Какие тропы использует поэт вечер на оке

Обновлено: 07.07.2024

Доступно для всех учеников 1-11 классов и дошкольников

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Конспект урока будет удобен на уроке литературы для 8 класса в апреле, здесь есть цель и задачи, все этапы урока соблюдены, организационный момент, мотивация к учебной деятельности, приветствие, актуализация опорных знаний, открытие нового, познакомить учащихся со стихотворением: Уступи мне, скворец, уголок

Воспитание любовь к искусству, родной природе;

Знакомство обучающихся с жанром эпического и лирического пейзажа;

Развитие памяти, умения анализировать материал, навыков публичного выступления, физкультминутка, закрепление, вопросы, обобщение, итог, домашнее задание.

Конспект урока по литературе для 8 класса на тему: Стихотворение: Уступи мне, скворец, уголок

Цель урока : познакомить учащихся со стихотворением: Уступи мне, скворец, уголок

познакомить учащихся со стихотворением: Уступи мне, скворец, уголок

Воспитание любовь к искусству, родной природе;

Знакомство обучающихся с жанром эпического и лирического пейзажа;

Развитие памяти, умения анализировать материал, навыков публичного выступления.

Ход урока:

I.Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности .

Учитель: - Учебник на столе у вас?

А ручки и тетрадки?

Тогда урок начнём сейчас,

Раз всё у вас в порядке.

Чтобы литературные тайны познавать,

Нужно всё серьёзно изучать.

- проверка готовности класса к уроку:

Я рада новой встрече с вами,

Приятно ваше общество, друзья!

Ответы ваши вы готовьте сами,

Их с интересом буду слушать я.

Мы сегодня снова будем читать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок

Активно включайся в работу, дружок!

Вот книжки на столе,

Не хочется играть

Сегодня в прятки

Сегодня в классе у ребят

Урок очень важный

А почему он важный –

Добрый день, мои друзья,

Встрече с вами рада я.

Сели ровно, все достали,

Вспоминаем все, что знали,

Оставляем все заботы

И включаемся в работу.

II. Актуализация знаний учащихся.

— Вспомните, какие стихи о Родине и родной природе вы уже знаете.

— Чем вам запомнились стихи Ф. Сологуба, В. Брюсова, А. Блока, С. Есенина, И. Бунина, А. Ахматовой, А. Прокофьева, Д. Кедрина, Н. Рубцова, Н. Заболоцкого?

— Какие мысли и настроения стихов о Родине и родной природе актуальны и сегодня?

III. Работа по новой теме.

Уступи мне, скворец, уголок,

Посели меня в старом скворешнике.

Отдаю тебе душу в залог

За твои голубые подснежники.

И свистит, и бормочет весна.

По колено затоплены тополи.

Пробуждаются клены от сна.

Чтоб, как бабочки, листья захлопали.

И такой на полях кавардак,

И такая ручьев околесица,

Что попробуй, покинув чердак,

Сломя голову в рощу не броситься!

Начинай серенаду, скворец!

Сквозь литавры и бубны истории

Ты — наш первый весенний певец

Из березовой консерватории.

Открывай представленье, свистун!

Запрокинься головкою розовой,

Разрывая сияние струн

В самом горле у рощи березовой.

Я и сам бы стараться горазд,

Да шепнула мне бабочка-странница:

«Кто бывает весною горласт.

А весна хороша, хороша!

Охватило всю душу сиренями.

Поднимай же скворешню, душа,

Над твоими садами весенними.

Поселись на высоком шесте,

Полыхая по небу восторгами,

Прилепись паутинкой к звезде

Вместе с птичьими скороговорками.

Повернись к мирозданью лицом,

Голубые подснежники чествуя,

С потерявшим сознанье скворцом

По весенним полям путешествуя.

Вопросы и задания

4. Какая картина мира открывается поэту и вам? Что происходит в природе?

5. Какие приемы использует поэт в следующих словосочетаниях: И свистит , и бормочет весна; По колено за топлены тополи./ Пробуждаются клены от сна; Ты — наш первый весенний певец / Из березовой консерватории; Охватило всю душу сиренями; Полыхая по небу восторгами? Найдите и другие строки, полные поэтических образов, объясните их.

6. Прочитайте выразительно оба стихотворения. Постарайтесь увлечь своим чтением слушателей.

Мы на цыпочки привстали,

Ручки кверху мы подняли,

Мы вздохнули, потянулись

И друг другу улыбнулись.

Выдохнули, руки вниз,

- А теперь все тихо встали,

Дружно руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад,

Повернулись вправо, влево

Тихо сели, вновь за дело.

IV. Закрепление

V. Подведение итогов урока.

- Какие задачи ставили перед собой в начале урока?

- Выполнили эти задачи?

Домашнее задание – повторить тему, ответить на вопросы.

4. Какая картина мира открывается поэту и вам? Что происходит в природе?

5. Какие приемы использует поэт в следующих словосочетаниях: И свистит , и бормочет весна; По колено за топлены тополи./ Пробуждаются клены от сна; Ты — наш первый весенний певец / Из березовой консерватории; Охватило всю душу сиренями; Полыхая по небу восторгами? Найдите и другие строки, полные поэтических образов, объясните их.

6. Прочитайте выразительно оба стихотворения. Постарайтесь увлечь своим чтением слушателей.

В очарованье русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна.
С утра обремененная работой,
Трудом лесов, заботами полей,
Природа смотрит как бы с неохотой
На нас, не очарованных людей.
И лишь когда за темной чащей леса
Вечерний луч таинственно блеснет,
Обыденности плотная завеса
С ее красот мгновенно упадет.
Вздохнут леса, опущенные в воду,
И, как бы сквозь прозрачное стекло,
Вся грудь реки приникнет к небосводу
И загорится влажно и светло.
Из белых башен облачного мира
Сойдет огонь, и в нежном том огне,
Как будто под руками ювелира,
Сквозные тени лягут в глубине.
И чем ясней становятся детали
Предметов, расположенных вокруг,
Тем необъятней делаются дали
Речных лугов, затонов и излук.
Горит весь мир, прозрачен и духовен,
Теперь-то он поистине хорош,
И ты, ликуя, множество диковин
В его живых чертах распознаешь.

Глядя на поздние произведения поэта, можно с определённой долей уверенности утверждать: он ушёл, что называется, на взлёте, и если бы не смерть, у нас была бы великолепная возможность читать и любить гораздо больше его текстов.

Данное произведение – образец поздней философской (пейзажно-философской) лирики Н. Заболоцкого, в которой он достиг небывалой мощи, широты и глубины мысли, спаянной с живым чувством. Это стихотворение можно назвать элегией, хотя и не вполне типичной.

Произведение не поделено на строфы, но можно чётко вычленить четыре смысловых куска.

В третьей части природа оживает, преображается в лучах заката. Читатель попадает в нереальное, где покровы с вещей и явлений сорваны.
В четвёртой части (последних четырёх строках) делается вывод из всего сказанного автором прежде.

В самом начале стихотворения нет поэтизмов и тропов, создаётся ощущение, что это начало какого-то стихотворного философского трактата, но есть главная мысль о доступности красоты русского пейзажа не для всех. Весь последующий текст обосновывает эту мысль, и чем дальше, тем речь становится возвышеннее, торжественнее, и всё венчает божественное сияние. Пятистопный ямб (как рифмованный, так и белый) традиционно в русской поэзии использовался для философской лирики. Здесь этот размер (вкупе с перекрёстной рифмовкой, с чередующимися женскими и мужскими окончаниями) как нельзя лучше подходит для неспешного мудрого высказывания.

Николай Алексеевич Заболоцкий — русский советский поэт, переводчик, член Союза писателей СССР. В 1938 году был репрессирован.

  • Николай Заболоцкий ~ Поздняя весна (+ Анализ) - 11.03.2022
  • Николай Заболоцкий ~ В этой роще березовой (+ Анализ) - 11.03.2022
  • Николай Заболоцкий ~ Противостояние Марса (+ Анализ) - 11.03.2022

Заболоцкий Николай

p, blockquote 1,0,0,0,0 -->

p, blockquote 2,0,0,0,0 -->

В очарованье русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна.
С утра обремененная работой,
Трудом лесов, заботами полей,
Природа смотрит как бы с неохотой
На нас, не очарованных людей.
И лишь когда за темной чащей леса
Вечерний луч таинственно блеснет,
Обыденности плотная завеса
С ее красот мгновенно упадет.
Вздохнут леса, опущенные в воду,
И, как бы сквозь прозрачное стекло,
Вся грудь реки приникнет к небосводу
И загорится влажно и светло.
Из белых башен облачного мира
Сойдет огонь, и в нежном том огне,
Как будто под руками ювелира,
Сквозные тени лягут в глубине.
И чем ясней становятся детали
Предметов, расположенных вокруг,
Тем необъятней делаются дали
Речных лугов, затонов и излук.
Горит весь мир, прозрачен и духовен,
Теперь-то он поистине хорош,
И ты, ликуя, множество диковин
В его живых чертах распознаешь.

p, blockquote 3,0,1,0,0 -->

Дата создания: 1957 г.

p, blockquote 4,0,0,0,0 -->

Красивая природа, Река Ока, закат на реке

p, blockquote 5,0,0,0,0 -->

p, blockquote 7,1,0,0,0 -->

p, blockquote 8,0,0,0,0 -->

Русский пейзаж, Художник Игорь Прищепа

Русский пейзаж, Художник Игорь Прищепа

p, blockquote 9,0,0,0,0 -->

p, blockquote 10,0,0,1,0 -->

p, blockquote 11,0,0,0,0 -->

В Е Ч Е Р Н А О К Е В очарованье русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна.
С утра обремененная работой,
Трудом лесов, заботами полей,
Природа смотрит как бы с неохотой
На нас, неочарованных людей.
И лишь когда за темной чащей леса
Вечерний луч таинственно блеснет,
Обыденности плотная завеса
С ее красот мгновенно упадет.
Вздохнут леса, опущенные в воду,
И, как бы сквозь прозрачное стекло,
Вся грудь реки приникнет к небосводу
И загорится влажно и светло.
Из белых башен облачного мира
Сойдет огонь, и в нежном том огне,
Как будто под руками ювелира,
Сквозные тени лягут в глубине.
И чем ясней становятся детали
Предметов, расположенных вокруг,
Тем необъятней делаются дали
Речных лугов, затонов и излук.
Горит весь мир, прозрачен и духовен,
Теперь-то он поистине хорош,
И ты, ликуя, множество диковин
В его живых чертах распознаешь.1957
Николай Заболоцкий.
Тема: Красота природы.
Идея: Красота природы открывается не каждому, но очарование летнего вечера на Оке помогает развить чувство прекрасного.
Николай Заболоцкий в своем стихотворении размышляет о том, что мы привыкли к окружающему пейзажу, да и не у всех развито чувство прекрасного, даже у художников. Но вечером, когда люди и природа отдыхают от дневных трудов, наступают мгновения прозрения, когда глаз чувствует малейшие волшебные изменения. В это время перехода от дня к ночи обыденный пейзаж чудесным образом преображается. Теперь он вызывает восхищенное изумление своей неповторимостью, очаровывает, радует, наводит на философские размышления, развивает в человеке духовность, стремление запечатлеть в памяти увиденные диковины, дает понимание, что природа — живая и создает ощущение гармоничного единства с ней..

А) Тема стихотворения: - пейзаж; - общественно-политическая; - любовная/интимная; - философская.

Г) Сюжет: - есть сюжет: образы событий (. каких именно. ); - без сюжета: образы чувств (. ).

  1. Какими художественными средствами раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения

А) Ритм стиха, стихотворный размер:

Ямб – двусложный размер, ударение на втором слоге

Хорей - двусложный размер, ударение на первом слоге

Дактиль - трёхсложный размер, ударение на первом слоге

Амфибрахий - трёхсложный размер, ударение на втором слоге

Анапест - трёхсложный размер, ударение на третьем слоге

Б) Рифма: аабб - парная; абаб - перекрёстная; абба - кольцевая. анафоры (одинаковое начало строчек)- как бы дополнительная рифма, только в начале стиха.

5) Композиция лирического произведения. - выделить основные части поэтического произведения: показать их связь (определить эмоциональный "рисунок"). Композиция стихотворения, его деление на строфы (как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы). Представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли. Сопоставлен или противопоставлен смысл строф. Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод.

  1. Поэтическая лексика. Необходимо выяснить активность использования отдельных групп слов общеупотребительной лексики - антонимов, , омонимов, синонимов. - выяснить меру близости поэтического языка с разговорным;
  2. Выразительные средства

Тропы - слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении: - гипербола - художественное преувеличение; - ирония - скрытая насмешка; - литота - художественное преуменьшение; - метафора - скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова "как", "словно" - отсутствуют; - олицетворение - например: куст, который разговаривает, думает, чувствует; - сравнение; - эпитет - художественное определение.

Читайте также: