Здесь мне поют дифирамбы на все лады лексическая ошибка

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 20.09.2024

Доступно для всех учеников 1-11 классов и дошкольников

Лексические нормы

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний.

- Начнём с орфоэпической разминки.

Отроческий, исповЕдание, знАмение, Искра, завИдно, танцОвщица, срЕдствами, кУхонный, обеспЕчение, экспЕрт ассиметрИя, красИвее, немотА, дремОта, сосредотОчение, щавЕль, слИвовый.

3.Определение темы урока.

- Вы согласны с этим высказыванием?

- Сегодня на уроке мы рассмотрим распространённые речевые ошибки и выработаем способ их предупреждения.

4.Работа по теме урока.

Лексические нормы – это …1) правильность выбора слова;

2) уместность его использования в общепринятых в языке

Нарушение лексических норм приводит к ошибкам. Составим таблицу.

П - это слова, сходные по звучанию и морфемному составу, но различающиеся лексическим значением.

Письмо отправили адресанту по почте .

- Выполним упр. 115 устно.

1.Мы подготовили/приготовили домашнее задание.

2.Он быстро освоил/усвоил второй иностранный язык.

3.Я никак не могу освоить/усвоить правило правописания корней с чередованием.

4.Врач выписал/прописал очень дорогое лекарство.

5.Это её главная/заглавная роль в спектакле.

6.Поставьте подпись/роспись под заявлением.

7.У президента компании авторитарный/авторитетный стиль управления.

8.Писатель хотел показать ширину/широту русской души.

Пояснение

1)Провести предварительную работу для осуществления, проведения и т. п. чего-л.

Привести в состояние готовности, годности к употреблению, использованию.

2)Научиться пользоваться чем-л., употреблять что-л., овладеть чем-л.

Сделать своим, присущим себе, привычным для себя что-л. новое, постороннее, чужое.

4)Списать откуда-л. (из книги, тетради и т. п.) часть текста, цитату и т. п.

Назначить больному какое-л. лекарство, процедуру, лечение.

5)Самый важный, существенный среди других; основной.

6)Фамилия, собственноручно написанная под чем-л. (под каким-л. текстом, рисунком, картиной и т. п.).

Декоративная живопись на стенах, потолках зданий и предметах быта.

7)Основанный на беспрекословном подчинении власти, авторитету.

Пользующийся авторитетом. Заслуживающий безусловного доверия.

8) П оперечное протяженье.

Свойство по прил. широкий.

Ужасно красивый костюм (слово ужасный употребляется в значении очень плохой, правильнее сказать: очень красивый костюм).

- Исправьте ошибки, вызванные нарушением лексической сочетаемости.

  1. Желание сделать рекорд заставляло его много тренироваться.
  2. Автор увеличивает впечатление о герое.
  3. В окно заглянул высокий веснушчатый шофёр.
  4. Литература играет очень большое эстетическое значение.

Ошибки в 1,2,4 предложении.

Т - повторение однокоренных слов или одинаковых морфем.

В конце 60-х годов сложилась сложная ситуация. (Слова сложная и сложилась однокоренные. Можно подобрать синоним трудная).

П - излишняя избыточность.

Художник послал на выставку свой автопортрет. ( Автопортрет – портрет самого себя.)

- Найдите случаи плеоназма и тавтологии. Исправьте ошибки.

1. Выехать нам не удалось, потому что начался проливной ливень. Т

2. У него сразу вспотели ладони рук. П

3. Следует сначала посоветоваться с коллегами по работе. П

4. Прейскурант цен вывешен на витрине. П

5. В заключение рассказчик рассказал еще одну забавную историю. Т

6. Между природой и человеком уже не существует существенной разницы. Т

Объясните знаки препинания в 1 предложении.

Ф – устойчивые сочетания.

В спорте большое значение играет регулярная тренировка. (Правильно: играет роль или имеет значение)

- Найдите в предложениях ошибки, связанные с контаминацией (сме шением) фразеологизмов. Запишите фразеологизмы, которые послужили основой для ассоциативных преобразований.

1. Еще совсем недавно ему пели фимиамы (дифирамбы). 2. Нельзя всех мерить (ровнять) под одну гребенку. 3. У них все было шито-крыто (шито) белыми нитками. 4. Когда я думаю о том, сколько страданий выпало на долю наших дедов и отцов, кошки рвут мне сердце на части (сердце рвётся на части). 5. Слушая его увлекательные рассказы, мы, дети, просто развешивали порой рты (развешивали уши). 6. От волнения у маленького певца язык ушел в пятки (душа ушла в пятки). 7. Мы за нашим директором как за каменной спиной (за каменной стеной).

Пояснение

Дифира́мб — жанр древнегреческой хоровой лирики, дионисийский гимн; в общелексическом значении — экстатическая песня (поэзия, музыка) в возвышенном стиле.

Объясните значение встретившихся фразеологизмов.

  1. Рефлексия.
  1. Результаты деятельности и их оценка.

- Что нового узнали на уроке?

На уроках русского языка, при написании сочинений и ,конечно, при подготовке к ЕГЭ по русскому языку. В целом, для развития культуры речи.

- Прочитайте отрывок из стихотворения Александра Кушнера. Какую проблему поднимает поэт? Что вы думаете о будущем русского языка?

Русский язык, как латынь, постепенно сойдёт на нет.

Те, кто писал на нём, промахнулись с заветной лирой…

Горе нам, бедным, теряющим речь, увы;

Скоро мы на верлибр перейдём и забудем рифму;

Учатся сторожевые рычать по-английски львы;

Битва при Гастингсе в школе Полтавскую сменит битву.

Верли́бр — в разной степени свободный от жёсткой рифмометрической композиции стих, занявший довольно широкую нишу в западной

1. Наша передача посвящена творчеству ветеранов технического творчества. 2. Дайте нам прейскурант цен. 3.Акт не подписан, а подписана копия, но на том экземпляре, что подписан, написано, что он переписан с подлинника, который не подписан. 4. Ветеранам вручили премию и памятный сувенир.
5. В связи с наличием свободной вакансии предприятие объявило конкурс. 6. Сегодня у нас в гостях гость из Волгограда. 7. Мы перед принятием решительных решений. 8. Студенты-первокурсники впервые дебютировали на сцене.

Задание 29. Устно исправьте неверное употребление фразеологизмов
(устойчивых сочетаний слов, обладающих целостным значением).

1. Мы заморили червячков. 2. Они довели его до белого колена. 3. Эта работа выеденного гроша не стоит. 4.Он первая спица в колеснице. 5. Я преклонил колени в знак почтения. 6. Кругом темнота – хоть глаз выколи. 7. Он все льет крокодильи слезы. 8. До экзаменов рукой подать. 9. Здесь мне поют дифирамбы на все лады. 10. Всего не предусмотришь, будь хоть семи пядей во лбу. 11.Не напускай туману:
и без этого трудно разобраться. 12. Он окончил школу и направил свои стопы в университет. 13. Я его давно знаю: очень добрый человек, мухи за всю жизнь не обидел. 14. Мы уже опаздывали и бежали очертя голову. 15. Он действительно работал положа руку на сердце. 16. Работы здесь хоть пруд пруди.

Задание 30. Исправьте в предложениях лексические ошибки.

Образец:Он преклонил голову ей на плечо.

1. Нужно подумать о кормах для животноводства. 2. Российские спортсмены прибыли на международные соревнования для того, чтобы принять участие в соревнованиях, в которых будут участвовать не только российские, но и зарубежные спортсмены. 3. Значительная часть сезона знаменуется ликвидацией снежного покрова. 4. Спонсоры внесли значительную лепту в организацию праздника. 5. Интерьер нашей улицы очень красивый. 6. Базаров – молодой человек с захудалым лицом. 7. Данный вопрос не входит
в нашу миссию. 8. Столяр сделал эту этажерку из дуба с четырьмя ножками. 9. Задача, поставленная перед нами, достигнута. 10. Успехами мы не блестим. 11. Ученики пристально слушали рассказ учителя. 12.Эта новость причинила ей удовольствие.

Задание 31. Устно исправьте в предложениях лексические ошибки.

Синтаксические нормы

Подлежащее и сказуемое в предложении должны быть согласованы, или координированы, по смыслу. Например, Строгая врач Иванова осмотрела больного. Неряха Коля облился молоком и под. При координации главных членов предложения возникают затруднения, когда они представляют собой словосочетания. 1. С подлежащим, выраженным сочетанием слов множество, ряд, часть, большинство, меньшинство с именем существительным или количественно-именным сочетанием (7 часов, несколько человек), сказуемое согласуется в единственном числе, если: · не подчеркивается активность лиц (Большинство студентов отсутствовало), · существительное обозначает животных, · составное числительное оканчивается на ОДИН, · сказуемое предшествует подлежащему; во множественном числе, если: · подчеркивается активность лиц (Часть студентов сдали экзамен), · при подлежащем есть причастный оборот или придаточное с союзным словом КОТОРЫЙ, имеющими форму мн.ч. (Часть работ студентов, выполненных в прошлом году, заслуживают высокой оценки). 2. При однородных подлежащих сказуемое употребляется в ед. числе, если оно находится перед подлежащим. Множественное число сказуемого используется тогда, когда оно находится после подлежащего: Гимназист и Саша всю дорогу плакали. Из района приехал следователь и врач (основной носитель действия – следователь). 3. При подлежащем, выраженном местоимением кто, кто-то, кто-нибудь и т.д., сказуемое стоит в единственном числе: Кто-то захотел расстроить наши планы.

Задание 32. Составьте и запишите предложения, подлежащими
в которых выступили бы следующие словосочетания.

Большинство произведений И. Бунина__________________________________________________________

Прокурор и его помощник____________________________________________________________________

Следователь и врач___________________________________________________________________________

Тридцать один строитель______________________________________________________________________

Кое-кто из наших____________________________________________________________________________

Русский синтаксис отличается богатством и разнообразием вариантов управляемых конструкций. Например, проехали лес, проехали через лес, проехали лесом, проехали по лесу и др.При использовании их в речи иногда возникают ошибки: письмо матери – неясно, это письмо к матери или письмо от матери; памятник Пушкина вместо памятник Пушкину и тому под. Для избежания ошибок необходимо внимательно относиться к управляемым конструкциям, используя более приемлемый вариант.

Задание 33. Из приведённых ниже словосочетаний выберите
и подчеркните правильную форму глагольного или именного управления.

Отзыв о диссертации – отзыв на диссертацию: вершить судьбами – вершить судьбы; преимущество над соперником – преимущество перед соперником; характеристика ученика – характеристика на ученика; оплачивать за проезд – оплачивать проезд; ждать поезд – ждать поезда; превосходство над другими – превосходство перед другими; тосковать о друге – тосковать по другу; подчеркнуть о необходимости – подчеркнуть необходимость; прийти из армии – прийти с армии; уверенность в победу – уверенность в победе; выйти с трамвая – выйти из трамвая; разведка на нефть – разведка нефти; контроль над производством – контроль за производством; предел терпения – предел терпению; способен на жертвы – способен к жертвам; описывается о жизни – описывается жизнь; удостоен наградой – удостоен награды; наблюдать
за больным – наблюдать больного; игнорировать на замечание – игнорировать замечание; ехать на трамвае – ехать трамваем – ехать в трамвае; продавать за три рубля – продавать по три рубля; не купить спички – не купить спичек; по окончании работ – по окончанию работ; характерен демократу – характерен для демократа; любительница печения пирогов – любительница печь пироги.

Ошибки в построении предложений возникают из-за неправильного употребления деепричастного оборота, который должен всегда указывать на дополнительное действие субъекта (подлежащего). Таким образом, действие глагола и действие деепричастия должны относиться к одному лицу или предмету. Ср.: Слушая глупые разговоры, теряется драгоценное время. – Слушая глупые разговоры, мы теряем драгоценное время.

Задание 34. Найдите и исправьте ошибки в употреблении деепричастного оборота.




Выберите один ответ.

a. метод аналогии
b. индуктивный
c. дедуктивный

Баллов за ответ: 0/1.

Question5

Какие элементы НЕ включает типовое резюме?

Выберите один ответ.

a. Наименование вакансии, на которую претендует автор
b. Наименование (название) документа
c. Персональные данные соискателя
d. Контактная информация

Баллов за ответ: 1/1.

Question6

К какому жанру относится данный текст? В справочнике описываются принципы русской орфографии и пунктуации и излагаются правила современной орфографии и пунктуации. Особое внимание уделено случаям, вызывающим затруднения у работников печати. Справочник адресован редакторам и корректорам.

Выберите один ответ.

a. тезисы
b. конспект
c. аннотация
d. реферат

Баллов за ответ: 0/1.

Question7

Синтаксическая норма нарушена в предложении:

Выберите один ответ.

a. Мы не успели предостеречь вас о надвигающейся опасности
b. Он никак не мог понять и смириться с этой ситуацией
c. Обязанности созданной комиссии - контролировать ход работ
d. Любой партии нужен харизматический лидер

Баллов за ответ: 1/1.

Question8

Укажите пример с ошибкой в образовании формы числительного

Выберите один ответ.

a. об обеих конференциях
b. в две тысячи десятом году
c. без троих спортсменов
d. с пятьюстами девяносто тремя

Баллов за ответ: 0/1.

Question9

Укажите имя собственное, которое НЕ склоняется

Выберите один ответ.

a. Чарли Чаплин
b. Гюстав Флобер
c. Булат Окуджава
d. Андрей Василенко

Баллов за ответ: 0/1.

Question10

Род речи, помогающий формированию научного мировоззрения, отличающийся научным изложением, глубокой аргументированностью, логической культурой - это

Выберите один ответ.

a. духовное красноречие
b. социально-бытовое красноречие
c. судебное красноречие
d. академическое красноречие

Баллов за ответ: 1/1.

Question11

Выберите один ответ.

a. изложение цели выступления
b. указание перспектив
c. краткое повторение основных тезисов
d. обобщение сказанного

Баллов за ответ: 0/1.




Question12

Укажите пример с ошибкой в образовании формы числительного

Выберите один ответ.

a. четырехсот двадцати
b. о пятиста семидесяти
c. за двести сорок вторым
d. трёмстам десяти

Баллов за ответ: 1/1.

Question13

Укажите пример с ошибкой в образовании формы Р.п. мн.ч.

Выберите один ответ.

a. гольф
b. яслей
c. носок
d. будней

Баллов за ответ: 0/1.

Question14

К какому стилю относится данный текст? В ответ на запрос от 05.06.09 по поставке партии компьютеров сообщаем Вам, что готовы его выполнить. Конкретная информация о ценах, сроках поставки, транспортировке и форме оплаты дана в приложении.

Выберите один ответ.

a. научный
b. официально-деловой
c. публицистический
d. разговорный

Баллов за ответ: 1/1.

Question15

Укажите пример с ошибкой в образовании формы числительного

Выберите один ответ.

a. с четверыми ребятами
b. двустам тридцати
c. в две тысячи девятом году
d. семисот тридцати

Баллов за ответ: 0/1.

Question16

Укажите лексическое значение слова карт-бланш

Выберите один ответ.

a. военная карта местности
b. чистый разлинованный лист бумаги
c. чистый бланк, подписанный лицом, предоставляющим другому лицу право заполнить этот бланк по своему усмотрению
d. талон, заменяющий билет

Баллов за ответ: 1/1.

Question17

Что означает фразеологическое сочетание идти ва-банк

Выберите один ответ.

a. действовать, рискуя всем
b. идти вперед
c. идти в надежный банк
d. поступать глупо, неосмотрительно

Баллов за ответ: 1/1.

Question18

В каком ряду во всех словах ударение поставлено Неверно?

Выберите один ответ.

a. пуловер, премировать
b. прибыла, сливовый
c. эксперт, коклюш
d. собрались, шарфов

Баллов за ответ: 0/1.

Question19

Укажите цель следующего выступления. Я верю, что так и будет. Верю в мудрость и здравый смысл нашего великого народа. Верю, что народ проголосует на выборах: За власть народа! За честь и достоинство Российской державы! За закон и порядок!

Выберите один ответ.

a. убеждающая
b. агитационная
c. развлекательная
d. информационная

Баллов за ответ: 0/1.

Question20

Укажите правильный вариант библиографического описания статьи.

Выберите один ответ.

a. Риторическая герменевтика и интерпретация текстов права//Риторика. - 1997. - №1. - С.103-107.
b. Соболев А.К. Риторическая герменевтика и интерпретация текстов права//Риторика. - С.103-107.
c. Соболев А.К. Риторическая герменевтика и интерпретация текстов права//Риторика. - 1997. - №1. - С.103-107.
d. Соболев А.К. Риторическая герменевтика и интерпретация текстов права//Риторика. - 1997. - №1.

Баллов за ответ: 1/1.

Question21

Античный риторический канон выделял … этапа(ов) подготовки и произнесения речи:

Выберите один ответ.

a. 2
b. 5
c. 4
d. 3

Баллов за ответ: 1/1.

Question22

Выберите один ответ.

a. основная часть
b. зачин
c. вступление
d. концовка

Баллов за ответ: 0/1.

Question23

РЕЗЮМЕ пишется…

Баллов за ответ: 0/1.

Question24

Для какого способа изложения характерно изложение материала от общего к частному:

Выберите один ответ.

a. ступенчатый
b. аналогия
c. индукция
d. дедукция

Баллов за ответ: 0/1.

Question25

Данный ниже отрывок является частью… Пособие содержит теоретический материал и систему разнообразных упражнений, выполнение которых ставит целью развитие речевых способностей учащихся. Книга адресована учащимся старших классов, учителям русского языка, студентам вузов, а также всем, кто хочет сделать свою речь более грамотной, убедительной и выразительной

Выберите один ответ.

a. аннотация
b. реферат
c. конспект
d. тезисы

Баллов за ответ: 1/1.

Question26

Укажите правильный вариант библиографического описания книги одного автора.

Выберите один ответ.

a. Ю.Н.Демин Физика металлов. - М.:МГИУ, 2003. - 143с. Демин Ю.Н. Физика металлов. - М.:МГИУ, 2003. - 143с.
b. Демин Ю.Н. Физика металлов. - 2003. - 143с.
c. Демин Ю.Н. Физика металлов. - М.:МГИУ, 2003. - 143с.
d. Физика металлов/Ю.Н.Демин. - М.:МГИУ, 2003. - 143с.

Баллов за ответ: 0/1.

Question27

Какую фразу можно использовать, вводя в речь аргумент к авторитету?

Выберите один ответ.

a. Как сообщалось в газете…
b. Замечательный русский судебный оратор Х1Х века П.С.Пороховщиков писал…
c. Все российские ученые и ученые Европы считают…
d. Как сказал мне один местный журналист…

Баллов за ответ: 1/1.

Question28

Укажите правильный вариант последовательности библиографического описания книги. А. Заглавие Б. ФИО автора В. Количество страниц Г. Год издания Д. Издательство Е. Место издания

Выберите один ответ.

a. Б,А,Д,Е,Г,В
b. А,Б,Е,Д,В,Г
c. Б,А,Е,Д,Г,В
d. А,Б,Е,Д,Г,В

Баллов за ответ: 0/1.

Question29

Цель: развитие навыка нахождения фразеологизмов в тексте и определение их синтаксической роли; пользования словарями русского литературного языка.

Литература: фразеологический словарь, дидактический материал, словари русского литературного языка.

Ход выполнения занятия:

Если теоретический материал по ссылке просмотреть будет невозможно, обращаетесь к учебнику Антоновой Е.С., Воителевой Т.М. Русский язык и культура речи: учебник для сред. проф. образования. - 5-е изд., стер. — М., 2014.- 384с. (учебник прикреплён отдельным файлом) § 21, 22

2.Выполнить письменно упражнения.

Срок сдачи практической работы: к следующему занятию по расписанию.

Дополнительный материал для внимательного прочтения!

Виды лексических ошибок

1. Смешение слов, близких по значению: крайний и последний, любить и уважать, спать и отдыхать, профессия и специальность, новорождённый и именинник,учитель и преподаватель, годовщина и юбилей.




2. Смешение слов, близких по звучанию: индейка – индианка, одинарный – ординарный, экскаватор – эскалатор, декрет – кредит, фауна – флора, АвстрияАвстралия, Швеция – Швейцария, нотариальная (контора) – натуральная и т.д.

3. Смешение слов, близких по значению и по звучанию (паронимов): командировочный – командированный, дипломат – дипломант, одеть – надеть, представить – предоставить, главный – заглавный, сытый – сытный, невежа – невежда, туристский – туристический и т.д.

6. Плеоназмы (от греческого pleonasmos – переизбыток) – словосочетания, в которых значение одного компонента (слова) полностью входит в значение другого (смысловое дублирование): март месяц, лично я (ты, он), период времени, прейскурант цен, адрес местожительства, основной костяк, памятные сувениры, мемориальный памятник, народный фольклор, свободная вакансия, внутренний интерьер, продолжай дальше, вдруг неожиданно, очень сильно и т.п.

7. Тавтология (от греческих tauto – то же самое и logos – слово) – крайняя форма, разновидность плеоназма – непреднамеренное употребление в пределах фразы однокоренных слов; более грубая ошибка, так как происходит дублирование и на уровне содержания, и на уровне формы: проливной ливень, гостеприимно приняли, соединить воедино, вновь возобновить, бездонная бездна, заданное задание и т.п. Тавтологию не следует смешивать с повторами. Тавтология – это словосочетание, состоящее из двух однокоренных слов (заданное задание), а повторы – это многократное использование на небольшом отрезке речи одного и того же слова, словоформы, фразеологизма: Я записал задание. Придя домой, я стал выполнять задание. Я легко справился с этим заданием. Повторы создают однообразие речи, т.е. делают ее бедной, следовательно, это не лексическая, а стилистическая ошибка – нарушение принципа богатства речи. Далеко не все плеоназмы и тавтологии являются нарушением нормы (см.: Аникин, А.И. Употребление однокоренных слов в предложении. – М., 1965).

8. Неустраненная (неснятая) многозначность, порождающая двоякое осмысление высказывания: Это предложение следует оставить (сохранить или отбросить?); Ты уже отходишь? (выздоравливаешь или умираешь?); Студенты разбирают книги (перебирают или берут себе?) и т.п.




К лексическим ошибкам следует отнести и употребление в речи слов-сорняков (паразитов), поскольку они не несут никакой смысловой нагрузки, т.е. семантически опустошенных слов, засоряющих речь и затрудняющих ее понимание: как бы, ну, это, это самое, так сказать, как говорится и др.

Виды фразеологических ошибок

1. Замена слова в составе фразеологизма: Она держит его в ежовых варежках (рукавицах); Пришли к шляпочному разбору (шапочному); Они вставляют ему прутья в колеса (палки); Иванушка рос не по дням, а по ночам (по часам); Я выполнил львиную часть работы (долю) и т.п.

2. Усечение фразеологизма (пропуск слова): Я более менее готов к экзамену (более или менее); Его успехи оставляют желать… (лучшего); Ты работаешь на износ, а это чревато… (тяжелыми / неприятными последствиями); Нечего биться … об стенку – сам виноват (головой); Хлестаков мечет бисер …, а ему все верят (перед свиньями) и т.п.

3. Расширение лексического состава фразеологизма (лишнее слово): Пора тебе браться за свой ум; Не все могут дать хороший, достойный отпор; Я этого до своего гроба не забуду; Вы обратились не по тому адресу; Вернулся к отеческим родным пенатам; У него тяжелая, сильная рука и т.п.

4. Искажение грамматической формы компонентов (слов) в составе фразеологизмов: Хватит бить баклушу – пора работать (баклуши); Нечего лить крокодильи слезы (крокодиловы); Грабят среди белого дня (средь бела); Не ходи на босую ногу (босу); Меня чуть кондрашка не хватила (хватил); Он работает спустив рукава (спустя); Вернулся в родные пенаты (к родным пенатам) и т.п.

5. Контаминация (от латинского contamination – смешение) – смешение и совмещение частей двух сходных по форме или по значению фразеологизмов: Он выбивался из кожи (лез из кожи + выбивался из сил); Я тертый воробей (тертый калач + стреляный воробей); Это имеет большую роль (имеет значение + играет роль); Этому вопросу уделяли серьезное значение (уделять внимание + придавать значение); Книга произвела на людей большое влияние (произвести впечатление + оказать влияние) и т.п.

6. Плеонастические сочетания с фразеологизмами: случайная шальная пуля, путеводная нить Ариадны, уязвимая ахиллесова пята, напрасный мартышкин труд, петь хвалебные дифирамбы, нерифмованные белые стихи и т.п.

8. Нарушение стилистической сочетаемости фразеологизмов (использование фразеологизмов сниженной стилистической окраски в книжных стилях, и наоборот – книжных фразеологизмов в бытовых ситуациях): Калашников задал жару Кирибеевичу; Элен сделала из Пьера Безухова дойную корову, а сама наставляла ему рога; Моего мужа золотой телец одолел; и т.п.

Упражнение 1.

Выберите из слов в скобках необходимые (с учетом лексической сочетаемости слов). Запишите получившиеся словосочетания в тетрадь.

(Облокотиться, опереться) спиной, заклятый (друг, враг), вороной (конь, цвет), стоимость (высокая, дорогая), цена (низкая, дешевая), играть (значение, роль), (оказывать, производить) впечатление, (наступила, началась) война, плеяда (талантливых ученых, сквернословящих хулиганов), глубокая (старость, юность, ночь).

Упражнение 2.

Исправьте предложения, в которых наблюдается речевая избыточность. Запишите в тетрадь правильный вариант.

1) Я подпрыгнул вверх и сорвал вишню.

2) От стыда парнишка опустил голову вниз и молчал.

3) Сергей – настоящий меломан пения и музыки.

4) Врач обнаружил нарушение двигательной моторики желудка.

5) Все гости получили памятные сувениры.

Упражнение 3.

Вспомните фразеологические обороты, начало которых дано в тексте. Устно объясните их значение, обра­щайтесь за справками к фразеологическим словарям. Выпишите в тетрадь эти фразеологизмы.

1) На садовом участке ребята работали дружно, старались не ударить …

2) Бросились искать приезжего. а его и след .

3) У Сережи с Мишей дружба крепкая: их водой .

4) Ты всегда преувеличиваешь, делаешь из мухи .

5) Мы его расспрашиваем, а он словно воды .

Упражнение 4.

Распределите фразеологизмы по трём группам: фольклор, мифология древнего мира, история.

За тридевять земель, кануть в Лету, при царе Горохе, казанская сирота, Пиррова победа, филькина грамота, провалиться в тартары, ахиллесова пята, муки Тантала, по щучьему велению, кричать в всю ивановскую, поднять на щит, троянский конь, коломенская верста, перейти Рубикон, вавилонское столпотворение, положить в долгий ящик, рожки да ножки, у разбитого корыта, прометеев огонь, молочные реки и кисейные берега, метать громы и молнии, дамоклов меч.

Упражнение 5.

В приведённых ниже примерах укажите ошибки в употреблении фразеологизмов. Исправьте предложения, если это необходимо, или мотивируйте целесообразность такого употребления.

1. Не мудрствуя долго, приведу в доказательство своей правоты русскую пословицу. 2. В связи с участившимися терактами всем надо держать уши наготове. 3. Лелею себя надеждой, что моя статья вам понравится. 4. Игорь уходил в поход неопытным новичком, а вернулся из экспедиции старым матерчатым волком. 5. Как говорится, чем дальше в лес, тем больше щепки летят: работа требовала всё большего напряжения. 6. После смены руководства жизнь на заводе забила другим ключом. 7. Вскоре и эта пирамида рассыпалась как мыльный пузырь. 8. Со всех своих длинных ног он бросился бежать. 9. Меня не так-то просто провести вокруг пальца. 10. Это дешевле, чем пареная репа.

lanastlana

1. Сейчас хорошего специалиста днём с огнем не сыщешь. | 2. На всякий пожарный случай мы взяли с собой зонтик. | 3. Этого афериста нужно вывести на чистую воду. | 4. В глазах у него стояли слёзы. | 5. Скрепя сердце мы согласились с навязанным нам решением. | 6. Давайте смотреть правде в глаза.

| 7. Сейчас эта история уже давно канула в лету. | 8. Львиная доля доходов оседает в столице. | 9. Все хвалили Игоря и пели ему дифирамбы. | 10. Нам нужно сейчас трудиться не покладая рук.

Новые вопросы в Русский язык

584, Перегтишите, раскрывая скобки. В случае затруднения пользуйтесь орфографический словарём. Поднялись (најверх, бродили (поодиночке, нужен (до)заре … зу, покосилось (на)бок, вскочия (набегу, по- бывал (в)первые, сварили (в)крутую, ягод (В)доволь, гуляли (по)долгу, входите (по)одному, (в)начале ус- покойтесь, (с)начала зимы, (в)конец поезда, жили (по) просту, (в)высь небесную, (заўчастую бывал, скучно (в)двоём, надеяться (понапрасну, поймать (на)лету, поднять (најскаку, (с)начала отдохнём, стреляли (8) далеке, трещит (безумолку, работает (бездушн, бе- реги (с)молоду, посмотрел (в)низ, сдвинул (с) места, (с)разбегу прыгнул.Аааааа Помогитее​

составить слово (слова) из букв Г, А, Л, Е, Р, А.если слова два, то букву нужно использовать только один раз. что не понятно пишите в каментарии​

(1)В г..рах в..сна наступа..т стр..мительно(3). (2)Утром начинается сн..гопад. (3)Днём проглян..т со..нце поплывут и исп..рятся ра..цв..тут(2) ж..лтые … цв..ты, которые р..стут на склонах. (4)А (к)веч..ру з..мля уже подсохн..т останутся лишь неб..льш..е лужиц. (5)За ноч.. в них и (в)руч..ях намёрзн..т лёд. (6)А на другое утро глян..шь с в..ршины и залюбу..шся. (7)Небо яс..ное голубое а з..мля з..лёная, умытая росой. (8)Кажется, будто она ро(б/п)ко см..ёт..ся, как девоч..ка в нов..м наряде. (9)Никакие сн..га туманы д..жди и ветры (не)могут сдержать в..сну. (10)В..сна-это з..лёный пожар, который рапространя..тся всё выше и выше, под самые веч..ные льды. Выпиши предложение с однородными подлежащими, подчеркни подлежащие.

(12) Выпиши из 16-го предложения все имена существитель в той форме, в которой они употреблены в пред ложении. Укажи род, склонение, число, падеж одно … й из форм имени существительного (на выбор). Ответ.​

8 Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно Твои Одноклассники поняли его содер- жание. Запиши свой вопрос. TRAT​

Читайте также: