Выражение два лада как понять

Обновлено: 07.07.2024

Давно это было. Эти времена называют древней Русью. А на самом деле это была Юная Русь. Все только начиналлось тогда на нашей земле. Даже поля, на которых сеяли хлеб, добывались: люди корчевали лесные чащобы. То была Русь не только Юная, но изначальная. Жизнь требовала тогда мира, порядка, лада. А лада не было: князья бились то друг с другом, то с врагами, пришедшеми из степей. Кони всегда стояли на готове. .
В те далекие времена жили юноша и девушка. Они любили друг друга. Все любовались ими и называли - "два лада". Они ни от кого не таили свою любовь. Они даже не понимали, что ее надо таить, ибо была эта любовь чиста и целомудрена. Люди глядели на них и улыбались. Молва разнеслась о двух неразлучных ладах: и люди говорили, что, покуда есть такая любовь, мир будет держаться на земле. Наконец достигла молва и отца девушки. Разгневался отец, ибо был он князь, владыка большого и богатого удела. Дочь свою он называл на княжной, а царевной. И вдруг узнает, что дочь его неразлучна с сыном тысяцкого.. . И хотя до сих пор князь жаловал его отца, а самого юношу другим в пример ставил за ум и храбрость, гнев овладел им. ..Погруженный в думы, ехал лесом князь. Честолюбивые мечты горячили кровь. Он уже видел свою дочь царицей. ..Слышит вдруг голос советника, ехавшего рядом:
-Глянь-ка, князь.. .
Князь поднимает голову и видит в отдалении: на берегу озера, меж белоствольных берез соят рядом его дочь и сын тысяцкого и как зачарованные следят за двумя лебедями.. .
Взыграло княжье сердце. Закипел в нем гнев. Тут же пустил коня, но уже через мгновенье осадил его. Гнев внезапно закипевший, так же внезапно погас. Что-то дрогнуло в еого груди. И вспомнолось детство, и такое же озеро, и эти лебеди.. . Не здесь ли это было?. . Он и сейчас помнит то ощущение счастья, которое испытал тогда. И вот теперь он узнал это лесное озеро! А может, и лебеди те самые? Грудь затопило давнее ребячье счастье. Долго глядел издали князь на озеро, на свою дочь и тихо повернул обратно. А через короткое время в княжьих хоромах был свадебный пир. Князь выдал свою дочь за сына тысяцкого. Долго потом на Руси передавали из уст в уста легенду о двух ладах - о любви- согласии, любви-удаче.
Прошли века, и о них сложил балладу поэт Алексей Константинович Толстой:

Порой веселой мая
По лугу вертограда,
Среди цветов гуляя,
Сам-друг идут два лада.

Он в мурмолке червленой,
Каменьем корзно шито,
Тесьмою золоченой
Вкрест голени обвиты;

Она же, молодая,
Вся в ткани серебристой;
Звенят на ней, сверкая,
Граненые мониста,

Блестит венец наборный,
А хвост ее понявы,
Шурша фатой узорной,
Метет за нею травы…

Павел Ин

Автор:
Павел Ин


. Давно это было. Эти времена называют древней Русью. А на самом деле то была Юная Русь. Все только начиналось тогда на нашей земле. Даже поля, на которых сеяли хлеб, добывались: люди корчевали лесные чащобы. То была Русь не только Юная, но Изначальная.

Жизнь требовала тогда мира, порядка, лада. А лада не было: князья бились то друг с другом, то с врагами, пришедшими из степей. Кони всегда стояли наготове.

Но тем более дорожили люди короткими роздыхами мирных дней. По дорогам шли не суровые воины, а мирные гусляры. Они вносили в каждое селение, в каждый дом и в сердце человека мир, лад, жажду счастья и любви.

— Ладушка, солнышко встало, скоро росы высохнут и тебе нечем будет умыться.

И она спешила на его зов. Взявшись за руки, они бежали по рощам и лугам, умывались утренней росой, пели вместе с птицами и вдруг останав­ливались, не дыша, не смея сделать ни одного движения, и наблюдали, как птица кормит птенцов. Белки, завидев их, спешили к ним, взбирались на колени и ели с рук орешки.

Так шли дни, недели, месяцы, прошел год, и вновь весна вернулась на землю. С новой весной любовь их стала ярче, тревожнее. Смех девушки звучал уже не как прежде — переливчато-звонко, но мягко и приглушен­но. И юноша стал другой: не так часто брал ее руки в свои, робость по­явилась в нем, и он, вдруг смутившись, умолкал среди разговора.

Люди глядели на них и счастливо улыбались. Молва разнеслась о двух неразлучных ладах; и люди говорили, что, покуда есть такая любовь, мир будет держаться на земле. Наконец достигла молва и отца девушки. Разгневался отец, ибо был он князь, владыка большого и богатого удела. Дочь свою он называл не княжной, а царевной. В мечтах видел ее царицей, женой заморского царя. И вдруг узнает, что дочь его неразлучна с сы­ном тысяцкого. И хотя до сих пор князь жаловал отца его, а самого юно­шу другим ставил в пример за ум и храбрость, гнев овладел им. А тут еще старый советник княжий стал нашептывать, что дошла до него весть, буд­то заморский царь собирается сватов прислать.

. Погруженный в думы, ехал лесом князь. Честолюбивые мечты горя­чили кровь. Он уже видел свою дочь царицей. И они с зятем-царем объ­единили свои силы и выступают в поход. Слышит вдруг голос советника, ехавшего рядом:

Князь поднимает голову и видит в отдалении: на берегу озера, меж белоствольных берез стоят рядом его дочь и сын тысяцкого и как зачаро­ванные следят за двумя лебедями.

Взыграло княжье сердце. Закипел в нем гнев. Тут же пустил коня, но уже через мгновение осадил его. Гнев, внезапно закипевший, так же вне­запно погас. Что-то дрогнуло в груди. И вспомнилось детство, и такое же озеро, и эти лебеди. Не здесь ли это было?

Он и сейчас помнит то ощущение счастья, которое испытал тогда.

И вот теперь он узнал это лесное озеро! А может, и лебеди те самые? Грудь затопило то давнее ребячье счастье. Долго глядел издали князь на озеро, на дочь свою и тихо повернул обратно.

Советнику с тех пор запретил говорить о заморском царе. А через короткое время в княжих хоромах был свадебный пир. Князь выдал свою дочь за сына тысяцкого. Долго потом на Руси передавали из уст в уста легенду о двух ладах — о любви-согласии, любви-удаче.

Доступно для всех учеников 1-11 классов и дошкольников

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Описание презентации по отдельным слайдам:

Дружбу звуков, говорят, называют словом лад. Навсегда запомнить надо, как фа.

Дружбу звуков, говорят, называют словом лад. Навсегда запомнить надо, как фамилии – два лада: Существуют с давних пор лад мажор и лад минор. Светлый мир просторный открыл нам лад мажорный Мир в полумрак погружённый лад нарисует минорный.

ДВА ЛАДА ЛЕГЕНДА Давно это было. В те далёкие времена жили на Руси юноша и д.

Что такое лад? В каждом музыкальном произведении звуки подобраны не случайно.

Что такое лад? В каждом музыкальном произведении звуки подобраны не случайно, а связаны между собой. Они живут дружно, то есть в ладу друг с другом. Отсюда и происходит название музыкального понятия — лад. “Лад – это согласие”.

Как вы думаете, какой у него характер? (Веселый, жизнерадостный, бодрый) Как.

Как вы думаете, какой у него характер? (Веселый, жизнерадостный, бодрый) Как вы думаете, какой у него характер? (Грустный, печальный) А какую музыку он любит слушать? А какую музыку он любит слушать?

Чем пользуются художники ,когда рисуют картины? - Красками. А чем пользуются.



Мажор Жил да был один синьор, Имя он носил Мажор. Улыбался, хохотал, Никогда.

Мажор Жил да был один синьор, Имя он носил Мажор. Улыбался, хохотал, Никогда не тосковал. Рядом жил другой синьор, Назывался он Минор, Часто плакал он, грустил, Не смеялся, не шутил. Два соседа дружно жили, Оба музыке служили, Только каждый — как умел, У обоих — куча дел. Друзья, представиться спешу – Знакомству очень рад. Меня зовут синьор Мажор. Я лучший друг ребят. С собой когда я прихожу Улыбку, шутки, смех. И если дружен ты со мной, То ждет тебя успех. Минор Я вот что вам скажу: Со смехом мне не по пути, Я грустью дорожу. Люблю, вздыхая, слёзы лить И предлагаю вам. Давайте вместе погрустим – О чем – не знаю сам.


Сказка про Мажор и Минор Жили-были два брата – два музыкальных лада – Мажор.

Лад помогает передать характер, настроение музыкального произведения.

Лад помогает передать характер, настроение музыкального произведения.

. Какими красками передано состояние природы? — Можем ли мы найти мажор и мин.

. Какими красками передано состояние природы? — Можем ли мы найти мажор и минор в окружающей нас действительности? (Мажор – яркими, солнечными, а минор – темными.)



 В песне лад связан со словами и подчеркивает, усиливает их смысл.

В песне лад связан со словами и подчеркивает, усиливает их смысл.

 Мажор и минор::Мелодия цветов

Мажор и минор::Мелодия цветов

 Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Краткое описание документа:

Дружбу звуков, говорят,

называют словом лад.

Навсегда запомнить надо,

как фамилии – два лада:

Существуют с давних пор

лад мажор и лад минор.

Светлый мир просторный

открыл нам лад мажорный

Мир в полумрак погружённый,

лад нарисует минорный.

Однажды князь увидел влюблённых на берегу озера. Они стояли рядом у белоствольных берёз и как зачарованные глядели на двух лебедей.

Разгневался отец, пришпорил коня.

Но что-то вдруг дрогнуло у него в груди. И вспомнилось детство и такое же озеро, и эти лебеди, и ощущение счастья…

Тихо повернул он обратно.

А через короткое время в княжеских хоромах был свадебный пир.

Долго потом на Руси передавали из уст в уста легенду о двух ладах – о любви-согласии, о любви-удаче…

Чем пользуются художники ,когда рисуют картины? - Красками.

А чем пользуются композиторы, когда сочиняют музыкальное произведение? - Звуками.

У художников 2 группы красок – теплые тона и холодные тона

Лад – это краска музыкального произведения, песни.

Сказка про Мажор и Минор

Доступно для всех учеников 1-11 классов и дошкольников

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

32. Два лада.

Цель урока: Познакомить с понятием лада, как одного из средств музыкальной выразительности, учить различать мажорные и минорные интонации в музыкальных произведениях.

Задачи (планируемые результаты):

1. Личностные: Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству.

2. Метапредметные: Формирование умения составлять тексты , связанные с размышлениями о музыке, живописи и личностной оценкой их содержания в устной форме.

3. Предметные: Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям. Умение воплощать музыкальные образы при исполнении вокально-хоровых произведений.

Универсальные учебные действия:

1.Личностные: Осознание особенностей и триединства деятельности композитора, исполнителя, слушателя

2. Познавательные: Владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышлений о произведениях музыкального и изобразительного искусства и словарем музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия музыки и музицирования.

3. Логические: Умение проводить анализ и сравнение музыкальных и художественных произведений искусства.

4. Регулятивные: Проявление способности к саморегуляции (формирование волевых усилий , мобилизация сил) в процессе работы над исполнением вокально-хоровых произведений.

5. Коммуникативные: Формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной и творческой деятельности.

I. Постановка учебной задачи (мотивация и целеполагание):

Предлагаю посмотреть музыкальный ролик, созданный мною.

Отвечаем на вопросы:

Какие чувства вызывает прослушанное музыкальное произведение?

Что хотели нам сказать поэт и композитор?

Передал ли исполнитель замысел авторов?

Когда мы слушаем музыку, что нам помогает отличать одно произведение от другого, различать персонажей музыкальных произведений, понимать их настроение и чувства ?

4. Открываем учебник на страницах 106-107.

Какой лепесток не найден? О каком средстве музыкальной выразительности не шла речь?

ΙΙ. Этап открытия нового знания:

1.(Слайд № 11. Учебник – страница № 118)

Что изображено на картине? Как вы думаете, её написал русский или зарубежный художник? Какие чувства вы испытываете, рассматривая эту картину? Что хотел сказать нам художник, создавая это замечательное произведение искусства?

(Учебник – страница №119) Чтение легенды.

Давно это было. В те далёкие времена жили на Руси юноша и девушка. Они любили друг друга. Все любовались ими и называли их "два лада". Однако отец девушки, богатый князь, хотел выдать её замуж за иноземного царя.

Однажды князь увидел влюблённых на берегу озера. Они стояли рядом у белоствольных берёз и как зачарованные глядели на двух лебедей. Разгневался отец, пришпорил коня. Но что-то вдруг дрогнуло у него в груди. И вспомнилось детство и такое же озеро, и эти лебеди, и ощущение счастья. Тихо повернул он обратно.

А через короткое время в княжеских хоромах был свадебный пир.

Долго потом на Руси передавали из уст в уста легенду о двух ладах - о любви-согласии, о любви-удаче.

Лад – это согласие.

Предлагаю послушать знакомое детям музыкальное произведение.

Как называется это музыкальное произведение? Кто композитор?

Созвучна ли, близка ли мелодия Мусоргского по настроению картине Борисова –Мусатова? Напеваем мелодию. Как мелодия звучит в начале? Как в конце? Получилась бы такая чудесная мелодия, если бы музыкальные звуки не дружили, не были между собой в гармонии, не ладили бы друг с другом?

Так что же такое музыкальный лад или лад в музыке? (Музыкальный лад – это своего рода конструктор. Его детали - музыкальные звуки. Из звуков лада можно построить неисчислимо много разных мелодий Звуки должны ладиться между собой, быть в согласии. В ладу)

Лад – это согласие между звуками

2. Обращение к образным характеристикам мажора и минора

Рассматриваем нотную запись. Ищем сходство и различие. Пробуем исполнить на фортепиано. Поем.

(Здесь ребята находят потерянный в начале урока лепесток. Знакомятся с синьором Мажором и синьором Минором)

Какие дела у синьора Мажора и синьора Минора?

Ребята делятся на пары. Один в паре — мажор, другой — минор. В сценке-диалоге дети рассказывают друг другу, какие у мажора и у минора дела.

Основными являются два лада – мажор и минор.

3. Вокально-хоровая работа. (Слайд № 15)

ΙΙΙ. Закрепление:

(Слайд № 16) Определить по картинкам друзей Мажора и Минора

(Слайды № 17-20) Кроме настроения, что еще может быть в жизни мажорным и минорным? (цвет, погода, день, время года)

Какое время года изображено? Какое настроение? Какие краски?

Что отличает эти пьесы: мелодия? Темп? Регистр? (одинаковые) Динамика? Лад? (разные)

Еще раз слушаем произведения Г. Свиридова. Ребята определяют иллюстрацию, которая, как они считают, соответствует звучащей музыке.

Ι v . Итог и домашнее задание:

(Слайд № 21)Закончи фразу:

a) Сегодня на уроке я узнал(а)…

b) Сегодня на уроке я научился…

c) Мне было интересно (понравилось)…

d) Мое настроение…

Домашнее задание: Нарисовать забавные портреты синьора Мажора и синьора Минора

Данное произведение Нестерова относится к числу его поздних повторений и реплик с его известных картин. Оно является акварельным повторением картины "Два лада" 1905 года (ныне в Горьковском областном художественном музее). Существует несколько вариантов этой картины, относящихся к 1900-м годам, а также этюды к ним.
Картина "Два лада" занимает особое место в творчестве Нестерова. Здесь он обращается к образам русской народной сказки, чтобы передать красоту и гармонию мира как Божьего творения. Лад - музыкальное звучание; лад (древнеславянск.) - муж, супруг; лада - жена. Нарядное многоцветье, единство фигур и пейзажа заставляют вспомнить о древнерусском искусстве.
В конце жизни, в особенно сложный и трагический период истории России Нестеров исполнил несколько небольших акварелей по мотивам картины "Два лада", в том числе и данную акварель.

Как будто небо на земль бросило икону в ризе золотой,
блестит на солнце Иван-озеро, бегут девчонки за водой…
Враги не раз ходили козырем, –
Где их Полки?! И гонар где?
Всё потопило Иван-озеро в своей сверкающей воде!

И, вытекающий из озера, ручей с названьем звонким Дон,
уже не помнит сечи грозные и казни и кандальный звон!
Враги не раз ходили козырем, –
Где их Полки?! И гонар где?
Всё потопило Иван-озеро в своей сверкающей воде!

Как будто небо на земль бросило икону в ризе золотой,
блестит на солнце Иван-озеро, бегут девчонки за водой…
Враги не раз ходили козырем, –
Где их Полки?! И гонар где?!
Всё потопило Иван-озеро в своей сверкающей воде!

Всё что болело – стало небылью, растёкся по ветру угар,
Как будто никогда здесь тут не было – не войн, не немцев, не татар!

Как будто небо на земль бросило икону в ризе золотой,
блестит на солнце Иван-озеро, бегут девчонки за водой…
Враги не раз ходили козырем, –
Где их Полки?! И гонар где?!
Всё потопило Иван-озеро в своей сверкающей воде!


Несите Свет! Друзья! Чтоб Победа Лучистая свершилась!
Да пребудет Ясный Свет в ваших Сердцах ныне присно и вовеки веков!
Творите Добро, Свет, Красоту, Лад да Любовь!

Иван Озеро.
Иван-бог Яхве.(я гармония небесной (Х) мудрости(Ве-веды)
Озеро :о зеро-резы.
"Наши боги суть образы.
Образы-" руны, резы,буки.

Икона - лик солнца сияющий.
Как зеркало души. Вода и Солнца-любовь.

Иван озеро в первую очередь это конечно глубокий смысл и суть источника колодезной чистейшей ключевой воды и родников Руси - России - её людей - талантов и самородков, очень богатой культурой, традициями и наследием с певучим языком! Духовными кладами богата наша родная земля и сторона и Родина.

Озеро конечно ещё наше Сознание и зерцало Сердца в котором отражается Солнышко, оно нагревает его, озаряет Зарей Озарения, согревает Огнём Любви и вода превращается в пар, пара(чета, 2 лада) взлетает к Небесам, а песне говорится о таланте русском, о его реке народной великой, озере могучем сверкающем глубиной, тайной, кладом! И девчоночки бегут с ведерками зачерпнуть колодезную водичку наследия Рода, идут к истокам, к источнику, к ключам, к родникам!

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Читайте также: