На занятиях с будущими водителями изучается от каких параметров зависит тормозной путь автомобиля

Обновлено: 06.07.2024

Ни один из производителей не указывает параметры тормозного пути в технической документации к своим моделям, но отрицать важность этой характеристики может лишь человек, бесконечно далекий от управления автомобилем. Значение данного параметра – величина непостоянная, зависящая от объективных и субъективных факторов.

Понятия остановочного и тормозного пути

Вне зависимости от уровня профессионализма человека, управляющего автомобилем, при движении возникают ситуации, вынуждающие остановить транспортное средство. И сделать это надо очень быстро. Это могут быть:

  1. Выход из строя агрегата (узла) автомобиля, влияющего на безопасность движения.
  2. Препятствия на проезжей части (камень, яма, упавшее дерево).
  3. Неожиданное появление человека (животного) на дороге.
  4. Создание другими участниками движения аварийной ситуации.

Возникновение любой из ситуаций вынуждает водителя применять экстренное торможение автомобиля. Однако из основ физики известно, что любое движущееся тело какое-то время продолжает поступательное движение, повинуясь силе инерции. То есть, проходит определенное расстояние.

Но за рулем автомобиля не робот, а человек, которому необходимо время на анализ ситуации и принятие решения, или время реакции, в течение которого авто продолжает движение, проходя путь реакции.

С момента возникновения необходимости остановки и до остановки транспортное средство пройдет путь, равный сумме пути реакции и тормозного пути. Это – остановочный путь автомобиля, а время его прохождения называют временем остановочного пути.

тормозной путь

Формула тормозного пути автомобиля

Часто возникают ситуации, требующие узнать тормозной путь автомобиля. Это необходимо при:

  • проведении криминалистической экспертизы (например, в случае ДТП);
  • контрольных проверках доработанных тормозных систем;
  • испытаниях автомобилей, запускаемых в серийное производство.

Расчет тормозного пути выполняется по формуле:

формула расчета тормозного пути

Коэффициент сцепления – величина непостоянная, поскольку его значение зависит от состояния дорожного покрытия. Ниже в таблице приведены усредненные значения Фс для основных типов дорожных условий.

Числовое значение коэффициента

Пример №1: Автомобиль движется по заснеженной трассе со скоростью 100 км/ч. На расстоянии ста метров водитель замечает внезапно возникшее препятствие и начинает торможение. S = (1/ (254 • 0,2)) • 100 2 . Путем несложных вычислений получаем длину тормозного пути автомобиля, равную 196,85 метра.

Резюме: Столкновения избежать не удалось.

Факторы, влияющие на тормозной путь

Существует две группы причин, влияющих на величину тормозного пути транспортного средства. Первая включает в себя причины, возникновение которых не зависит от лица, управляющего автомобилем. Это состояние дорожного покрытия и погодные условия. Не имея возможности в какой-либо степени воздействовать на них, водитель обязан их учитывать, когда выбирает скорость движения и дистанцию.

Вторая группа причин зависит от водителя машины. К ним стоит отнестись внимательнее.

1. Скорость

Влияние скоростного режима на остановочный и тормозной путь так велико, что правилами дорожного движения установлены жесткие ограничения, касающиеся передвижения транспортных средств в населенных пунктах, жилых зонах и т.п. Экспериментальным путем определены средние значения тормозного пути машины на определенной скорости. Данные значения в таблице верны для наиболее благоприятных условий движения: технически исправное транспортное средство, оптимальные погодные условия, хорошее дорожное покрытие.

Скорость транспортного средства, км/ч

Тормозной путь автомобиля, движущегося с указанной скоростью, в случае экстренного торможения, м

Как видно из таблицы происходит существенное увеличение тормозного пути транспортного средства в зависимости от скорости его движения.

Выбирая скорость движения, учитывайте еще один важный аспект. Это – скорость реакции водителя. И если время, затраченное на принятие решения у подавляющего большинства водителей примерно равно, то тормозной путь будет тем больше, чем выше скорость.

2. Погодные и дорожные условия

Изменение погодных условий способно существенно увеличить время торможения.

Пример №2: Автомобиль, движущийся по трассе с сухим дорожным покрытием со скоростью 80 км/ч, входит в полосу сильного дождя. На мокрой дороге снижается показатель коэффициента сцепления с 0,7 до 0,4. Применяя известную формулу, получаем: S = (1/ (254 • 0,4)) • 80 2 . Длина тормозного пути составила 62,99 метра, то есть увеличилась в полтора раза.

3. Техническое состояние автомобиля

К участию в дорожном движении допускаются технически исправные автомобили, что оговорено пунктом 11 ПДД. Разработан перечень неисправностей, которые препятствует участию транспортного средства в дорожном движении. И тормозная система занимает в этом перечне одно из ключевых мест. Узлы и агрегаты данной системы принимают самое непосредственное участие в остановке автомобиля. Изношенные тормозные накладки и колодки, деформированные и выработанные тормозные барабаны (диски), отработанная тормозная жидкость в силу потери части своих физических и эксплуатационных характеристик существенно увеличивают длину остановочного пути.

время торможения на лысой резине

Грязные стекла и осветительные приборы снижают обзорность, увеличивая время для принятия решения, что отрицательно отражается на времени полной остановки.

4. Конструктивные особенности автомобиля

К возможному огорчению адептов теории о меньшем тормозном пути автомобиля с АБС (антиблокировочной системой), мнение экспертов на этот счет противоположно. В таблице приведены результаты тестирования легкового автомобиля, двигавшегося со скоростью 50 км/ч в различных дорожных условиях.

Состояние дорожного покрытия

Величина тормозного пути, м

снежная каша, лед, неровности

5. Состояние дорожного покрытия

Наличие АБС сокращает остановочный путь лишь на сухом асфальтированном покрытии. Его ключевое преимущество заключается в другом: в полном сохранении контроля над авто в течение всего тормозного пути. У водителя нет необходимости в расчете силы давления на тормозную педаль. Система самостоятельно выбирает оптимальный режим остановки в зависимости от условий.

6. Потеря концентрации внимания водителем

Любое транспортное средство – источник повышенной опасности, и человек, управляющий им, должен быть сосредоточен на контроле дорожной обстановки. От степени концентрации внимания зависит время реакции водителя на ее (обстановки) внезапные изменения, скорость и правильность принятия необходимого решения.

Пример №3: Водитель автомобиля, движущегося со скоростью 90 км/ч в условиях хорошей видимости, отвлекся на звонок смартфона и увидел препятствие, внезапно возникшее на расстоянии 150 м, с задержкой в 4 секунды. Путь реакции составил 100 м. Торможение началось в момент, когда до препятствия оставалось 50 м, при величине тормозного пути в данных условиях 53 м.

Резюме: Столкновения избежать не удалось.

Правила дорожного движения РФ запрещают пользование мобильными устройствами (без гарнитуры) во время управления транспортным средством. Однако уровень дисциплинированности водителей в соблюдении запрета ненамного превышает нулевую отметку. Между тем, ученые доказали, что степень функциональности головного мозга водителя, разговаривающего по телефону, снижается до уровня человека, находящегося в состоянии легкого опьянения.

Коснувшись темы опьянения, напомним, что время торможения зависит и от состояния человека, управляющего автомобилем. Употребление алкоголя или наркотических препаратов снижает степень концентрации внимания, быстроту анализа обстановки и принятия решения.

Перечень причин, влияющих на величину остановочного или тормозного пути, не исчерпывается факторами, описанными выше. Обозначены лишь ключевые, игнорирование которых приводит к печальным результатам.

И в заключение, несколько слов о том, как повысить степень интенсивности торможения или как сократить тормозной путь. Существует два пути:

  1. Поведенческий. Он заключается в учете водителем транспортного средства при выборе алгоритма движения определенного комплекса факторов: возраст и состояние машины, ее загруженность, оживленность движения, характеристики дороги и т.д.
  2. Технический, основанный на повышении эффективности тормозной системы автомобиля: оснащение вспомогательными системами торможения, использование максимально функциональных комплектующих (диски, колодки) и т.п.

Все действия водителя, направленные на сокращение тормозного пути его автомобиля, не что иное, как его забота о повышении безопасности поездки.

370 лет назад сутки тоже состояли из 24 часов и час был такой же продолжительности, как теперь. Но сейчас сутки делятся на две равные части (по 12 часов в каждой) и часы отсчитывают время с 1 часа до 12 часов, а затем еще раз - с 1 часа до 12 часов. В древней же Москве сутки делили на 2 неравные части – часы дня и ночи. Дневными считали часы от восхода до заката солнца, остальные ночными. Продолжительность дня меняется постоянно на протяжении года, но переналаживали куранты раз в месяц. Самый короткий день в году был в декабре, самый длинный – в июне. Так как самый длинный день в году длился 17 часов, то циферблат древних часов имел 17 часовых делений. В июне день начинался (по нашему счету) в 3 утра резким ударом, означавшим, что ночные часы закончились. В 4 часа они били один раз, отмечая первый дневной час, в 5 – 2 раза и т.д.

https://novate.ru/files/u41093/ciferblat-na-chasah7.jpg

Во сколько прекращался отсчет дневных часов по нашему времени?

реальные расчёты с извлечением данных из текста, вычисления с натуральными числами

Первый Царь-колокол не сохранился до наших дней. Он был отлит по приказу Бориса Годунова , и весил 33,6 тонн! Но из-за такой массы он просто стоял на одной из площадей Кремля, а не выполнял свои прямые функции. Просуществовал он около 50 лет, после чего лопнул от высокой температуры, когда в Москве случился мощный пожар. Позднее металл , из которого он был отлит, был переплавлен для изготовления второго Царь-колокола. Он тоже прослужил около 50 лет, масса его была уже 128 тонн, и тоже раскололся во время пожара. Тот колокол, что можно увидеть сейчас в центре Москвы – третий по счёту. Вычисленная масса колокола приводится во многих справочниках, однако она не совсем верна . Истинная масса Царь-колокола, отлитого в 1735 году Иваном Моториным, составляет 12327 пудов 19 фунтов. Масса одного пуда – 16,38 кг, а фунта – 0,4095 кг.

Москвичка - 10 исторических фактов о Царь-колоколе

Найдите примерную массу Царь-колокола, округлив пуды до целого числа, фунты до десятых. В ответе запишите массу в тоннах, округлив до сотен.

реальные расчёты с извлечением данных из текста, вычисления с рациональными числами

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/2/2a/Obsolete_Russian_units_of_length_-_ru.svg/400px-Obsolete_Russian_units_of_length_-_ru.svg.jpg

Первый Царь-колокол не сохранился до наших дней. Он был отлит по приказу Бориса Годунова , и весил 33,6 тонн. О талантливом мастере, отлившем первый Царь-колокол, известно очень мало. Большая часть сведений о его жизни почерпнута из бронзовых надписей на отлитых им орудиях и колоколах. О работе Чохова повествуют не только надписи на орудиях, но и архивные документы. За изготовление колокола Реут Андрей Чохов получил на 12 рублей шкурок куниц, а также сукно ценой 1,5 рублей за аршин и шелк ценой 1 рубль за аршин.

Вычислите длину отрезов сукна и шелка, пожалованных мастеру, если известно, что полученный отрез сукна был на 6 аршин короче, чем отрез шелка, и все пожалованное ему стоило 28 рублей. Ответ указать в метрах, округлив до целых.

3 м сукна и 7 м шелка

реальные расчёты с извлечением данных из текста, вычисления с рациональными числами

Нажмите, чтобы узнать подробности

Математическая грамотность – это способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах.

Пётр Петрович собирается поехать в отпуск на поезде. Он узнал, что в вагон поезда можно взять ручную кладь весом не более 8 кг. Также в стоимость билета входит 1 место багажа весом до 15 кг. Если у пассажира несколько мест багажа, то на каждое из них можно оформить дополнительное место багажа.

чемодан с вещами -15 кг 900 г, ноутбук-1 кг 500 г, рюкзак-2 кг 900 г, коробка-4 кг





Вопрос 1.1. Какие два предмета может взять с собой в салон самолета Иван Иванович?

Запишите в следующей таблице названия этих предметов.

Вопрос 1.2. Пётр Петрович взял с собой рюкзак и ноутбук. Как ему поступить с оставшимися предметами? Запишите ответ, объясните его.



Характеристики задания 1.1.

Содержательная область оценки – Количество

Компетентностная область оценки - Применять

Контекст - Личная жизнь

Уровень сложности задания – 2

Формат ответа – краткий ответ в виде слов – названий предметов

Система оценивания:

С использованием соответствующих названий предметов багажа приведены 2 решения в любом порядке: рюкзак, компьютер или компьютер, коробка.

Приведено одно любое решение, а другое решение не приведено или приведено неверное.

Другие ответы. Ответ отсутствует.

Характеристики задания 1.2.

Содержательная область оценки – Количество

Компетентностная область оценки - Интерпретировать

Контекст - Личная жизнь

Уровень сложности задания – 3

Формат ответа – развернутый ответ

Система оценивания:

Другие ответы. Ответ отсутствует

Результаты опроса семиклассников.

Вопрос 2.1. По диаграмме определить какие из следующих утверждений являются верными.

В кино ходят пойти больше девочек, чем мальчиков.

В театр хотят пойти 10 мальчиков.

В поход хотят пойти 6 семиклассников

Вопрос 2.2. По диаграмме определить сколько процентов составляют количество девочек от количества мальчиков, которые ходят пойти в поход?

Характеристики задания 2.1

Содержательная область оценки – Количество

Компетентностная область оценки - Формулировать

Контекст - Личная жизнь

Уровень сложности задания – 3

Система оценивания:

Дан верный ответ: верные ответы- 1 и 3, неверный – 2

Указан только один неверный ответ.

Другие ответы. Ответ отсутствует.

Характеристики задания 2.2

Содержательная область оценки – Неопределённость

Компетентностная область оценки - Оценивать

Контекст - Личная жизнь

Уровень сложности задания – 3

Формат ответа – краткий

Описание задания –предметный результат.

Система оценивания:

Дан верный ответ: 50 %. Выполнено решение задачи. Девочек -2, мальчиков – 4, значит, чтобы найти количество процентов, нужно 2/4 =1/2= 0,5 = 50%

Ход решения верный, но сделана ошибка в расчётах.

Другие ответы. Ответ отсутствует.

Тормозным путём называется расстояние, которое проходит транспортное средство с момента срабатывания тормозной системы до полной остановки. При движении автомобиля его тормозной путь зависит от его скорости, а также от состояния дорожного полотна, которое зависит от погодных условий.


Сотрудник дорожно-патрульной службы проводит занятие с водителями, нарушившими на дороге скоростной режим. Он просит их, используя данные представленные на диаграмме, выбрать в таблице верные утверждения.


Какие утверждения являются верными? Поставьте V.

1) Чем хуже состояние дороги, тем короче тормозной путь

2) Чем больше начальная скорость, тем длиннее тормозной путь на сухом асфальте

3) Длина тормозного пути на мокром асфальте более чем в 1,5 раза больше длины тормозного пути на сухом асфальте

На занятиях с будущими водителями изучается, от каких параметров зависит тормозной путь автомобиля. Для расчёта ориентировочной длины тормозного пути легкового автомобиля на практике используют формулу:

где S – тормозной путь (в метрах),

– скорость автомобиля в момент начала торможения (в км/ч),

k – коэффициент сцепления шин с дорогой.

Эта формула удобна тем, что скорость в ней подставляется в км/ч, а длина выражается в метрах.

Читайте также: