Надо ли обучать водителей по транспортной безопасности

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 21.09.2024

Статья 85.1. Особенности реализации образовательных программ в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности

(введена Федеральным законом от 03.02.2014 N 15-ФЗ)

1. В области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности реализуются следующие образовательные программы:

1) основные программы профессионального обучения;

2) дополнительные профессиональные программы.

2. Типовые основные программы профессионального обучения и типовые дополнительные профессиональные программы в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

3. Реализация образовательных программ в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности включает в себя теоретическую, тренажерную и практическую подготовку, обеспечивающую приобретение обучающимися знаний, умений и навыков, требования к которым устанавливаются законодательством Российской Федерации о транспортной безопасности, а также преемственность задач, средств, методов, организационных форм подготовки работников различных уровней ответственности в соответствии с программами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

4. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности, должны иметь учебно-тренажерную базу, в том числе тренажеры, требования к которым установлены порядком подготовки сил обеспечения транспортной безопасности.

5. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, имеет право устанавливать в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону, особенности организации и осуществления теоретической, тренажерной и практической подготовки сил обеспечения транспортной безопасности по видам транспорта, методической деятельности по реализации образовательных программ в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности.

Перевозчики пассажиров и опасных грузов столкнулись с транспортной безопасностью. Транспортная инспекция перестала выдавать спецразрешения на перевозку опасных грузов, а прокуратура начала требовать предоставить пакеты документов.Главным документом является паспорт безопасности. Его нужно оформить без ошибок.

Мы решили прояснить все нюансы у кандидата технических наук и основателя компании “ПрофиТБ” Михаила Хамидулина.

Михаил работает в сфере транспортной безопасности с 2013 года. За это время он провел более 1300 оценок уязвимости транспортных средств и объектов.

Кому не нужна транспортная безопасность?

Ранее не нужно было делать документы по транспортной безопасности перевозчикам, которые работают в сфере ритуальных услуг, или тем, которые осуществляют перевозки бесплатно, например, на школьных автобусах.

Согласно постановлению №1640 в этот список добавились транспортные компании, осуществляющие перевозки на определенных объектах или в сопровождении Росгвардии. Но закон все же немного сырой: если перевозчик опасных грузов осуществляет деятельность в присутствии Росгвардии, нужно ли ему делать паспорт? Ространснадзор запрашивает этот документ и не выдает спецразрешение. Оформлять паспорт тоже в таком случае затруднительно: чтобы подойти к машине, нужен специальный допуск. В итоге неизвестно, сколько времени уйдет на решение вопроса.

Многие перевозчики, которым вроде как не нужен паспорт безопасности, все равно обращаются за ним: госструктуры требуют. Кто-то пытается воевать с ними, а кому-то проще оформить документ и спокойно жить шесть лет. В одних регионах говорят одно, в других — другое. Возможно, со временем требования, указанные в законе, формализуются всеми проверяющими органами.

Изменения в законодательстве

Сначала работа велась согласно постановлению №924, действовавшему до 2020 года. Оно обязывало перевозчика провести оценку уязвимости и разработать план безопасности транспортного средства.

Перевозчики не любят изменений в законодательстве, ведь это лишняя морока. Но на сей раз оценку уязвимости и план безопасности якобы отменили, заменив их одним документом — паспортом транспортной безопасности.

Стало ли проще? Смотря с какой стороны посмотреть. Дело в том, что перед разработкой паспорта безопасности необходимо всем заново внести транспортные средства в реестр Росавтодора, а это, по сути, то же самое, что процедура категорирования. Федеральное дорожное агентство обязано включить автопарк перевозчика в свой реестр в течение месяца, однако на деле срок может быть иным.

На разработку паспорта также дается месяц. Помимо включения транспорта в реестр, нужно еще согласовать порядок доступа к данным технических средств с МВД, ФСБ и Ространснадзором, это процесс небыстрый и может занимать около шести месяцев, если не было допущено ошибок. Затем можно уведомлять Росавтодор об утверждении паспорта.

Как было, что стало?

Раньше на процедуру категорирования перевозчику давали три месяца, затем у него было ещё три месяца на разработку оценки уязвимости, а Росавтодор, в свою очередь, ее утверждал. Также три месяца давалось на план безопасности. Перевозчик участвовал в оформлении документов, но по большей части процедура ложилась на плечи специализированных организаций и Росавтодора. Теперь же перевозчик полностью несет ответственность за разработку документа. Ему необходимо правильно оформить паспорт, сделать сопроводительные документы. Причем не только в бумажном виде, но и в электронном.

Если допущена ошибка, Росавтодор может сразу и не сообщить об этом: перевозчику придется ждать и гадать, что им не понравилось. Дозвониться в ФДА не так просто, они завалены работой.

Важна каждая мелочь, указанная в паспорте безопасности, так как она обязательна к исполнению. Ространснадзор даже после утверждения паспорта может при проверке выявить нарушения в паспорте безопасности. Эта ситуация возникает из-за того, что Росавтодор просто ставит отметку о принятии документа. Если выясняется, что нарушены какие-либо требования, перевозчику грозит штраф, минимум 30 тысяч рублей. При повторных нарушениях можно лишиться лицензии.

Как происходит разработка паспорта транспортной безопасности

Перевозчик может разработать паспорт безопасности двумя способами. Сделать его самостоятельно, при этом, если перевозчик уже делал оценку уязвимости и план безопасности, то можно взять за основу существующие документы и схемы. Ведь, как было сказано выше, паспорт заменяет собой как раз оценку и план.

Или второй вариант — обратиться к специалистам. Обычно такая работа проходит в пять этапов:

  • сбор исходных данных;
  • подготовка чертежей;
  • написание паспорта;
  • оформление паспорта и документов к нему;
  • отправка, сопровождение и получение паспорта в Росавтодоре.

Объединение ТС в один модельный ряд

Ранее можно было опереться на одинаковые характеристики транспортных средств (одинаковые названия в ПТС), но теперь внесена значительная поправка: так могут сделать только перевозчики, осуществляющие перевозки по одному маршруту регулярной перевозки пассажиров. Если маршрутов более одного, на каждый нужно делать отдельный паспорт, а это долгий процесс.

Внутри паспорта

Внутри паспорта помимо характеристик ТС находятся инструкции, которые должен соблюдать перевозчик и экипаж транспортного средства.

Транспортное средство должно быть соответствующим образом оснащено, а оборудование должно быть сертифицировано. При этом требуется сертификация МВД по постановлению № 969.

Если условия не соблюдены, видеокамеры придется менять, а это огромные лишние траты и убытки.

Есть еще такой момент: если осуществляется перевозка опасных грузов, то вторая камера обязательно должна быть направлена на место размещения груза.

Кроме технического оснащения в салоне или кабине должны находиться плакаты (пассажиров следует оповещать о входе в зону транспортной безопасности). Это требование очень часто нарушают.

Также транспортная компания должна раз в год проводить учения с МВД и ФСБ, чтобы не попасть на штраф за несоблюдение транспортной безопасности. Предварительно их необходимо уведомить в письменной форме.

Кому нужна аттестация по транспортной безопасности?

Сейчас ведутся бурные дискуссии о том, кого нужно аттестовывать, а кого — нет. Раньше в постановлении № 924 было написано, что субъект транспортной инфраструктуры должен назначить лицо, ответственное за транспортное средство из числа экипажа, им был водитель. Значит теперь ответственный может не находиться в экипаже, к примеру, быть в офисе.

Для полноценного обеспечения транспортной безопасности необходимо проводить обязательный осмотр до и после рейса, а при перевозке опасных грузов — еще и после погрузки. Проводить такие осмотры могут только силы обеспечения транспортной безопасности, которые должны быть обучены и аттестованы.

Над формулировками закона нужно работать и работать, требуется много уточнений. Перевозчикам по каждому конкретному случаю лучше все же обращаться к специалистам.

Поставьте лайк, если статья была полезна для Вас.

✅ Подписывайтесь на Яндекс-Дзен для перевозчиков

Шобохонова М. В.

В практику российских организаций и ИП вернулись инструктажи по безопасности дорожного движения. Расскажем, какие виды инструктажей необходимо организовать, какие требования установлены к инструктирующему

Для кого обязательны инструктажи по БДД

Новые правила Минтранс утвердил Приказом № 145 от 30.04.2021. Требования обязательны для физических лиц, которые работают на грузовых автомобилях с разрешенной максимальной массой свыше 3500 кг, и автобусах, а также для юридических лиц и ИП, которые:

  • работают на основании договора перевозки пассажира или договора фрахтования;
  • работают на основании договора перевозки грузов;
  • перевозят людей и грузы автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров.

Эти работодатели обязаны назначить ответственного за обеспечение БДД и организовать проведение инструктажей по безопасности перевозок пассажиров или грузов.

Новые правила не действуют в отношении:

  • органов государственной и муниципальной власти,
  • аварийно-спасательных служб,
  • иностранных (международных) грузовых и пассажирских перевозок,
  • перевозок грузов внутренним промышленным транспортом.

Какие инструктажи по БДД должен проводить работодатель

Работодатели обязаны организовывать инструктажи четырех видов: вводные, предрейсовые, сезонные и специальные. Программа инструктажа по БДД зависит от его вида.

  1. Вводный инструктаж проводится при приеме на работу.

В этот момент водитель получает сведения о видах перевозок, особенностях грузов, составе пассажиров, установленных в этой организации. На вводном инструктаже знакомят с нормами загрузки грузовых транспортных средств, рассказывают о типичных для организации рисках, наиболее частых причинах аварий.

В программу нужно также включить алгоритм действий в случае дорожно-транспортного происшествия, инструкцию о том, как вызвать аварийного комиссара в рамках обязательного страхования гражданской ответственности и сообщить об этом ответственным сотрудникам работодателя. Во время вводного инструктажа расскажите и о порядке предрейсового медосмотра на вашем предприятии.

  1. Предрейсовый инструктаж. Если в этот день по одному маршруту несколько рейсов, инструктаж проводят при первом выезде. Если маршруты разные — перед каждым рейсом.

Ответственный за обеспечение БДД должен рассказать, какова протяженность маршрута, в каких дорожных условиях придется управлять ТС, какие опасные участки встретятся по пути и как обеспечить свою безопасность и безопасность перевозимых грузов или пассажиров.

  1. Сезонные инструктажи проводятся два раза в год: весной и осенью.

Во время весеннего инструктажа рассказывают о том, как двигаться в условиях таяния снега, возможных подтоплений, схода лавин. На осеннем инструктаже — об особенностях работы в условиях гололеда, снегопада, тумана, пониженной видимости, при движении по ледовым переправам.

Сезонные инструктажи содержат сведения о дополнительных мерах безопасности при аварийном торможении и в случае ДТП.

  1. Специальный инструктаж по БДД проводится при вступлении в силу нормативных правовых актов, положения которых влияют на работу водителей. Например, меняют правила движения в составе сопровождаемой колонны или детских перевозок.

Кого назначить ответственным за инструктажи по БДД

Богданова

Татьяна Богданова, эксперт по трудовому праву и охране труда:

Для проведения всех видов инструктажей работодатель обязан назначить ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения. Обязательным условием является успешная аттестация сотрудника (Приказ Минтранса России от 31.07.2020 № 283).

Квалификационные требования к назначаемому сотруднику:

Как оформить инструктажи с водителями

Работодателям придется завести журнал учета инструктажей водителей, где отмечать все проведенные мероприятия. В журнале надо указать дату и вид инструктажа, должность, фамилию и инициалы проводившего инструктаж, фамилии и инициалы проинструктированных водителей и их подписи. Правила допускают применение электронной цифровой подписи, если работодатель уже ввел электронное оформление инструктажей.

Мы рекомендуем расширить объем журнала. Если работодатель решит вести инструктажи в электронном виде, то и журнал должен содержать ЭЦП ответственного и водителя. Для крупного бизнеса это выгодно, а ИП могут проводить инструктажи и в бумажном виде.

Пример заполнения журнала инструктажей по БДД вы найдете в нашей шпаргалке.

Свидетельства, сроки действия которых истекают с 14.03.2022 по 31.12.2022, продлены на 12 месяцев (Постановление Правительства РФ от 12.03.2022 N 353).

Статья 12.1. Подготовка и аттестация сил обеспечения транспортной безопасности, аккредитация подразделений транспортной безопасности

(введена Федеральным законом от 03.02.2014 N 15-ФЗ)

Повторная аккредитация, переаттестация, срок действия которой истек с 06.04.2020 по 31.12.2020, была продлена на 12 месяцев (Приказ Минтранса России от 30.04.2020 N 157).

1. Подготовка сил обеспечения транспортной безопасности осуществляется в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.

(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 232-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Силы обеспечения транспортной безопасности подлежат обязательной аттестации, проводимой органами аттестации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Для целей аттестации сил обеспечения транспортной безопасности компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности имеют право привлекать аттестующие организации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

2.1. Определение привлекаемой аттестующей организации осуществляется субъектом транспортной инфраструктуры, подразделением транспортной безопасности или организацией, претендующей на аккредитацию в качестве подразделения транспортной безопасности, из числа аккредитованных организаций, включенных в реестр аттестующих организаций, установление порядка формирования и ведения которого предусмотрено частью 10 настоящей статьи.

(часть 2.1 введена Федеральным законом от 02.08.2019 N 270-ФЗ)

3. В целях принятия решения об аттестации сил обеспечения транспортной безопасности органы аттестации, аттестующие организации осуществляют проверку соответствия знаний, умений, навыков сил обеспечения транспортной безопасности, личностных (психофизиологических) качеств, уровня физической подготовки отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности требованиям законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности.

4. Перечень отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности устанавливается порядком аттестации сил обеспечения транспортной безопасности.

5. Требования к знаниям, умениям, навыкам сил обеспечения транспортной безопасности, личностным (психофизиологическим) качествам, уровню физической подготовки отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

6. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по представлению компетентных органов в области обеспечения транспортной безопасности могут устанавливаться в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону, особенности проверки соответствия знаний, умений, навыков сил обеспечения транспортной безопасности, личностных (психофизиологических) качеств, уровня физической подготовки отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности применительно к отдельным видам транспорта.

7. К аттестации сил обеспечения транспортной безопасности не допускаются лица, имеющие ограничения на выполнение работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, установленные пунктами 1 - 7 и 9 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона.

(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 270-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Функции, предусмотренные частью 3 настоящей статьи, осуществляются органами аттестации, аттестующими организациями на основании договора, заключенного с субъектом транспортной инфраструктуры, подразделением транспортной безопасности, иной организацией, индивидуальным предпринимателем, выполняющими работы (оказывающими услуги) в целях исполнения субъектом транспортной инфраструктуры требований по обеспечению транспортной безопасности, или с аттестуемым лицом.

(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 270-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Аккредитация юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности осуществляется федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности, в установленной сфере деятельности. Порядок аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности и требования к ним устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

10. Порядок формирования и ведения реестра органов аттестации, порядок формирования и ведения реестра аттестующих организаций, порядок формирования и ведения реестра аккредитованных подразделений транспортной безопасности, порядок формирования и ведения реестра выданных свидетельств об аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, а также предоставления содержащихся в нем данных устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.


назначать лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности транспортного средства. При выполнении перевозки лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности транспортного средства, назначается из числа персонала транспортного средства;

Подлинность нашего
удостоверения по транспортной
безопасности легко проверить

Удостоверение транспортная безопасность.jpg

обеспечивать защиту транспортного средства от актов незаконного вмешательства в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности транспортного средства силами обеспечения транспортной безопасности транспортного средства, в том числе привлекаемыми либо формируемыми из членов экипажа транспортного средства

После окончания обучения водители обязаны в обязательном порядке пройти аттестацию по транспортной безопасности в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 26 февраля 2015 г. N 172 "О порядке аттестации сил обеспечения транспортной безопасности".

Пройдите обучение по направлению: " Транспортная безопасность " в УЦ "Академия Безопасности". Срок получения удостоверения от 3 дней. Отправка оригиналов документов заказным письмом Почтой России БЕСПЛАТНО.


Порядок подготовки сил обеспечения транспортной безопасности утвержден Приказом Министерства транспорта РФ от 31 июля 2014 г. N 212 "Об утверждении Порядка подготовки сил обеспечения транспортной безопасности" в соответствии с требованиями:



В соответствии с требованиями:
- Постановления Правительства РФ от 26.04.2017 N 495 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта"

Читайте также: