Где находится утес с разина на волге

Обновлено: 06.07.2024

Располагается утёс Степана Разина на границе Саратовской и Волгоградской областей, а именно в Красноармейском районе, вблизи села Белогорское.

Перед тем как написать про сам утёс, хочу немного рассказать о дороге. Мы выезжали из самого Саратова, поэтому расстояние, которое нам пришлось приодолеть - около 150 км. Трасса Саратов-Волгоград очень сложная. Очень много фур, трасса однополосная, очень узкая, асфальтное покрытие плохое, постоянные ремонтные работы. Обгон очень опасный. Мы ехали по навигатору, чтобы не пропустить поворот. Он очень непреметный и особо указателей нет. После того как мы повернули с трассы, двенадцать километров ехали по полному бездорожью. Наверное последний раз там асфальт ремонтировали ещё в советские времена. А ещё до этого прошёл дождь, лужи были все наши. Двадцать минут тряски и мы подъехали к селу Белогорское. Тут конечно меня ждало потрясёние. Во-первых данное село находится в крутой низине, съезжали мы с опаской. Во-вторых, дома там очень плохие, мне даже трудно назвать это домами, сараи какие-то. Я не понимаю как живут там люди. Вот пару фотографий на подъезде к самому утесу.

Утес Степана Разина на р. Волге (Россия, Саратовская область) фото

Пройдя данный памятник мы как раз попали на сам утёс Степана Разина. От такой красоты у меня закружилась голова. Мы сделали правильное решение, когда поехали весной. Зелёная трава придаёт пейзажу ещё более яркие оттенки.

В Википедии я прочитала, что верхний слой обрыва толщиной 20 метров сложен меловыми породами турона-сенона, возраст которых достигает 90 млн лет, а нижний слой образуют кварцево-глауконитовые пески возрастом 100 млн лет. Представляете через сколько лет природа сохранила свою красоту.

А тут как-будто чье-то лицо изображено

Утес Степана Разина на р. Волге (Россия, Саратовская область) фото

Ещё меня, что удивило - это наличие деревенских туалетов. Я их на протяжении утеса насчитала четыре штуки.

Также мне понравились низины. Смотрите как природа сделала красивые тропы. Данный рисунок просто завораживает.

Внизу как мы поняли располагается песчаный пляж, летом местные жители ходят туда купаться. Так как на улице в мае не так тепло, искупаться желания не возникло. Поэтому мы не стали туда спускаться. Зато сделали фото.

Утес Степана Разина на р. Волге (Россия, Саратовская область) фото

Также нам повезло, что пока мы прибывали на данном утёсе, проплывала баржа. И нам удалось запечатлись эту красоту.

Ближе к двум часам дня, когда солнышко уже полностью выглянуло, то цвет воды реки Волги стал таким голубым, как на море.

Также я обратила внимание, что практически нет мусора на данном утёсе. Только в некоторых местах угольки от костров, да "лепешки" от коров. Это означает, что все таки за этим местом следят и убирают его, что не может не радовать.

На данном утёсе мы пробыли около двух часов. Больше тут делать нечего. Никаких развлечений тут нет. Только общение с природой. Мы прошли не маленькое расстояние, но на самую вершину так и не забрались.

Когда мы решили поехать домой, время было уже давно за полдень и конечно очень хотелось кушать. Мы думали, что здесь есть хоть какое-то кафе или хотя бы магазин. Но ничего не оказалось. Мы вернулись в село, хотели найти магазин. Проехав практически все село, мы увидели маленькую табличку " магазин Жужа". Изначально мы не поняли, а где же сам магазин? Оказалось, что стоящий рядом разваленый сарай - это и есть магазин. Супруг отправился в него, но кроме бутылки воды и маленького сникерса купить там было нечего. Да и муж когда вернулся, сказал, что там внутри, как в фильмах ужасов. Поэтому если соберётесь на данный утёс, берите еду и воду с собой.

Подводя итог своему отзывы хочу выделить следующие плюсы и минусы:

ПЛЮС конечно он один, но очень весомый. Это сам утёс, его просто умопомрочительная природа, виды просто завораживают, свежий воздух, рядом река Волга и все абсолютно бесплатно.

МИНУСЫ:
- это дорога от трассы до самого утеса, она полностью разбита;
- впечатление от села Белогорское. На фоне такой красивой природы стоят не дома, а сараи;
- нет никаких развлечений;
- нет места, где отдыхающих мог покушать, либо был хотя бы нормальный магазин.

Я как поняла, что местные жители живут от того, что держат коров. В летний сезон приезжает туда много туристов, мне кажется, можно было кому-то из местных организовать сувенирную лавку, либо по дороге выставить рекламную табличку, что продаётся местная молочная продукция. Я думаю туристы и городские жители в любом случае это покупали, а местные жили лучше.

Несмотря на минусы и на тяжёлую дорогу я ни сколько не пожалела, что потратила день на посещение данного места. Ведь красивая природа перебивает все минусы. Данное место стоит посетить и я однозначно его рекомендую.

Когда я был маленьким, то часто слушал русские народные песни. Они разные, весёлые и грустные, певучие и монотонные, короче говоря разные. Тогда же услышал, а затем сам пел песню про утёс Стеньки Разина.

«Есть на Волге утес, диким мохом оброс

Он с вершины до самого края;

И стоит сотни лет, только мохом одет,

Могучая песня про судьбу сильного человека. Но никогда не думал, что смогу побывать на этом утёсе, он представлялся мне суровым и спрятанным от людских взоров.

Шли годы, я побывал в Москве на месте чудовищной казни Степана Разина Болотная площадь. Название имеет значение, но до утёса Степана Разина так и не добрался. Я переехал из Казахстана в Саратовскую область, где находится утёс, но каждый раз что-то, но мешало поездке к утёсу. Толчком послужила поездка туда моего двоюродного брата, который приехал с отличным настроением и массой фотографий. И я договорившись со знакомыми в один из сентябрьских дней рванул туда. Отправились мы на легковом автомобиле.

Трасса Сызрань- Волгоград была великолепной, отличный угольно-чёрный асфальт, без ям и кочек. 120 километров пролетели быстро. Но далее было всё не так радужно. От поворота, где мы съехали с трассы и до села Белогорское дороги практически не было, место, по которому мы ехали, было грунтовой дорогой с покрытием из опоки и назвать его дорогой для автомобилей можно было лишь с большой натяжкой.

Когда проезжали навстречу редко встречающие машины, то в награду за встречу впереди нас ждала огромная туча пыли. Хотя мы ехали по навигатору, но вкрадывалось подозрение, что должна быть более комфортная трасса.

Но вот показался указатель на Белогорское

и спуск, значит большая часть пути осталась позади.

Осталось проехать село и 5 километров до утёса Степана Разина.

Это подтвердил дорожный указатель.

Мы посетили все достопримечательности, расположенные на указателе, за исключением Данилова оврага, расположенного за утёсом Степана Разина. Собственно, если ехать вдоль Волги в сторону Волгоградской области, то попасть туда можно лишь переехав через овраг по единственной дороге. Длина оврага — 18 километров. Но нам туда не было нужно, достопримечательностей хватало и в Саратовской области.

Мы въехали в село Белогорское, когда-то в нём жило в несколько десятков раз больше людей, поэтому дома села разбросаны по большой территории.

В селе нет газа, отвратная дорога, не знаю даже очищается она зимой или нет. Люди голосуют ногами, постепенно уезжая в районный и областной центры. Я бы не смог жить в подобном захолустье.

Мы не увидели ни одного человека в селе, ни когда ехали утром к утёсу, ни вечером, когда возвращались. Хотя возле некоторых зданий стояли либо трактора, либо легковые автомобили.

Большая часть домов — деревянные.

Не является исключением здание бывшей церкви Михаила Архангела, которая была построена в 1865 году.

В советское время храм был закрыт, колокольня разрушена, купола уничтожены, здание было переоборудовано в зернохранилище, а затем сельский клуб. Если постараться, то можно заметить похожесть на церковь, но с большим трудом и при наличии хорошей фантазии. Для нескольких десятков жителей в загибающемся селе никто храм восстанавливать не будет.

Безрадостную картину дополняют развалины, а может просто руины растащенного на части брошенного хозяевами дома,

Видел на одном из полуразрушенных здания объявление об его продаже. Что в этом больше — наивности или веры во внезапно пришедшее чудо — неясно. Ведь ясно, что покупать здесь недвижимость дураков нет.

Но тем не менее образ улиц оживляет и самодельный олимпийский мишка (а может Чебурашка)

и старый деревенский колодец.

Судя по всему — про водопровод здесь даже не слышали.

Первыми здесь поселились беглые крестьяне примерно на рубеже XVII–XVIII веков . Плели они лапти, в этих лаптях бродили вдоль Волги бурлаки. В честь промысла село получило название Лапоть. В 1961 году Лапоть был переименован Белогорское.

Здесь были земско-общественное училище, открытое в 1885 году и церковно-приходская школа грамоты, появившаяся в 1887 году. Ныне единственная в селе школа закрыта по элементарной причине — нет учеников. Молодежь уехали, а оставшиеся жители достигли не репродуктивного возраста.

В бывшей школе разместился музей дважды Героя Советского Союза Николая Михайловича Скоморохова (1920 -1994). К сожалению мы в музей не смогли попасть.

Рядом со школой в заброшенном саду расположен его памятник.

«Он кричал напоследок, в самолете сгорая:

„Ты живи, ты дотянешь!“ — доносилось сквозь гул.

Мы летали под богом, возле самого рая

Погибшего в 1943 году друга Скоморохова звали Николай Горбунов.

Выступая в дворце культуры имени Ленина в Коломне, Владимир Семёнович рассказывал:

Бриллиантовый рыцарский крест, введенный в нацистской Германии 21 июня 1941 года, был мечтой для многих. Он присуждался всего 27 раз. В основном лётчиков бриллиантами к Рыцарскому кресту награждали за каждый сотый самолет на Восточном Фронте и каждый 250–300 самолет на Западном. Для производства этого креста использовались 53 больших бриллианта общей массой 18,3 грамма.

Во время Парада Победы 1985 года Скоморохову было предоставлено почётное право пронести Знамя Победы по Красной площади.

Проехав село Белогорское, мы отправились к утёсу Степана Разина.

Но не удержались и решили посмотреть на берега, которые возвышаются над уровнем Волги примерно на 40 метров. Верхний слой обрыва толщиной 20 метров сложен меловыми породами турона-сенона, возраст которых достигает 90 миллионов лет.

Удовлетворив своё любопытство мы проложили путь, вскоре добрались до следующего указателя.

В это раз к берегу подъехать не смогли

и пришлось остановиться возле плаката.

Навигатор тут же молвил человеческим голосом, что цель достигнута.

Попытались было проехать дальше, прямо на утёс, но была только видимость дороги, ехать по которой было невозможно, а дальше вела только тропа. Стало понятно отчего наши предшественники оставили автомобиль и пошли дальше пеком.

С обеих сторон утёс обрывался оврагами, что с севера,

Вот мы уже на утёсе, высокий обрыв и узкая полоса берега внизу. Мы на утёсе!

Захотелось петь и я вспомнил старую песню про утёс Стеньки Разина. Когда стали писать видео, то картинка получилась замечательной, а звук практически полностью перебивался звуками гуляющего по вершине ветра.

Всего в Поволжье сохранилось 50 песен о Степане Разине, из них 18 — в Саратовской губернии. Народ пел не только о Степане Разине, но и об его сыновьях — безымянных фольклорных персонажей, которые не имели никакого отношения к реальному сыну Афанасию Разину.

Когда я пел, то в голове всплыла мысль. Ведь по тексту песни лишь один человек на вершине той был. А мы спокойно подъехали и прошли на утёс. Да и если смотреть вдоль Волги, то таких утёсов виднеется множество.

Может это не то место?

Во время восстания Степана Разина его войска как минимум дважды проходили мимо этих мест.

29 июля 1670 года было принято решение идти вверх по Волге, а уже 15 августа жители Саратова встретили атамана хлебом-солью. С середины августа 1670 года до июля 1671 года Саратов был одним из центров восстания на Средней и Нижней Волге. Когда Разин потерпел поражения под Симбирском, то из Саратова он отступал по уже знакомым местам.

Многие поселения на берегу Волги считали, что бугор Стеньки Разина, который в настоящее время благозвучно называют утёсом, находится возле них. Но в XIX веке многие исследовали этот вопрос, сравнивали различные варианты и остановились на месте, что ныне зовётся утёсом Степана Разина. Исследования продолжались в XX веке.

Тарас Шевченко упоминал об увиденном утёсе во время путешествия по Волге в 1857 году.

Первое известное изображение утёса Степана Разина было сделано в 1838 году двумя братьями- художниками Григорием Григорьевичем Чернецовым (1802 -1865) и Никанором Григорьевичем Чернецовыми (1804 — 1879) во время путешествия по Волге от Рыбинска до Астрахани.

Первую фотографию утёса Степана Разина сделал в 1894 году известный нижегородский фотограф XIX — XX веков Максим Петрович Дмитриев (1858 -1948).

А теперь утёс фотографируют туристы, я не стал исключением.

Когда мы шли к центру утёса, то увидели кресло.

Нехилое такое сооружение, пяти метров в высоту, появилось на утёсе в мае 2019 года.

На табличке рядом с креслом рассказывается легенда, благодаря которой этот трон для великанов здесь появился.

«Легендарное кресло Стеньки Разина.

По преданию, Разин долго жил на этом бугре в роскошном шатре с ватагою. Жил богато — всё дорогим бархатом да шелком обито. А на самой вершине кресло стояло с насечкой из слоновой кости. С него, бывало, Разин высматривал купцов на Волге и расправу чинил… Большой, говорят, здесь клад зарыт, вот только кроме человеческих костей ничего найти пока не удалось. Местные жители уверяют, что при закате, когда тени длинные, на утесе можно различить очертания трона, а возле него самого атамана. Это мистическое место покрыто тайнами и легендами.

С этого места замечательно смотреть на Волгу и разглядывать проплывающие корабли.

Утёс Степана Разина, находящийся практически на границе Саратовской и Волгоградской областей, уже давно привлёк моё внимание. Это действительно очень живописное место, но ехать сюда в одну сторону 1000 км ради одной ночевки было бы глупо. Таким образом, планируя первое полноценное путешествие в Северную Осетию, было решено сделать крюк в 250 км и заехать к Утесу Степана Разина.

Проскочив через Саратов, который осмотрели лишь через окна автомобиля, выехали на финишную прямую, ведущую к селу Белогорское. Это ближайший населённый пункт к Утёсу степана Разина. От Белогорского к нему ведет не самая лучшая грунтовая дорога, по краям которой можно увидеть различную живность. Мы, например, увидели суслика.

А вот и тот самый утёс, на вершине которого мы решили поставить палатку и провести ночь. К слову, кроме нас там никого не было, но в выходные очень велика вероятность, что кто-то еще приедет сюда с палаткой. Также по утрам здесь появляются рыбаки.

Мы увидели здесь шикарный закат над Волгой и провели пару часов у костра, наслаждаясь тишиной и природой, после чего завалились спать.

Встали чуть ли не с рассветом, так как впереди у нас был еще долгий путь. Но само собой мы посвятили время и утесу Степана Разина, чтобы прогуляться и спустить вниз к Волге.

Утёс возвышается над водой аж на 35-40 метров. И, возможно, людям, боящимся высоты, будет некомфортно ночевать на его краю. Но палатку можно без проблем поставить и в паре десятков метров от него.

Утёс степана Разина - немного информации

Утёс Степана Разина- это эрозионный останец между Невольничьим оврагом и Дурман-горой. Исследователи говорят о том, что первые следы человека в этом месте датируются Бронзовым веком. В XVIII же веке Стенька Разин разбил здесь свой лагерь. Также об этом месте существует множество легенд. Поговаривают, что и клад здесь можно найти, и гробница Марины Мнишек отыскать.

На вершине этого утёса и располагался военный лагерь легендарного атамана. Отсюда его войско занималось грабежами купеческих кораблей, проплывавших по Волге. А захваченных пленников бросали в заточение в Тюрьминский (или Невольничий) овраг. Собственно, отсюда и пошло его название. Существует легенда, что именно здесь в Волге Стенька после сражения у Свиного острова утопил персидскую княжну — дочь командующего персидским флотом.

Археологи говорят о том, что в этих местах действительно стоял лагерь Степана Разина, но никаких подтверждений того, что он сам был здесь, не существует. В народе же бытует много легенд о спрятанных тут кладах атамана. Но все поиски сокровищ заканчивались для кладоискателей плачевно. Дело в том, что в этих местах сильное электромагнитное излучение, которое может навредить здоровью.

Кстати говоря, Утёс Степана Разина официально признан археологическим памятником природы Саратовской области. И если вы будете в этих местах, то посвятить ему время определенно стоит. А лучше всего, также как и мы приехать сюда с ночёвкой. Думаю, что вы точно не пожалеете.

Мы с удовольствием провели бы там ещё некоторое время и даже остались бы на ещё одну ночевку, но нас ждал Кавказ и красоты Северной Осетии.

В видео ниже можно увидеть Утёс Степана Разина во всей красе, а также услышать от меня несколько легенд об этом живописном месте.

Этим летом, помимо всего прочего, мне наконец удалось поснимать с воды тот самый легендарный и загадочно-мистический утёс Степана Разина, на котором я много раз уже бывал. Приближаясь, издалека открывается такой вид на утёсы и Дурман-гору.

Вот он, покрупнее.

Слева утёс, а справа от него овраг, где можно спуститься к берегу на автомобиле . Здесь таких мест немного. Да и выехать обратно бывает сложно)

Но спустившись, оказываешься на неплохом галечном пляже и даже есть место где можно поставить палатку, что некоторые и делают. Зачастую это рыбаки, которых тут можно встретить почти всегда.

В овраге видна печная труба от когда-то существовавшего здесь алебастрового завода.

Вид на Тюремный овраг.

Дурман-гора и обрывистый берег под ней. Высота этих обрывов около 40 метров, а самой горы — 186.

Утёс Степана Разина в анфас)

В районе утеса, подальше от воды, археологическими экспедициями действительно были обнаружены следы поселений и которым несколько тысяч лет, и времён Золотой орды, и городище времени восстания под предводительством Степана Разина. А так как его войско прошло по этим местам вдоль Волги до Саратова, по преданиям, заодно где-то тут утопив персидскую княжну, местные жители называют утесами или буграми Степана Разина разные места. Но этот вот утёс один из более-менее конкретно указанных. Хотя, скорее всего, ни Стеньки, ни его мятежного войска тут никогда и не было, они прошли стороной. Но легенда осталась.

Ну и какой же разбойник не спрячет клад? Конечно, он где-то тут зарыт, и были разные безуспешные попытки его найти и на самом утёсе. По одной из легенд, однажды у какого-то разбойника была найдена карта, на которой указано, что клад находится на этой самой Дурман-горе, с которой открывается шикарный вид на Волгу.

По преданиям, все, кто пробовал найти клад или исследовать эту гору начинали себя плохо чувствовать на ней. А с кем-то и вообще загадочные вещи творились — неведомые силы, бури, призраки, и прочее непонятное. В советское время один из трактористов рассказывал, что пока он спал — кто-то хлопал дверями трактора, чем будили его. Кстати, такую примерно историю мне рассказывал один знакомый, кто-то то открывал то закрывал ему двери авто, а происходило это лет десять назад в районе села Лох, местом связанным с еще одним легендарным разбойником — Кудеяром.
Но на самой горе, из недавних отзывов максимум, что люди начинают плутать непонятно, хотя там ни дорог, ни ориентиров нормальных нет, так что это можно объяснить. А вот плохого самочувствия ни у кого из знакомых не было, в том числе у меня, я не раз ночевал на этой горе с компанией. В интернетах встречается какое-то этому объяснение, что всё дело в электромагнитном излучении из разлома в земной коре на месте вулкана, существовавшего тут, но это по-моему больше похоже на журналистские выдумки.