя председателя Верховного Суда Республики Адыгея от 22 марта 2016 г., вынесенные в отношении Гагаузова С.М. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, а производство по делу - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации постановил:

жалобу Гагаузова С.М. удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного участка N 3 Майкопского района Республики Адыгея от 11 декабря 2015 г., решение судьи Майкопского районного суда Республики Адыгея от 26 января 2016 г. и постановление заместителя председателя Верховного Суда Республики Адыгея от 22 марта 2016 г., вынесенные в отношении Гагаузова С.М. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья Верховного Суда Российской Федерации В.П. Меркулов

Обзор документа

Гражданин, управлявший мотоблоком, был привлечен к административной ответственности за отказ пройти медосвидетельствование на состояние опьянения.

Однако Верховный Суд РФ счел, что состав правонарушения отсутствует.

Субъектом данного правонарушения является водитель - лицо, управляющее транспортным средством.

Между тем мотоблок не относится к транспортным средствам, подлежащим госрегистрации, и не является самоходной машиной, на управление которой предоставляется специальное право. Он не может быть признан транспортным средством исходя из формулировки этого понятия, содержащейся в КоАП РФ.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Верховный суд подтвердил требование к автошколам при обучении кандидатов в водители на дорогах заполнять путевой лист.

Сотрудник ГИБДД может потребовать путевой лист от обучающего вождению на дороге. Фото: Михаил Синицын

Сотрудник ГИБДД может потребовать путевой лист от обучающего вождению на дороге. Фото: Михаил Синицын

До октября прошлого года такой обязанности у автошкол не было. Но 30 октября приказом минтранса утвержден новый порядок заполнения путевых листов. Если раньше эта обязанность возлагалась на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки грузов, пассажиров и багажа, то теперь просто на всех юрлиц и ИП. В том числе которые перевозочной деятельностью не занимаются.

Тогда некий Союз "Центр поддержки и развития автошкол" обратился в Верховный суд с заявлением о признании не действующим этого пункта нового порядка для организаций, осуществляющих подготовку водителей. Но ВС отказал в удовлетворении иска. Тогда союз подал апелляцию.

Апелляционная коллегия Верховного суда напомнила, что в соответствии с законом о безопасности дорожного движения,индивидуальные предприниматели, обязаны организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения. Закон устанавливает обязанность юрлиц и ИП, осуществляющих перевозки пассажиров, а также перемещение лиц, кроме водителя, организовывать и проводить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств. Также закон предусматривает обязательные предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств.

Порядок, установленный приказом минтранса, определяет, что путевой лист должен содержать не только сведения о транспортном средстве, но и сведения о водителе, которые включают время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра.

Таким образом, путевой лист - это документ, в том числе подтверждающий прохождение медосмотра водителем и проведение предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства.

Именно обучающий вождению является водителем, и у него должен быть путевой лист, который подтверждает прохождение предрейсового медосмотра

Согласно закону о безопасности дорожного движения, лицо, обучающее управлению транспортным средством, является водителем. А кто бы с ним в машине ни находился - пассажиром.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны вне зависимости от вида и особенностей перевозок обеспечивать безопасность перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, включая наряду с прочим соблюдение порядка заполнения путевых листов; указывать в них обязательные реквизиты и осуществлять контроль технического состояния транспорта, отметила Апелляционная коллегия ВС и жалобу не удовлетворила.

Напомним, что ранее МВД давало разъяснения на эту тему. В них также поясняется, что водители юридических лиц и индивидуальных предпринимателей должны проходить предрейсовый медицинский осмотр, данные которого вносятся в путевой лист. И этот документ водитель обязан предъявлять сотруднику ГИБДД на дороге.

В официальном разъяснении МВД также подчеркнуло, что именно обучающий вождению является водителем, а не его ученик, хотя именно ученик сидит за рулем.

Но как быть тогда с каршерингом и другими арендованными машинами? Ведь их арендуют также у юридических лиц.

На аренду машин требование об оформлении путевого листа не распространяется, если арендатор - физическое лицо. Он управляет автомобилем на основании договора аренды. Владельцем машины на время аренды стало именно физическое лицо. А на него требования о путевом листе не распространяются.

Читайте также: