Как преподаватель по вождению чуть не получили фарт

Обновлено: 06.07.2024

Летом 2018 года я учился вождению. Выбрал хорошую автошколу, чтобы действительно научили водить. О том, чтобы давать взятку за права, и мысли не было, хотя среди знакомых с правами почти 100% платили при сдаче. К школе претензий нет: водить научили хорошо, чувствую себя уверенно за рулем. С первого раза сдал теорию и площадку, а вот город не удалось сдать уже пять раз. Формально все справедливо, система балльная, но я уверен, что меня специально катают до первой серьезной ошибки, загоняют в аварийные ситуации и подлавливают.

Мне кажется, дело в том, что я отказался дать взятку. Один из инструкторов моей автошколы предлагал перевести ему деньги на карту, но подтвердить этот разговор мне нечем. Я отказался, считая, что могу честно сдать сам. Но, как бы я ни готовился, инспекторы всегда находят сложные случаи, где нет возможности не ошибиться. Думаю, что это связано с моим отказом платить.

Скоро истечет полгода с первой сдачи, и по закону мне придется снова сдавать теорию и площадку, а я очень этого не хочу. Что делать, не знаю. Факт вымогательства взятки я доказать не могу. Плюнуть на все и дальше ездить на метро? Потеряю деньги за автошколу, справки, пошлины и т. д. Заплатить и забыть как страшный сон? Тогда я сам стану преступником. Можно попробовать сдать в другом городе, но где гарантии, что там меньше коррупции?

Прошу вашего совета.

Вы правильно делаете, что отказываетесь давать взятку. С точки зрения закона тот, кто дает взятку, такой же преступник, как и тот, кто ее получает.

Вести видео- и аудиозапись в вашем случае не нужно: их не получится использовать для разоблачения.

Отказываться от сдачи на права и терять деньги из-за непорядочного инструктора я вам не советую. Объясню, как поступить правильно в вашей ситуации.

Сначала про взятку. Вот что говорит закон

Взятка — это когда должностное лицо получает деньги за незаконное предоставление услуг. Преподаватель автошколы предлагает заплатить за свои услуги, он должностное лицо и действует вне закона. Если вы серьезно раздумываете над тем, чтобы ему эту взятку дать, то рискуете тоже нарушить закон. За дачу взятки и попытку склонить должностное лицо к совершению законных или незаконных действий за вознаграждение тоже предусмотрено наказание.

Наказания по этим статьям схожие: от крупного штрафа до лишения свободы на 15 лет, если взятку получили в особо крупном размере. Особо крупный размер — это значит больше миллиона рублей.

Многие считают, что достаточно сделать видео- или аудиозапись разговора со взяточником и это поможет привлечь его к ответственности. Но это не так. По российскому законодательству доказать вымогательство взятки с помощью самостоятельно сделанной видеозаписи не получится.

Дело в том, что получение и дача взятки — уголовное преступление. Значит, все доказательства по нему нужно собирать в строгом соответствии с законом.

Основным доказательством в случае со взяткой будет факт передачи взяточнику денег. Сам по себе разговор о взятке не преступление, даже если он записан с соблюдением всех процессуальных норм. Нет передачи денег — нет уголовной ответственности.

А если самому записать на видео, как вы передаете деньги автоинструктору, вы задокументируете собственное преступление — дачу взятки — и в этом случае рискуете сами превратиться в обвиняемого.

Только на основании таких записей можно возбудить уголовное дело в отношении взяточника и представить их суду в качестве доказательств. А запись, которую вы сделали самостоятельно, не привлекая полицию и не заявляя о записи второму участнику диалога, считается сделанной с нарушением прав гражданина. Суд может счесть ее недопустимым доказательством.

Если в ходе уголовного процесса обвиняемый заявит о том, что запись неподлинная, не установлено ее время, место и обстоятельства, суд может исключить такую фонограмму из числа возможных доказательств.

В отдельных случаях суд разрешает принимать аудиозаписи, сделанные одним из участников разговора без уведомления второго, но только в случае, если запись касалась обстоятельств, связанных с отношениями между сторонами диалога. Например, вы заняли деньги другу под честное слово, без расписки, но он отказался их возвращать. А вы записали телефонный разговор, где обсуждали возврат займа, и предоставили его в суд как доказательство того, что заем был на самом деле.

Но если запись будет касаться вопросов частной жизни — ее могут не принять в качестве доказательства.

Что делать со взяточником

Самостоятельно собирать доказательства не нужно. Вы потратите время и силы, а все, что соберете, может оказаться бесполезным.

Если вы действительно хотите привлечь автоинструктора к ответственности, спросите у него, делал ли он уже кому-то такое предложение. Инициатива о передаче денег не должна быть вашей, иначе вас же и обвинят в даче взятки.

Если инструктор готов обсудить условия, предложите сделать это позже в удобном месте. Но не пытайтесь получить доказательства сами, обратитесь в полицию. Вам расскажут, как поступить дальше.

В полиции объяснят, как разговаривать со взяточником: не предлагать деньги самому, но при этом узнать всю нужную информацию. Вам нужно будет задавать наводящие вопросы, а сотрудники полиции сами будут собирать доказательства.

Если дело дойдет до передачи взятки, вы будете отдавать не свои деньги, а специально меченые в полиции купюры. В этом случае вы будете свидетелем со стороны обвинения: придется давать показания, в том числе и в суде, участвовать в очных ставках.

Можно ли сдать экзамен в другой автошколе?

Конечно. Бояться мести со стороны других автошкол и автоинструкторов не стоит.

Но не торопитесь забирать документы и нести их в другую автошколу. Самая лучшая защита от взятки — это хорошая подготовка к экзамену.

Процесс сдачи внутреннего экзамена всегда фиксируется на видео. Если вы не согласны с действиями инструктора — обратитесь к руководству автошколы с просьбой о разборе ситуации. Руководство проведет проверку всех видеозаписей, по которым будет видно, умышленно вас ставили в проигрышные ситуации или виной тому слабая подготовка.

Постарайтесь как можно лучше подготовиться к экзамену. Возьмите несколько дополнительных уроков вождения по экзаменационному маршруту. Да, это стоит денег, но лучше заплатить за дополнительные занятия и сдать экзамен, чем потом еще раз проходить обучение в автошколе, если срок действия выданных ей документов закончится.

Изучите советы в соцсетях от других учеников, которые сдают маршрут вместе с вами. В Т—Ж уже писали, как в подготовке к экзамену по вождению могут помочь группы учеников во Вконтакте и других соцсетях.

В случае если вы считаете, что вас необоснованно ставят в проигрышную ситуацию, обратитесь с жалобой к руководству автошколы. Они изучат запись и сделают выводы.

Если решение автошколы вас не устроит — можно обжаловать его в Роспотребнадзоре или в суде.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.

На момент написания этой статьи у меня уже было 8 практических занятий: 6 на площадке и 2 в городе. Со слезами я уходила дважды: после первой площадки и после второго города. При этом хочу заметить, что до слёз меня довести крайне сложно.

Почему люди идут в инструкторы, не обладая базовыми навыками вежливого общения? Неужели им самим приятно, когда на них кричат по жизни? Почему они на полном серьёзе считают, что ученик должен сразу сесть и поехать, а инструктор может сидеть и заниматься своими делами, даже не глядя на дорогу? И главное: почему им "за норму" вешать все проблемы на ученика, будто у него не получается что-то с первого раза, потому что это он тугодум или дурак, а не потому что с первого раза в принципе получается у единиц?

Я пошла в автошколу в 29 лет. До этого я за рулём никогда не сидела , да и в целом в легковых авто бываю крайне редко. На первом занятии инструктор мне толком вообще ничего не объяснил. Я только на четвёртом уроке узнала, как заводить машину и что делать, если я заглохла! А зеркала заднего вида научилась регулировать только на 5-м: до этого я даже не знала, где находится устройство для их переключения (у моего отца старые жигули, поэтому там зеркала регулируются вручную, здесь же электроникой).

Площадка

На первом уроке на площадке я просто ездила на сцеплении по кругу и училась тормозить. Но на меня постоянно орали или на повышенных тонах задавали вопросы в духе "Зачем ты так сделала?!" . А что я могу ответить на вопрос зачем, когда я, например, не чувствую габариты машины или не знала, что нельзя резко отпускать ногу с педали (мне про "не бросай сцепление" только на втором занятии сказали). Или не могу быстро и плавно нажать на педаль, чтобы затормозить без рывка. Сначала я на эти "зачем" отвечала. Что не чувствую, что забыла куда-то посмотреть, что не могу быстро и плавно с первого раза и т.д. Потом я поняла, что у него это замена какого-то более крепкого выражения. Правда, так было до города, но об этом позже.

В конце занятия у меня устала не только левая нога (про нейтралку и отдых мне рассказали занятии на третьем, ага), но ещё и голова. Потому что кричащий рядом инструктор в какой-то момент стал чем-то вроде фонового шума . У меня просто отключилась голова. Не могу я воспринимать повышенной тон: хочется сразу зарыть голову в песок и ничего не слышать. При таком отношении уходила я в итоге в слезах. От обиды на себя.

Во-первых, мне стало жаль потраченных денег - я решила, что водить явно не моё. Мне категорически не понравилось. Во-вторых, мне стало обидно, что я не смогла дать отпор этому инструктору . Вроде взрослая уже тётенька, а орали на меня так, будто я провинившаяся школьница лет на 20 его младше (мне вообще кажется, что мы ровесники).

На втором занятии я психологически была готова к такому поведению. И поняла, что весь этот поток адресуется не лично мне, а собирательному образу ученика.

В общем, за 5 занятий я на площадке более-менее освоилась, на 6 ездила уже одна, а на 7 мы отправились в город.

Город

Я надеялась, что мы поездим в районе площадки: просторные полупустые дороги, понятные знаки, мало пешеходов. Ну, чтобы я освоилась на дороге, разобралась в коробке передач и научилась применять теорию на практике. Думаю, что мне это было бы очень полезно. А что в итоге?

А в итоге меня сразу направили по нескольким самым оживлённым проспектам нашего юго-запада . Вишенкой на торте стал "прекрасный" поворот с проспекта Народного Ополчения на Ленинский (Петербург), за который меня отчитывали почти до улицы Зины Портновой. И отчитывали бы и дальше, но кто-то подрезал нашу машину, поэтому фокус инструктора переключился на покрытие крепким словом этого представителя копытных. В целом, первый выезд прошёл более-менее нормально, тем более с учётом маршрута и интенсивности движения.

А вот второй. вторый был немного по другому маршруту и в другое время. Движение ещё более интенсивное. Мы собрали сразу 4 перекрёстка с вечными заторами, проезжая которые обычно мимо на трамвае, я всегда радовалась, что не езжу на машине. И конечно же только моя вина была в том, что я где-то не успевала проехать, где-то не замечала разметку, а где-то мне не хватало времени для принятия правильного с точки ПДД решения. Мне очень "понравилось" в интенсивном потоке проезжать на втором же занятии перекрёсток с круговым движением на пересечении Стачек и Ленинского. Не чувствуя габариты машины, не понимая, как определять на глаз расстояние, не умея ещё толком плавно и переключать плавно передачи, чтобы машина не дёргалась.

Объяснить мне что-то спокойно, конечно, нельзя. И тем более заранее о чём-то напомнить или привлечь моё внимание. На меня надо кричать постфактум, когда я уже что-то сделала не так, чтобы я из-за повышенного тона вообще переставала замечать происходящее.

Кстати, о вечных вопросах "Зачем". Именно на втором занятии в городе он начал требовать у меня ответ на каждое это "зачем". Почему нельзя выдать не "Зачем", а просто спокойно объяснить, что я сделала не так, а в следующий раз напомнить, как делать не надо? Из-за особенностей маршрута на втором занятии было очень много стрессовых моментов, на которых я перенервничала. А ещё постоянный крик по ходу и отчитывание в конце занятия по возвращении на площадку. В общем, с площадки я снова вышла в слезах и в этот раз желание бросить стало ещё сильнее.

Выводы

Я прекрасно понимаю, что с первого раза могу что-то не услышать или сделать неправильно. На то я и пошла в автошколу: чтобы меня научили. Я надеялась, что инструкторы понимают, как сложно ориентироваться на дороге в первый раз, что ученикам всегда важен индивидуальный подход, что повышать голос - это дурной тон и что с учеником так себя вести категорически нельзя.

Мой же любит приговаривать, что это всё надо только мне, а ему вообще "не сдалось" :)

У меня действительно заоблачные требования. Мне нужен чёткий инструктаж. Я бы хотела, чтобы мне напоминали о чём-то, пока я не доведу какие-то действия до автоматизма. Я не хочу, чтобы на меня орали. Я не хочу, чтобы мне жестами показывали, куда перестраиваться или поворачивать, разговаривая в этот момент по телефону. Я хочу, чтобы со мной разбирали то, что у меня уже получается, потому что это мотивирует не сдаваться. И самое важное: я хочу, чтобы мне постепенно усложняли "программу", а не сразу бросали в море барахтаться. Такой уж я человек: люблю чёткие внятные объяснения спокойным голосом, закрепление хороших действий и оправданный риск с постепенным усложнением "программы".

Какой план дальше? Я жалею, что оплатила 20 занятий, а не 10 (была у нас такая опция). Сейчас я нахожусь в поиске других инструкторов. С одним я бы хотела просто поездить пару часов по спокойным улицам, чтобы просто привыкнуть к дороге, к переключению передач, к знакам. С другим инструктором я планирую откатать часов 5-6 непосредственно на экзаменационных маршрутах (от нашей площадки это на другом конце города, так что наши инструкторы туда никогда не ездят и маршруты не отрабатывают, несмотря на записи в карточках ученика, которые предполагают обязательную их отработку на месте).

С базой в 20 уроков вождения (каждый примерно 1 ч 15 м), из которых треть - площадка, я никогда не сдам город. Но ведь главное - продать заключение договора и только после этого сказать, что туда входит всего 10 занятий (то есть всего часов 12 вместо 56 по закону), но можно докупить со скидкой ещё 10, а потом уже по полному прайсу дополнительный накат. То есть громкая реклама "24 тысячи за всё включено" - только замануха. В этой школе никакой накат я докупать, конечно, не буду. Спасибо, не хочу. Впрочем, это уже совсем другая история.

На самом деле, если понимать, сколько денег уходит у руководства на все расходы — то станет очевидно, что чистая прибыль с автошколы и за несколько лет не сделает директора богатым. Если автошкола будет работать честно :) а когда люди ударяются о горькую правду, когда рушится радужная картинка в голове — рождаются самые различные ухищрения… Особенно когда дело касается не самых честных предпринимателей.

На что тогда они идут? Какие способы обмана и скрытых доплат придумывают руководители автошкол?

1. Часы по вождению.

Что делать: ЧИТАТЬ ДОГОВОР! Скорее всего, там это прописано, вы просто не заметили. Возможно вам специально не давали нормально его прочитать. Особо ловкие руководители продумывают подобные моменты и, чтобы оградить себя от юридических проблем, все эти нюансы указывают в договоре! И часто такое срабатывает: далеко не все вчитываются в каждый пункт при подписании.

Мой родной брат и мой ученик :) отъездили с ним чуть больше 20 часов, за которые он заплатил по факту. Затем внутренний экзамен - успешно сдал и отправился в ГИБДД.

Мой родной брат и мой ученик :) отъездили с ним чуть больше 20 часов, за которые он заплатил по факту. Затем внутренний экзамен - успешно сдал и отправился в ГИБДД.

2. Стоимость указывают вообще без учета вождения.

Например, средняя стоимость обучения в автошколах вашего города — около 40 тысяч рублей (+/-). И тут вам попадается реклама с обучением за 20-25 тысяч. Не совсем наглые автошколы будут мелким шрифтом писать что-то про ГСМ, что за это нужно будет платить отдельно. Другие же умудряются кричать в рекламе, что в эту сумму уже всё включено.

И, вот, вы пришли, и снова слышите про ГСМ. Да что это такое? Что за буквы? А это горюче-смазочные материалы. То есть бензин. То есть вы будете оплачивать бензин инструктору, то есть отдельно платить за вождение! Плюсом к этим 25-30 тысячам. Чтобы в итоге и получилась та самая средняя цена за обучение в вашем городе. Вроде как это не сильно-то и страшно, но может быть обидно, что таким образом вас просто заманивают к себе.

Что делать: звонить, узнавать, писать, спрашивать, задавать кучу одинаковых вопросов ДО того, как придете заключать договор. Ну а потом снова: читать договор! Внимательно!

3. Умалчивают об оплате других программ обучения.

Помимо теории (ПДД) и вождения, в каждой автошколе обязаны преподавать: оказание первой медицинской помощи, психофизиологические основы деятельности водителя и тренажерную подготовку. Эти занятия должны быть включены в программу, без них не получится пройти проверку и получить аккредитацию, лицензию.

Но вам могут сказать, что этих курсов не будет или что они будут, но неизвестно когда. А потом в середине обучения торжественно объявить о том, что курсы вот-вот начнутся, оплатить их непременно нужно, без них вождение не продолжить и автошколу не окончить.

Что делать: ЧИТАТЬ ДОГОВОР! Да, опять! Обо всех программах, курсах, занятиях и часах, выделенных под них — должно быть указано в договоре. Если нет или указано как-то странно, вскользь — задавайте вопросы.

4. Тянут из вас не деньги, а время.

Например, количество инструкторов и учебных машин: говорили, что их 30 человек/машин, а оказывается — всего 10. А обучающихся в 5 раз больше. Значит, не всем удастся записаться на вождение, не у всех получится регулярно ходить, ведь график будет постоянно занят кем-то другим. И тогда обучение растягивается на много-много месяцев, а промежутки между занятиями такие большие, что успеешь забыть всё, чему учили в прошлый раз…

Что делать: узнавать заранее. Например, узнать адрес автодрома, приехать и поговорить с учениками. Почитать отзывы об автошколе (свежие!).

5. Не выпускают на внутренний экзамен/в ГИБДД.

Под разными предлогами: то часов по вождению недостаточно прошли, то мест нет на экзаменах, то дату ГИБДД переносит и так далее. Время идёт, вас кормят завтраками и настаивают, что пока ждёте — надо продолжать ходить на вождение, платить, а то всё забудете и не сдадите!

Что делать: доставать договор, перечитать. Попробовать поговорить с руководством. Но ситуация довольно редкая и неприятная, решить её довольно сложно. Порой остается только ждать и верить.

Чаще всего страшит то, что неведомо и неизвестно. Сев впервые за руль автомобиля, иной человек испытает лишь легкое смущение и робость, а кто-то может всерьез испугаться. Однако не поборов свой страх, человек вряд ли сможет перейти из разряда пешехода в статус водителя. Тем более, что при правильном походе страх вождения авто, так же как и другие человеческие фобии, преодолим.


Кто боится больше?

Вне зависимости от половой принадлежности и возраста, большая категория людей, пройдя курс обучения вождению, никогда не сможет сесть за руль по причине банальной боязни ездить на авто. Не справившись со своим страхом, имея в багаже автомобиль, а в бумажнике водительское удостоверение, человек остается напуган как видом самого авто, так и мыслью о том, чтобы сесть в него и поехать по улице.

Есть и другая категория начинающих водителей, которые сумев заставить себя сесть за руль, водят автомобиль с большой нерешительностью и прячут в себе страх вождения. Эта несовместимость человека с автомобилем, скованное поведение на дороге никогда не даст такому человеку стать полноценным водителем и совершенствовать свои навыки вождения.

Чаще всего в такую категорию традиционно относят женщин. Им свойственно не только с трудом познавать премудрости водительского ремесла, но и немного поднаторев в деле вождения, быть нерешительными и медлительными за рулем. По большому счету такое поведение в первую очередь определяется биологическими особенностями женского организма, в частности мозга, зрения. Но когда к таким свойствам, характерным женскому организму и психике, добавляется непосредственно страх вождения, тогда и возникают анекдоты про блондинку за рулем. Однако с уверенностью можно сказать, что если женщина справилась со своим страхом и начала "чувствовать" дорогу и автомобиль, то шанс стать опытным водителем ей определенно гарантирован.

Но не стоит думать, что "водительский" страх обходит стороной мужчин. Стрессу, связанному с вождением авто, подвержен и сильный пол. Принято считать, что мужчине не престало демонстрировать свой страх, эмоции и переживания. Такое суждение из разряда заблуждений играет злую шутку, ведь на психику такое сдерживание оказывает крайне вредный эффект. Не имея выхода, эмоции "бьют" по физическому здоровью, подвергая опасности пищеварительную и нервную системы, работу сердца. Не случайно и по этой причине в том числе, продолжительность жизни среди мужчин намного ниже, чем среди женщин.

Чего чаще всего боятся

Страхи индивидуальны и могут возникать там, где их меньше всего ожидаешь, и продолжать жить сколь угодно долго. Страхи, связанные с вождением авто, также разнообразны: начиная со страха перед самим автомобилем, заканчивая страхом перед возможностью попасть в аварию, произвести наезд на человека. А вспомним еще, что начинающему водителю приходится выдерживать стресс, связанный с началом обучения, восприятием новой информации, осваиванием навыков вождения. Последующий стресс возникает во время экзамена.

Оказавшись впервые за рулем автомобиля без инструктора, новоиспеченный водитель может банально испугаться даже завести авто и тронуться с места. Автомобиль – средство передвижения, использование которого сопряжено с риском для жизни. Вполне логично, что осознавая это, человек понимает также и всю меру ответственности, которую он несет за свою жизни и жизнь своих пассажиров.

Этот страх порой усиливается и тем, что во время практических занятий инструктор мог делать резкие замечания относительно ошибок при вождении. Так оставаясь за рулем один, водитель может испытывать неуверенность, не последнюю роль в появлении которой сыграет прежняя негативная оценка инструктора.

Нагнетать нервозность может и бурная реакция других водителей на неуверенные действия новичка за рулем. Замешкавшись на светофоре или на повороте, такой водитель может услышать за своей спиной "недовольные" сигналы гудков соседних автомобилей. При этом кроме досады на свою нерасторопность, такой нерешительный водитель боится услышать нарекания и нелестные слова со стороны, которые также могут пошатнуть его самооценку.

Страх вождения может запросто появиться у водителя, который несколько лет не садился за руль. Сомневаясь в своих силах и мастерстве, такой человек так же скорее всего станет излишне осторожничать на дороге.

Бояться можно и встреч с сотрудниками ГИБДД, в особенности когда речь идет о водителе по натуре своей застенчивом и нерешительном. Впрочем, такие люди могут испытывать затруднения при общении с любым другими малознакомым им людьми.

Но пожалуй самыми "популярными" страхами являются страх попасть в аварию или совершить наезд на пешехода.

Как побороть в себе страх вождения?

Что же делать такому горе-водителю? Для начала непременно стоит понять и осознать, а действительно ли вы хотите водить автомобиль, или все-таки на уровне подсознания в вас присутствует неприятие самого факта вождения. Ведь появление такого противоречия: "хочу" (со стороны разума) и "не хочу" (со стороны) подсознания как раз и приводит к тому, что психика отвечает реакцией отторжения, страхом или стрессом.

Психологи связывают страх вождения автомобиля с низкой самооценкой водителя. Конечно, взрослея человеку все трудней и трудней становится изменить свое видение себя, однако повышать самооценку можно и нужно вне зависимости от возраста.

Совет 1: идите путем маленьких обед. Ваши достижения, заметные порой только вам, могут создать общий позитивный настрой, дать вам возможность повысить вашу самооценку. Психологи советуют также почаще улыбаться себе в зеркало и заняться аутотренингом.

Начать работать со своим страхом стоит с признания самому себе в том, что страх есть, что это конкретно страх вождения, а никакой иной. После этого уже можно менять свое отношение к сложившейся ситуации и работать над воспитанием в самом себе уверенности.

Совет 2: разговаривая мысленно с собой, постарайтесь избегать употребления отрицательной частицы "не". Ученые уверены, что наша психика не воспринимает такое слово и тогда вроде бы отрицательная фраза "Я не боюсь" становится вполне утвердительной "Я боюсь". Попробуйте найти для самого себя правильно сформулированные установки. Возможно, для своей большей уверенности произносите их слух, если стесняетесь, делайте это наедине с собой.

Совет 3: измените фон ваших мыслей с упадническо-негативного на позитивный и постарайтесь поддерживать его в таком тоне максимально долгое время.

Совет 4: если вы боитесь конкретно какого-либо события, допустим, автомобильной аварии, попробуйте прибегнуть к методу визуализации. Мысленно "инсценируйте" опасный момент на дороге и представьте, что действуете четко и правильно, умело выходите из сложившейся ситуации. А впрочем, для "профилактики" лучше визуализируйте моменты вашего уверенного и мастерского вождения, и оно таковым и станет впоследствии.

Совет 5: поможет вам и прием визуализации, реализованный непосредственно в самих "декорациях". То есть вы можете сесть за руль автомобиля, не включая газа, постараться представить себя непосредственно в процессе самого движения, видеть как переключаете коробку передач, набираете скорость, в нужный момент притормаживаете.

Совет 6: если уже совсем туго и от страха избавиться не удается, попросите кого-нибудь из умелых водителей, кого-то из ваших родных или близких составить вам компанию во время поезди на авто. Возможно присутствие рядом опытного человека поможет вам закрепить навыки, полученные в автошколе, а слова одобрения поднимут вашу самооценку и вдохнут в вас новые силы. Только привыкать к такому эскорту все же не стоит, ведь вам впредь нужно будет рассчитывать исключительно только на свои силы и умение.

Совет 7: постарайтесь изменить угол восприятия себя и учитесь правильно себя преподнести. Даже если вы только начали учиться водительскому мастерству, говорите о себе не как о неопытном, а как о набирающемся опыта водителе. Ваша собственная уверенность в себе передастся и окружающим вас людям, которые, видя такое спокойствие, станут уважительно относится к вам, не взирая на ваши случайные ошибки.

Совет 8: вождение даже для опытного водителя зачастую вызывает состояние стресса. Увы, на наших дорогах достаточно факторов стресса. Не поддаваться стрессу – задача не простая, а может быть даже бесполезная. А вот умение максимально быстро выходить из такого нервного состояния - вполне реальное умение, освоить которое в ваших же интересах. Главное, научитесь прислушиваться к своим переживаниям, и когда ситуация на дороге сильно "натянула" ваши нервы, остановитесь, если такая возможность есть, успокойтесь и продолжайте поезду. Ведь раздраженная стрессом психика – плохой советчик и помощник.

Понять проблему – это чаще всего означает почти решить ее. Поняв причину своего страха вождения, вы скорее всего найдете адекватный, приемлемый исключительно для вас рецепт по устранению этого "врага". В определенных случаях вам может также помочь квалифицированная помощь умелого психолога.

Автошколы: Учить так, чтобы не научить

Расскажу о своей работе инструктором в одной из Петербургских автошкол. Опыт короткий, но интересный. Автошкола N имеет несколько филиалов и представлена в разных районах города. Я не буду называть ее, чтобы не выделять из числа ей подобных.

В конце сентября 2012 я подписал договор с этой школой и получил группу из пяти учеников. С ними я провел весь курс обучения и присутствовал на экзаменах в ГИБДД. Стоит отметить, что преподаватель вождения — это индивидуальный предприниматель, обучающий на собственном автомобиле. В его работе автошкола не принимает практически никакого участия. Поэтому за рекомендациями по организации учебного процесса меня направили к одному из опытных инструкторов. Разговор с ним превзошел мои ожидания. По чистой случайности он состоялся у меня в машине и записался на регистратор, который установлен перед зеркалом заднего вида и благодаря этому неприметен.


Поскольку монолог достаточно красочный, надо сказать, что, конечно, не все инструкторы так относятся к своей работе. Ниже речь пойдет о причинах такого подхода.

Если курс вождения оплачивается целиком, то у инструктора имеется возможность сэкономить на обучении. Во-первых, на количестве занятий. Вождение начинается довольно поздно. Далеко не каждый клиент рассчитывает время до экзамена и считает количество занятий. Чаще всего ученик просто оказывается перед выбором — чтобы откатать все занятия, нужно отсрочить экзамен. Во-вторых, на продолжительности занятия. Например, установленная — полтора часа. Днем, когда большинство клиентов работает или учится, ее можно не сокращать. Но в удобное для обучаемых время, то есть в утреннее или вечернее, желающих много, и они соглашаются заниматься по часу.

В результате уровень знаний и навыков управления автомобилем выпускника автошколы оставляет желать лучшего. В частности, на занятиях со школьным инструктором нередко приобретаются неправильные навыки работы с органами управления автомобилем, что приводит к дискомфорту за рулем. В худшем случае можно наблюдать дезориентацию на дороге, непонимание таких ключевых условий участия в дорожном движении, как необходимость убедиться в безопасности того или иного маневра, обеспечить отсутсвие помех транспорту, имеющему преимущество. Это происходит в том случае, если инструктор не обращал внимание ученика даже на грубые ошибки или не объяснял, как их избежать. В то же время приходится сталкиваться с убежденностью обучаемого в собственной необучаемости.

Итогом неправильной расстановки приоритетов между получением необходимых знаний и водительских навыков с одной стороны, и получением права управления и водительского удостоверения с другой, является то, что конкуренция между образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку водителей, основана не на качестве обучения, а скорее на его доступности — низкой стоимости и удобстве расположения учебных классов.

Что можно посоветовать при выборе автошколы. Не верить тому, что написано на их сайте. Не тратить время на прочтение опубликованных отзывов выпускников. Заранее оговорить посещение вождения, до мелочей. Поинтересоваться стоимостью и порядком пересдач, как школьного, так и квалификационного экзамена.

В заключение — об экзаменах ГИБДД. Я присутствовал на трех. Только в одном из трех случаев мне не понравилось поведение инспектора. А именно: он выключил регистратор и действовал экзаменуемым на нервы нелепыми придирками и замечаниями, по которым, как потом признался, даже не ставил штрафных баллов. Но и у него можно было сдать. Другие два инспектора продемонстрировали вполне непредвзятое отношение.

Для успеха на экзамене требуется знание основ ПДД и немного уверенности за рулем. В конце концов, деньги лучше потратить на дополнительные часы вождения, чем на поддержание вышеописанной системы. Ведь это порочный круг: покупают права, потому что плохо учат, а плохо учат, потому что покупают.

Читайте также: